Летом 1913 года Москву мучила жажда. Перед началом Первой мировой войны город испытывал большую нужду в простой питьевой воде. Москве-реке угрожала опасность быть выпитой до самого дна. Обводнить маловодную реку решили при советской власти строительством канала Москва-Волга. Вскоре Москва-река превратилась в глубоководную судоходную артерию. В конце пути волжская вода добралась до границ города. В Химках был построен Центральный речной вокзал. В 2024 году по предложению мэра Собянина вокзал был отреставрирован и стал вновь красоваться шпилем с рубиновой звездой, а здание вокзала — утыканным бесчисленным количеством греческих колонн. Здание гордо возвысилось над водной гладью водохранилища, где когда-то плавала народная артистка Любовь Орлова во время съёмок знаменитого фильма «Волга-Волга».
Зимой водная гладь превращалась в ледяной хрусталь, покрытый кое-где снегом. В начале пятидесятых годов прошлого века на этом зимнем природной ипподроме проводился мотоциклетный кросс — соревнования на Кубок Валерия Чкалова, знаменитого лётчика, совершившего первый перелёт через Северный полюс в Америку.
В первые послевоенные годы проведение соревнования (кросса) организовывал генерал-майор авиации, командующий ВВС Московского военного округа Василий Иосифович Сталин, сын любимого вождя. Среди участников — команды Военно-воздушных сил (ВВС), «Буревестник, «Трудовые резервы», «Крылья Советов», «Динамо». Каждая команда состояла из гонщиков на мотоциклах разной мощности, начиная от 125 кубических сантиметров до машин с колясками (на каждой коляске размещался второй гонщик, помогающий при движении).
Зима, снег ледяной покров создавали трудности для гонщиков. Трасса проходила по льду до противоположного берега, до деревни. Сделав круг, надо было вернуться обратно к речному вокзалу, к финишу. Рассказывать о трудностях во время прохождения кросса сложно, все прелести не запомнить.
Летом на Минском шоссе в районе посёлка Баковка проходили другие соревнования на мотоциклах – шоссейные гонки. Движение по шоссе перекрывалось, существовал объезд. С небольшого пригорка с растяжкой «Старт» начинались соревнования, в которых участвовали гонщики на мотоциклах разных моделей. Старт происходил раздельно. После войны советская промышленность мало выпускала мотоциклов в свободную продажу, но было много трофейных машин.
Доморощенные специалисты пытались самостоятельно собирать двигатели под конкретное топливо. Для увеличения мощности мотора часто вместо бензина применяли особую смесь горючего: чтобы увеличить октановое число смешивали спирт и касторовое масло, на этой смеси и работали моторы. Запах от выхлопов отработанной смеси был очень специфическим: напоминал букет французских духов, парфюм.
Зрители любили гонки. Расположившись вдоль шоссе на пригорке с канавой, отделяющей людей от шоссе, они с нетерпением ждали появления лидера гонки. Я запомнил фамилию одного из гонщиков – Король. Вспоминается, как вдалеке очень тихо зазвучал мотор мотоцикла. Звук постепенно нарастал, народ поднялся с места, и в это время мимо пронёсся гонщик, согнувшийся в три погибели, с развевающимся шарфом на шее. Финиш совсем близко.
На месте старта и финиша на пригорке рядом с небольшой сосновой рощей располагались на грузовых машинах торговые ряды. Торговали мороженым, бутербродами с сыром и колбасой, сладкой водой крем-сода, пивом в бутылках, хлебом и прочей снедью.
Руководил управлением соревнований Василий Иосифович Сталин.
***
Мой отец Георгий Иванович имел собственный трофейный мотоцикл марки NSU с мощным мотором и английской коляской с левой стороны крепления с мотоциклом. У него был знакомый механик из команды ВВС. Однажды он приехал за отцом на своём мотоцикле-одиночке, чтобы вместе отправиться на гонки. Я уговорил отца, чтобы и меня взяли. Поехали на Минское шоссе на место старта: впереди сидел механик, меня запихнули между ним и отцом, сидевшим на заднем сидении. Я как сосиска болтался между ними, подгибая ноги, потому что боялся зацепиться за асфальт. Мы на бешеной скорости ехали по московским улицам. Доехали. У меня впечатлений было уже достаточно, как у лягушки-путешественницы из сказки. Были соревнования на преодолении горы с разметками. Спортсмены преодолевали препятствия, взбирались на гору. Учитывалось время восхождения. Было две попытки: с разгона и с места начала подъёма.
***
Москва. 2024 год. В майские дни состоялся весенний велофестиваль. Началось всё с заезда по Садовому кольцу. После него началась процессия велолюбителей. Такое количества велосипедов, какое предстало тогда на Садовом кольце, можно увидеть крайне редко. Словно тараканы выползли двухколёсные чудовища из всех щелей столицы — 65 тысяч любителей крутить педали.
25 мая 2024 года, воскресенье. Москва, Вороьбёвы горы, смотровая площадка. Знаменитый вид на величественную столицу. Рядом по соседству Поклонная гора, знаменитая своей историей. Целый день ждал император Франции Наполеон I на этом месте ключей от столицы. Не дождался. На Воробьёвы (Ленинские) горы в наши дни приходят гости Москвы и влюблённые пары, чтобы насладиться видом великого города.
Сегодня – исключение. В 12 часов дня даётся старт любителей мотоциклетного передвижения по нашей матушке-России. Уже собралось большое количество мужчин в кожаных куртках, восседающих на двухколёсных рычащих чудовищах. И вся эта ревущая железная стая ждёт старта. Это — начало, открытие сезона. Мэр Собянин даёт старт. Гудящая резкими голосами лавина колёс двигается к Садовому кольцу. Каждая механическая лошадь рычит на своём языке. Нескончаемым потоком двигается эта масса гудящего металла. Каждый пытается выделиться, поддать газку, красуясь на своём скакуне. Более мощные мотоциклы гудят густым басом – это байки марки Харлей Дэвидсон. На Садовом кольце около углового дома под номером 2 улица делает поворот к Крымскому мосту. Группа мотоциклистов в шлемах несётся по прямой в сторону моста как закованные в латы немецкие «псы-рыцари», идущие в атаку, красуясь друг перед другом своей мощью. Модели мотоциклов разные, преимущественно с высокооборотными моторами японцы, четырёхтактные американцы и немцы. Всё это громыхает и несётся нескончаемым потоком к Крымскому мосту, а потом – по замкнутому кругу без конца и начала. Изредка проезжают эксклюзивные модели. Но в общей массе – громыхающая лавина железа, одиночки. Вся эта лавина техники двигалась с правой стороны по направлению к Крымскому мосту с 12 до 13часов дня. После этого жесткая полировка асфальта на Садовом кольце закончилась. Открытие нового сезона состоялось.