Источник: www,kinoprofsoyuz.ru / 29 октября 2024 г.
В материале, опубликованном на сайте МПК, поднимается вопрос о включении в титры технических и административных работников съемочных групп.
Недавно один из участников съемочной группы, работавший на позиции костюмера, обратился за консультацией в Межрегиональный профсоюз кинематографистов.
Костюмеру предоставили на подписание договор о возмездном оказании услуг, где было обозначено, что заказчик имеет право не указывать работника в титрах в силу того, что он выполняет лишь технические и организационные функции. Мы обратились за разъяснением к нашим партнерам – юридической компании 4/3 Agency, которые активно сотрудничают с цеховыми объединениями и уже помогали нам разобраться с вопросом невключения в титры.
Спорный на этот раз пункт в договоре был сформулирован следующим образом:
«Заказчик вправе не указывать имя Исполнителя в титрах Фильма, т. к. характер оказываемых Исполнителем по настоящему Договору услуг носит организационно-технический характер»
Список услуг костюмера при этом включал в себя:
Многие считают подобные условия несправедливыми, так как это мешает работнику собирать портфолио и объективно девальвирует его вклад в процесс кинопроизводства. Но является ли такое положение договора не только несправедливым, но и противоречащим текущему законодательству?
Рассматривая данный вопрос, прежде всего, стоит понимать, кто вообще может являться автором произведения. Согласно ст. 1257 ГК РФ «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано».
Исходя из прямого толкования этой нормы права следует, что автором произведения является гражданин, который собственным творческим трудом создал такое произведение. Иными словами, чтобы признаваться автором какого-либо произведения (результата интеллектуальной деятельности) и чтобы в принципе такое произведение признавалось созданным, автор (гражданин) должен внести именно творческий вклад, но никак не технически-организационный, что напрямую закреплено в ст. 1259 ГК РФ и ст. 1228 ГК РФ, где указано на то, что авторским правом не охраняются идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, а авторами не признаются граждане не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
Также ст. 1265 ГК РФ гласит:
«Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен».
Иными словами, у автора произведения, которое создано его творческим трудом, возникает неотчуждаемое и безусловное право быть упомянутым в экземпляре такого произведения, в случае фильма – в титрах. Автор вправе сам решать, предоставлять согласие на анонимное использование или нет. При этом, если продакшн отказывает автору произведения во включении его в титры, у автора появляется рычаг давления в виде отказа от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг и передачи исключительных (авторских) прав на созданное произведение, что ставит продакшн в ситуацию, при которой он не сможет использовать фильм.
Однако исходя из списка услуг, которые фактически оказывает костюмер, по вышеприведенному договору какие-либо результаты интеллектуальной деятельности действительно не создаются – эта деятельность носит в большей степени технически-организационный, чем творческий характер. То есть исполнитель не является автором какого-либо произведения, а значит, правовой рычаг воздействия на продюсера у него отсутствует. Поэтому право на включение или невключение такого исполнителя в титры остается на усмотрение компании-производителя.
Такое условие в договоре является абсолютно нормальным и достаточно распространенным, а также коррелирует с действующим законодательством, в частности — со ст. 421 ГК РФ, предписывающей свободу договора в формулировании его формы и условий.
С другой стороны, одним из источников права является обычай делового оборота, то есть широко сложившееся в предпринимательской деятельности правило поведения. В ст. 8 ГК РФ указано:
«Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».
Иными словами, если в практике сложился какой-либо стандарт поведения, то он применяется независимо от того, зафиксировано ли это в объективной форме.
К сожалению, обычай не носит преимущественного характера перед правилами, установленными действующим законодательством, а также положениями заключенного между сторонами договора. То есть независимо от того, что обычно в титры включаются абсолютно все участники съемочной группы, включая творческий и технический персонал, указание в договоре на право продюсера не включать в титры того или иного участника не противоречит действующему законодательству и полностью коррелируется с положениями ст. 421 ГК РФ, устанавливающей свободу в формировании договора и его условий.
Таким образом, в вопросе включения или невключения в титры технические и административные работники сегодня находятся в уязвимом положении – в одиночку они не могут влиять на продюсера, у них нет для этого правовых рычагов. Выходом из данной ситуации является проведение переговоров по этому вопросу с подробным обоснованием своей позиции. А идеальное решение – проведение коллективных переговоров от лица профсоюза с объединением продюсеров и заключение отраслевого соглашения, регулирующего в том числе и подобные вопросы. Именно это и является целью деятельности Межрегионального профсоюза кинематографистов.