На заре бардовской песни и причем здесь ЦСДФ...


На заре бардовской песни и причем здесь ЦСДФ...

01.12.2024

Как известно, в прежние годы на Центральной студии документальных фильмов работали самые разные люди. Кто-то сумел себя здесь полностью реализовать и в конечном итоге влиться в прославленный коллектив, кто-то лишь задержался на короткое время, а потом нашел свое призвание в совершенно другой сфере. К числу последних относится и Сергей Кристи (младший брат режиссера Леонида Кристи) — актер, поэт, журналист.

Сергей Михайлович Кристи (1921-1986) родился в Ленинграде в семье профессионального революционера, члена РСДРП Михаила Петровича Кристи. В 1926 году семья переехала из Ленинграда в Москву. С этого момента жизнь Сергея Кристи напоминала гонки со временем. Почему? Да потому, что само время тогда стремительно неслось неведомо куда — события в стране и мире развивались с космической скоростью.

Вот основные этапы пути нашего героя. Средняя школа, потом учеба в школе-студии Центрального театра Красной армии, служба в РККА.  В годы Великой Отечественной — армейские концертные ансамбли, школа пилотов (морских летчиков), работа военным корреспондентом. После войны — актер Центрального театра кукол под руководством С. Образцова, затем старший администратор цеха съемок ЦСДФ. Он постоянно в поиске и наконец находит свое призвание в журналистике — всерьез и надолго. С 1953 года Сергей Кристи живет в Подмосковье, работает ответственным секретарем Воскресенской районной газеты. Много пишет — репортажи, статьи, публицистика, и конечно же, стихи.

Теперь о главном. После войны Сергей Кристи сочинял песни совместно с Алексеем Охрименко и Владимиром Шрейбергом с которыми подружился еще в школе. Творческое содружество Кристи – Охрименко – Шрейберг продолжалось с 1947 по 1953 год. В этот период ими написаны: «Батальонный разведчик», «Лев Николаич Толстой», «Отелло», «Гамлет» и многие другие. Автор музыки песен: Владимир Шрейберг.  В музыкальных аранжировках иногда помогал композитор Виталий Гевиксман (с 1949 по 1952 год — старший музыкальный редактор ЦСДФ, впоследствии он напишет замечательную музыку к сериалу «Великая Отечественная»). В 50-е годы песни стали широко известны и считались народными. Авторство было установлено лишь в начале 90-х годов, когда тексты песен напечатала газета «Литературные новости», а сами они исполнены Алексеем Охрименко на бардовских концертах, которые тогда устраивал Эдмунд Иодковский. Считается, что цикл песен КристиОхрименкоШрейберга оказал заметное влияние на поэзию Высоцкого. Кстати, Владимир Семенович и сам замечательно пел «Батальонного разведчика».

Я был батальонный разведчик,
А он — писаришка штабной,
Я был за Россию ответчик,
А он спал с моею женой…

Ой, Клава, родимая Клава,
Ужели судьбой суждено,
Чтоб ты променяла, шалава,
Орла на такое говно?!

Забыла красавца-мужчину,
Позорила нашу кровать,
А мне от Москвы до Берлина
По трупам фашистским шагать…

Шагал, а порой в лазарете
В обнимку со смертью лежал,
И плакали сестры, как дети,
Ланцет у хирурга дрожал.

Дрожал, а сосед мой - рубака,
Полковник и дважды Герой,
Он плакал, накрывшись рубахой,
Тяжелой слезой фронтовой.

Гвардейской слезой фронтовою
Стрелковый рыдал батальон,
Когда я Геройской звездою
От маршала был награжден.

А вскоре вручили протезы
И тотчас отправили в тыл…
Красивые крупные слезы
Кондуктор на литер пролил.

Пролил, прослезился, собака,
А всё же сорвал четвертак!
Не выдержал, сам я заплакал,
Ну, думаю, мать вашу так!

Грабители, сволочи тыла,
Как носит вас наша земля!
Я понял, что многим могила
Придет от мово костыля.

Домой я, как пуля, ворвался
И бросился Клаву лобзать,
Я телом жены наслаждался,
Протез положил под кровать…

Болит мой осколок железа
И режет пузырь мочевой,
Полез под кровать за протезом,
А там писаришка штабной!

Штабного я бил в белы груди,
Сшибая с грудей ордена…
Ой, люди, ой, русские люди,
Родная моя сторона!

Жену-то я, братцы, так сильно любил,
Протез на нее не поднялся,
Ее костылем я маненько побил
И с нею навек распрощался.

С тех пор предо мною всё время она,
Красивые карие очи…
Налейте, налейте стакан мне вина,
Рассказывать нет больше мочи!

Налейте, налейте, скорей мне вина,
Тоска меня смертная гложет,
Копейкой своей поддержите меня –
Подайте, друзья, кто сколь может…