Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые.
Михаил Войнов — один из многочисленных режиссёров, работавших на Центральной студии документальных фильмов. Как он появился на студии, затруднительно ответить. По-видимому, он стал работать по договорной системе оплаты.
Первый фильм, на съёмках которого мы встретились и вместе трудились, был с тенденциозным названием «Молодость в борьбе за мир». Фильм рассказывал о Люберецком заводе по производству сельскохозяйственных машин, о рабочих этого завода, их жизни на примере бригадира Люнькова. Киносъёмки производились на производстве, у станка, во дворе, где отец играет с сыном в футбол, дома за просмотром первенства мира по футболу, когда Марадона забивает рукой гол в ворота англичан (потом он скажет, что это была рука Бога). Кроме того, была снята антивоенная манифестация студентов в Москве.
По сценарию нужно было снять круглое поле с красными цветами — маками или тюльпанами. Весна уже была в разгаре в южных районах России. Режиссёр и директор картины решили, что надо поехать на киносъёмки в Ташкент. Киногруппа была небольшая: директор Татьяна Макарова, режиссёр Михаил Войнов, ассистент Борис Малик, оператор Георгий Завьялов. Самолёт взлетел с аэродрома 26 апреля 1986 года после полудня. Из окна иллюминатора самолёта, около которого я расположился и наблюдал за взлётом в небо, ярко светило солнце. Громадные горы облаков наполняли весь небесный свод. Никогда я не видел столько белых облаков. Природа проснулась совсем не в духе, видимо, с похмелья. В небе — сплошные чехарда и галлюцинации: облака, облака, величественное нагромождение белого. Самолёт смело врезается в белые миражи гор. В иллюминаторе мерцали вспышки-всполохи солнечных лучей. Самолёт безжалостно разрезал бесчувственные, неосязаемые создания природы. Небо мерцало в несущихся облаках со световыми оттенками от фиолетового до бледно-голубого.
Мы летели в Ташкент снимать на киноплёнку весну. О катастрофе на Чернобыльской атомной станции мы ничего не знали, как и все окружающие нас люди. Мы летели с надеждой снять весну и красные маки, как задумал режиссёр. Директор разместила нас в гостинице в центре города, напротив знаменитого театра. На Ташкентской студии мы арендовали шикарную большую легковую машину и всей группой поехали по рекомендованному местными кинооператорами маршруту, чтобы получить на экране изображение круглой Земли с цветущими на ней красными цветами.
Фантазировать режиссёру можно, снять желаемое без трюковой машины — большой вопрос. Нам в осуществлении этой авантюры помог списанный широкоугольный объектив от французской кинокамеры «Комифлекс» с вставной дополнительно отрицательным изображением линзой.
Качество изображения экспериментальное. В центре — изображение земли и цветов, по краям — красные пятна. Я выбрал небольшую горку, почти клумбу. На экране получился кусок круглой Земли с красными маками.
С Мишей Войновым я снимал ещё два фильма. «Полночь и вновь рассвет» (1989). Фильм рассказывал о непростой судьбе художницы Елены Берданосовой[1] — создательницы замечательных кукол для театральных постановок. Была снята выставка ее работ в выставочном зале на Петровских линиях в Москве, беседа с дочерью художницы, использованы воспоминания Сергея Образцова о спектаклях, на которых работала Елена Берданосова. Кстати, куклы на выставке как бы оживали, обретали голоса и участвовали в рассказе о человеке, который их создал.
Летом 1987 года снимался документальный фильм «В горнице моей» о русской деревне — всеми любимой и заброшенной государством нашей малой родине. Киносъёмки проходили в деревне Титково Клинского района Московской области. Заброшенные дома, забитые тёсом окна, упавшие заборы, одинокие, заросшие крапивой колодцы и огороды…
Снимаем пейзажи, деревни, поля. В конце дня снимаем заход солнца, репортаж в деревне. Восход солнца. Сенокос. Героини кинофильма — Ксения Ивановна и Зинаида Григорьевна косят траву, сушат сено, ворошат граблями сено, скирдуют. Ксения Ивановна в огороде занимается прополкой грядок. Растопка банной печи. Внуки моются в бане, купаются в пруду. Московская квартира. На кухне сидят за столом пожилые люди, вдвоём играют в карты — в подкидного дурака.
Сценарий написал киновед, преподаватель ВГИКа Виталий Титерин, родом из деревни, которую мы снимали. В фильме впервые прозвучала песня «В горнице моей светло» на стихи Николая Рубцова, которую пел сам сценарист, наигрывая мелодию на гитаре. Режиссёр Воинов отважился вставить тогда еще неизвестную песню композитора Александра Морозова в наш фильм.
Оператором был, как вы уже знаете, Георгий Завьялов, водителем — машины А.А. Холин, ассистентом — мой сын 14-ти лет, внештатный помощник...
г. Москва, апрель 2024 г.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.Дремлет на стене моейИвы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…1965 г.
_____________________________________________
1. Берданосова Елена Владимировна (1907 – 1984), художник по куклам. В 1920 году поступила в Опытную школу эстетического воспитания. С увлечением рисовала, занималась скульптурой. С 1930 — художник в Театре детской книги (ныне МГТК); создала серию театральных кукол по мотивам произведений Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, А. Островского. После войны стала главным режиссером и художественным руководителе театра кукол в Свердловске. Среди её кукол наиболее интересны "Петрушка", "Царица Тамара", "Хозяйка Медной Горы", "Плюшкин". (Источник)