Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Материал публикуется впервые.
В Москве есть всё, даже вечный двигатель. Это — Садовое кольцо. Там бесконечное движение. Кроме того, у Садового кольца нет ни начала, ни конца. Так, улица Садовая-Триумфальная перетекает в Садовую-Каретную, а улица Садовая-Самотёчная — в Садовую-Сухаревскую. Существуют улицы, которые впадают, как ручьи, в основную магистраль. Улица Малая Дмитровка (бывшая Чеховская) пересекает Садовое кольцо и приобретает другое название — становится Долгоруковской. Здесь в середине улицы, во дворе находился небольшой двухэтажный флигель. На втором этаже постройки жил Костя Дурнов с родителями и двумя братьями — Игорем и Львом. Во дворе стоял гараж с приличной машиной марки ЗИМ, очень любимой восточным народом за вместительность и багажник. Отец Кости, Кузьма Данилович Дурнов был директором военного завода на Урале. На другой стороне Садового кольца вдалеке виднелся переулок под названием Лихов. В дом № 6 находилась Центральная студия документальных фильмов.
В этом доме (Лихов переулок, 6) прошли вся юность и большая часть жизни Константина Дурнова. Здесь он, как и многие другие работники студии, начинал свою деятельность с «мальчика на побегушках» в операторском и других цехах. Помочь оператору, поднести киноаппаратуру, поставить штатив — подобную работу описал Антон Павлович Чехов в рассказе про Ваньку Жукова, работника сапожной мастерской. У каждого ученика при желании учиться ремеслу со временем появляется учитель.
Абрам Львович Хавчин преподал первые уроки профессии Костику (так он ласково называл ученика). Абрам Львович — фронтовой кинооператор, дважды лауреат Сталинской премии за фильмы «Возрождение Сталинграда» и «Освобождённый Китай» (1951). Абрам Львович — любитель съёмок классического репертуара и солистов Большого театра: «Лебединое озеро» (1960), «Иван Козловский» (1960), «Галина Уланова» (1963), «Майя Плисецкая» (1964). Любовь Абрама Львовича к классике не передалась по наследству Константину Кузьмичу — последнего поманила служба в Советской Армии. В 1965 году вернувшемуся работать на ЦСДФ Косте помог устроиться ассистентом оператора знакомый отца — режиссёр студии Владимир Николаевич Бойков.
В 1966 году во Дворце съездов в Кремле проходил XV съезд ВЛКСМ. Тогда у руля партии и государства встал Леонид Ильич Брежнев. Новые идеи, реформы в стране: организовать молодёжь и комсомольцев на освоение необъятных просторов страны. Надо было донести до сознания молодёжи признание старых ошибок и показать новые направления развития страны. ЦСДФ должна была запечатлеть и показать всей стране на экранах кинотеатров съезд комсомольцев. По предложению нашего комсомольского вождя Аллы Михайловны Двойченковой, коммунистов студии, директора Алексея Георгиевича Семина было решено включить в съёмочную группу комсомольцев — ассистентов операторов, поручив ей, тем самым, ответственное задание. В киносъёмочную группу вошли: Николай Сергеевич Григорьев, Алексей Константинович Бабаджан, Вячеслав Васильевич Извеков, Георгий Георгиевич Завьялов, Константин Кузьмич Дурнов.
Костя работал как кинооператор быстро и сноровисто. Ему нравилась людская кутерьма, бесчисленные лица, разговоры и эмоции комсомольцев — делегатов съезда. Мне досталась стационарная синхронная кинокамера «Эра», я снимал выступления делегатов съезда с трибуны. Камера находилась с левой стороны зала (если смотреть в зал с трибуны). Прошло несколько съёмочных дней, было снято большое количество плёнки, которую проявляли на ЦСДФ. Надо было придти на студию в отдел технического контроля и посмотреть негатив снятого материала, успокоить душу и нервы. В один из дней мы закончили работу во Дворце съездов пораньше. Костя предложил пойти на студию пешком. По дороге, перейдя Манежную площадь, мы упёрлись взглядом в дом с колоннами, где до 1953 года находилось американское посольство, а рядом — гостиница. Красивый вход, блестящая табличка с названием «Националь», большие витые ручки на входной двери. В гостинице жили преимущественно иностранные гости. У входа — швейцар. Костя что-то ему сказал, и мы прошли в здание. На первом этаже вестибюля с левой стороны было помещение, где располагалось кафе со стойкой бара. С правой стороны был вход в ресторан. Костя обратился к бармену за стойкой. Появились два алкогольных коктейля с пластмассовыми трубочками для питья. Константин уселся на высокую табуретку, мне пришлось пить коктейль, стоя на ногах. Когда пиршество закончилось, и мы двинулись к выходу, я в шутку и всерьез шепнул Косте, что нас засекли, взяли на заметку. Он улыбнулся, и мы вновь вышли на Манежную площадь.
У Константина Кузьмича Дурнова были два родных брата — Игорь и Лев. Лев своими руками, как он говорил, собрал легковую машину, двухместную. Кузов машины был склеен из стеклопластика клеем БФ. Мотор он поставил от старого Москвича. Машина была красного цвета, приземистая, необычной формы. Дизайн радовал глаз. Автомобиль выглядел на улицах Москвы вызывающе, привлекал внимание горожан. Мотор при больших оборотах работал очень громко. Машина была очень эффектна. Лев приезжал к Косте на студию. Мы удивлялись — в те годы это было в новинку.
***
Задача Центральной студии документальных фильмов состояла в съёмке и показе на киноэкранах столицы и страны важных событий, происходящих в Советском государстве и в мире. Для этого существовали киножурналы — обзоры различных новостей в форме сюжетов. Спецвыпуски были целиком посвящены важнейшим событиям. Каждую неделю выходил новый номер журнала «Новости дня», в кинотеатрах его демонстрировали перед показом художественных фильмов.
Для истории документального кино хочу представить выписку из Коллективного договора профсоюза и администрации студии на 1971 год. Какой план работ студия должна была выполнить?
1. Выпуск периодических киножурналов:
Итого киножурналов — 122 части (1 часть - хронометраж до 10 минут, но не менее 6 минут. - Прим. ред. #МузейЦСДФ)
2. Цветная круговая панорама — 1 название.
3. Полнометражные фильмы — 9 названий, в том числе цветные — 2 названия;
4. Короткометражные фильмы — 121 название (203 части), в том числе: цветные — 42 названия (60 частей), заказные — 41 название (75 частей), из них киноальманахи — 12 названий (12 частей);
5. Фильмы для вставок и рекламы — 26 частей;
6. Сюжеты для киножурнала «Фитиль» — 12 сюжетов;
7. Кинолетопись — 36 000 метров плёнки;
8. Массовая печать — 1 000 000 метров плёнки, услуги на сторону — 485,4 тыс. руб., в том числе работы для киностудии «Фильмэкспорт» — 10,5 тысяч рулей.
Всего на сумму — 4 200 тыс.руб.
***
С 1967 года Константин Дурнов начал снимать военную тематику: «Служу Советскому Союзу» совместно с рядом операторов, полнометражные фильмы: «Народа верные сыны» (1975), «Наследники Победы», «Крылья страны Советов», «Мужают юноши» (1976), «ЯК-42», «Конструктор Исаев», «О спорт, ты мир!» (1980), «Академик Келдыш» (1981), «Проблема села Подольского» (1985), «Афганистан. Трудный путь к миру» (1987), «Колокол Чернобыля» (1987), «Землетрясение» (1988) «По ком звонит колокол», «Колокол звонит по тебе» (1989), «Проснись, Россия!» (1991), «Елена Вяльбе» (1997), «Галина Уланова. Прощание», «Дороги памяти» (1998), «Доживём до понедельника» (2001).
За время работы на ЦСДФ Костя снял около 1 000 сюжетов для кинопериодики, 100 событийных фильмов. Названия многих документальны фильмов сами по себе говорят о том, что будет показано на экране.
Афганистан — это целая страница жизни Кости. Киносъёмки молодых бойцов, бои с моджахедами… Был один опасный случай, когда он остался охранять раненных бойцов в пещере, отряд пошёл на прорыв и вернулся с подмогой. Воины с раненными бойцами вышли из окружения.
Киностудия выпускала киножурнал «Советской воин». Редактором журнала был Глеб Борисович Лысой (полковник запаса). Некоторые режиссёры студии любили снимать сюжеты для этого журнала. Самое главное — ничего не надо организовывать, в армии всё готово, всё исполняется по приказу.
Как говорят: где родился, там и пригодился. Ещё раз пересматривая названия снятых Костей кинофильмов, можно только удивляться, как он умудрился не изменять своей страсти снимать кино в «горячих» местах: манёвры, учения войск, Чернобыльская трагедия, Афганистан, землетрясение в Армении, человеческие трагедии. Такой был человек — рисковый.
25 марта 1998 года. Москва. Солнце ослепляет весеннее-световой щедростью Театральную площадь, Большой театр. На улице ещё прохладно, народ одет в пальто и дублёнки. Большой театр опоясала длинная цепочка людей от выхода из станции метро «Охотный ряд». Медленно движется людская очередь, собравшая граждан разных сословий, к колоннам Большого театра. Люди с печалью в глазах входят в двери всем знакомого здания большой театральной сцены. Здесь на втором этаже в небольшом Белом зале лежит одинокая постаревшая прима-балерина Галина Сергеевна Уланова, ушедшая в мир иной — незнакомый, призрачный. Великая танцовщица, унесшая с собой божественную искру, вложенную в её сердце и идеальный образ танца на сцене. Костя снимает ручной кинокамерой в Белом зале народное прощание с Галиной Сергеевной, скорбные взгляды её почитателей. Я же в свою очередь снимаю неубывающую очередь, лица людей на улице в солнечном сиянии. Они ещё не омрачены — пришедшим только предстоит проститься с покойной. А пока она ещё жива в их памяти...
Последний раз я звонил Косте по городскому телефону 28 марта 2024 года. Он взял телефонную трубку. На моё приветствие он ничего не ответил. В трубке слышалось дыхание человека. На другой день телефон отвечал длинными гудками. 1 апреля 2024 года Константин Кузьмич скончался в беспамятстве. Инсульт — прожил всего 81 год, сказала его жена Светлана.
Награды кинооператора Центральной студии документальных фильмов Константина Кузьмича Дурнова:
1993 — орден «Знак почёта»
1996 — орден «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени
2006 — орден Мужества
2001 — «За ратную доблесть»
Членом Союза кинематографистов Константин Кузьмич стал в возрасте 59-ти лет, во Всесоюзный государственный институт кинематографии так и не поступил. Не хватало времени.
В 1934 году американское посольство в Москве переехало в здание, расположенное недалеко от Кремля, — вновь построенный дом на Моховой улице, № 13 (архитектор Иван Жолтовский); здание было построено на месте снесенной церкви Св. великомученика Георгия на Красной Горке.
Осенью 1941 года посольство частично было эвакуировано в город Куйбышев (ныне Самара), где находилось до 1943 года.
В 1953 году американское посольство переехало в здание на улице Чайковского (ныне Новинский бульвар); дом на Моховой, д. 13 был передан в ведение ВАО «Интурист».
В настояшее время здание на Моховой, д. 13 принадлежит российской инвестиционной компании АФК «Система».