Фото: Мангышлак, 1964 год. На фото (слева направо): директор съемочной группы Леонид Шерстнев, кинооператор Виктор Усанов, автор сценария Иосиф Осипов. Автор фото: Георгий Завьялов. Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые. Материал содержит сцены курения. Помните, курение опасно вашего для здоровья.
Из маленького окошка космической станции, пролетая вокруг голубой планеты Земля, космонавты наблюдают разные участки земли, рассматривают континенты, словно учебную географическую карту. Они видят бесконечные водные просторы океанов, жёлтые пристанища песка в пустынях, ниточки рек, питающих влагой озёра. Одно из них, знаменитое своим непостоянством, — Каспийское море (некоторые ученые считают его озером), окружённое земляным кольцом. Из космоса видно его очертание, напоминающее изогнутый рыболовный крючок, ждущий своей наживы. Водную гладь Каспийского моря-озера разделяют два берега: бакинский берег с городом Баку с нефтяными вышками и казахский с городом Шевченко. Неподалёку от города на мысу находится укрепление Новопетровское, переименованное в 1954 году в форт Шевченко.
Форт — латинское название: военное укрепление, ведущее круговую оборону. Здесь отбывал три года рекрутскую повинность простым солдатом Тарас Григорьевич Шевченко за участие в Кирилло-Морозовском обществе.
В 1951 году на экраны кинотеатров выходит художественный фильм «Тарас Шевченко», получивший Сталинскую премию, Молодой Сергей Фёдорович Бондарчук создал образ поэта и живописца. Мне, маленькому мальчику двенадцати лет, запомнился Бондарчук в образе солдата в военной форме с красными галунами и в фуражке-бескозырке. В 1935 году в столице Казахстана открылась художественная галерея имени Тараса Григорьевича Шевченко.
Покончим с историей. Перепрыгнем в 1963 год. Июнь, месяц летний. В прокат вышел кинофильм «Я иду», рассказывающий о только что открытом для детей самом большом в стране Доме пионеров — пионерском городке на Ленинских горах. Фильм снимал кинооператор Виктор Михайлович Усанов с ассистентом Завьяловым. После съёмок пионеров Виктор Михайлович сказал: «Поедем в кратковременную командировку в Казахскую ССР. Там, в Мангышлакской области открыли большое месторождение нефти. Надо снять для журнала «Новости дня» небольшой сюжет о новом нефтяном прииске».
Прилетели на слегка обитаемый полуостров. Не помню, где мы разместились на проживание, в какой именно части города Шевченко. Киногруппа получилась средней величины: прибыл молодой режиссёр будущего фильма «Мангышлак. Начало пути» Виктор Лисакович, сценарист Иосиф Осипов, оператор Виктор Усанов, ассистент Георгий Завьялов и директор съемочной группы Леонид Шерстнев.
Берег коварного Каспия усыпан осколками породы, покрывающими каменную основу — плиту, состоящую из прессованного ракушечника. Земли нет. Выкопай ямку, насыпь плодородной земли, на этом месте посади куст или чахлое дерево. Надо поливать водой изо дня в день. Кругом пустыня. Серая пыль, из которой выглядывают скалы, куски породы. Похоже, что американские космонавты на этом месте устроили павильон для съёмок приземления на Луну и снимали всю космическую эпопею.
С Виктором Михайловичем поехали на ЗАЗике на место бурения скважин. Нефть есть — густая, тяжёлая, с большим содержанием парафинов. Чтобы такую нефть транспортировать по трубопроводу, надо её разогреть до жидкого состояния. Бурение скважины — дело сложное и долгое. Если повезёт, то нефть непременно пойдет из кладовых подземелья.
Возвращались после киносъёмок в гостиницу на юркой машине. Быстро наступила ночь. Путь, освещённый фарами машины, был плавным и бесконечно долгим. Сотни отпечатков шин, оставленных всюду по непонятному маршруту нашего путешествия. Как водитель ориентировался в этом хитросплетении пыльных трас и отпечатков? Это было чудо! Помогало дополнительное освещение дороги фарой, прикреплённой сбоку на дверце водителя. Он часто поправлял дополнительный прибор освещения. Внутри машины всё гудело и скрежетало. Главное — сохранить киноаппаратуру, довезти снятый сюжет для журнала. По пути попали в яму. Был слышен удар. В кабине от поднявшейся пыли стало темно. Дополнительная фара отломилась и висела на проводе. Наступила тишина. Пыль постепенно осела. Водитель завёл машину, мы доехали до гостиницы. В номер внесли все пыльные кофры с аппаратурой. Наша одежда превратилась в утиль, её пришлось выбросить в урну. Долго умывались.
Теперь о фильме. Новые времена — новые верования. Сценарий написан, надо приступать непосредственно к киносъёмкам. Название придумано: «Мангышлак. Начало пути». Полнометражный (6 частей). Киногруппа сколочена: директор Усачёв, кинооператор Юрий Александрович Коровкин, дополнительно присоединили Николая Даниловича Даньшина, ассистент Алексей Бычик, студент ВГИКа режиссёр Виктор Лисакович, и член киногруппы стажёр Лев Григорьян, тоже будущий режиссёр.
Киногруппа покинула Москву и выехала на место киносъёмок. Коварная пустыня преподнесла неприятности: возвращавшийся автобус с кинодокументалистами попал в аварию — выехавший на встречку гружёный самосвал врезался в бок автобуса и разворотил половину салона, покалечив людей, сидевших в машине. Водитель автобуса остался жив. Стажёру Льву Григорьяну не повезло — погиб в катастрофе. Алексей Бычик получил лёгкие увечья, боялся за кисть левой руки, но ему повезло — рука осталась целой.
Работа над кинокартиной продолжилась. Через какое-то время документальный фильм «Мангышлак. Начало пути», преодолев трудности, вышел на экраны страны.
Москва, апрель 2024 г.