О Владимире Копалине и его кинофильме «Свобода совести. О положении религий в СССР» (1982)


О Владимире Копалине и его кинофильме «Свобода совести. О положении религий в СССР» (1982)

29.03.2024

Георгий Завьялов

Родился 07 июля 1939 года в Москве. Оператор документального кино.
Почетный кинематографист России.

Киногруппа в трапезной Эчмиадзинского монастыря. На фото (слева направо): режиссер Владимир Копалин, осветитель Георгий Пльчак, звукооператор Ирина Воскресенская, директор съемочной группы  Александр Крундышев, оператор Георгий Завьялов. Фото из архива Г. Завьялова. ТТекст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые.

 Владимир Ильич Копалин (1933 – 1996) жил в большом доме на улице Чайковского, напротив Дома-музея Фёдора Ивановича Шаляпина. Как известно, он был сыном знаменитого режиссёра Ильи Петровича Копалина.

Творческая деятельность отца началась в середине 20-х годов. Тогда образовалась киногруппа «Киноков» под руководством Дзиги Вертова, и была в этой киногруппе должность с красивым названием — «киноразведчик». Именно эту должность и занимал Илья Петрович.

Вскоре Илья Копалин стал работать как режиссер. В 1927 году он с Михаилом Абрамовичем Кауфманом (братом Дзиги Вертова) снял кинофильм «Москва», затем создал ряд документальных кинокартин, среди них —  «Навстречу Солнцу», «Абиссиния», «Слава героям Хасана» и многие другие. В начале Великой Отечественной войны были образованы фронтовые киногруппы, одним из руководителей которых стал Илья Петрович.

В 1942 году на экраны израненной страны вышел документальный фильм режиссёров Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецких войск под Москвой». Фильм обошёл экраны всего мира. Американская академия киноискусства присудила ему в 1943 году премию Оскар. В Музее кино по сей день хранится наградная статуэтка, изготовленная из гипса и покрытая золотой краской — во время войны из-за этических соображений академия отказалась изготавливать призы из ценных металлов. Вот таким был приз фильму, каждый кадр которого оплачен кровью русского солдата в борьбе с фашизмом.

Семья Копалиных: отец, сын, мать и родная сестра Володи Галина Ильинична — жила в большом угловом доме, тыльная часть которого упиралась в только что отстроенный клуб общества бывших политкаторжан — людей, репрессированных царским режимом. Это было место для их встреч, политпросвещения и отдыха. Потом что-то поменялось в идеологии коммунистической партии. Из клуба политкаторжан сделали Дом кино. За большим домом образовался обширный двор. В этом дворе и прошли детские и юношеские годы Владимира Ильича. Начало войны с фашистской Германией совпало с началом учёбы в школе. Целое поколение детей, родившихся после Великой Октябрьской революции, тогда лишилось счастливого детства.

Пионерский лагерь АН СССР. На фото (стоит) Владимир Копалин; сидят (слева направо): Надежда Ивановна Копалина с дочерью Галиной, режиссер Ирина Владимировна Венжер с дочерью Наташей. Лето 1945 года. Фото из семейного архива Н. Я. Венжер.

Жизнь во дворе шла своим чередом. Небольшим недостатком Владимира Ильича было лёгкое заикание. В отместку судьбе Володя освоил игру на гитаре. Во дворе он познакомился со своей будущей женой Люсей. После окончания учёбы в школе поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии на операторский факультет. В 1955 году окончил учёбу в институте. Стал работать на Центральной студии документальных фильмов. Женился на подруге детства. Люся окончила медицинский институт, стала врачом-физиотерапевтом.  У них родилась дочка.

Владимир Ильич свои первые съёмки провел, работая на кинофильмах «У Падунских порогов» (1957), «Якутские алмазы» (1958). Попробовал себя и как режиссёр-оператор — «Приключения двух медвежат», «На скалах горы Кохты» (1960) «Порт-Саид» (1961), «Асуан – надежда Египта» (1962).

Владимир Ильич стал хорошо зарабатывать. Решил шикануть — купил машину «Волга». Поставил её во дворе дома. Машиной владеть — это престижно. Как-то решил умыть, почистить пёрышки своей любимице, навести красоту на её теле. Открыл капот. Не понравился грязный мотор. Стал отмывать мотор тряпкой, смоченной для лучшего эффекта бензином. Неожиданная вспышка паров бензина отправила Владимира Ильича в больницу. К счастью, он отделался лёгким испугом и небольшими ожогами тела.

В 1969 – 1975 годах был командирован специальным корреспондентом Центрального телевидения в Египет. Проработав четыре года на корреспондентском пункте, вернулся домой в СССР, на родную Центральную студию документальных фильмов, где стал работать уже в качестве режиссёра.

Мой путь был не менее тернист, чем путь Владимира Ильича. Возвратившись на студию в сентябре 1981 года после продолжительной болезни, я, бывший «тубик» (так иронично называли друг друга больные туберкулёзом), понял, что ко мне относятся с опаской. Однако чувствовал я себя прекрасно благодаря моему лечащему врачу Валентине Степановне Самарской (светлая ей память!). Владимир Ильич пренебрёг студийными слухами и, не знаю почему, предложил мне работать оператором на фильме «Свобода совести. О положении религий в СССР»[1]. Заявка и сценарный план были написаны Ириной Ульяновой по заказу Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД).

В  1918 году газета «Известия» (№16 от 21 января) опубликовала декрет, провозглашавший свободу совести. В декрете говорилось, что каждый гражданин страны волен верить в Бога. Как известно Советский Союз был многонациональной страной. В  разных регионах страны исповедовали разные религии: это и христианство (православие, католицизм, армяно-григорианская церковь, протестантство), это и ислам, и иудаизм, и буддизм. До революции главные скрепы страны сводились к формуле: «православие, самодержавие, народность». Русская православная церковь была, по сути, государственной церковью. Декрет 1918 года отделял государство от религии, но при этом давал свободу вероисповедания.

По сценарию рассказ о религиях начинался с Русской православной церкви. Приближался большой праздник — 18 апреля 1982 года отмечали Пасху. Основу православного вероучения составляет представление о триединстве Бога (Бог–отец, Бог–сын, Бог–дух святой). Боговоплощение, искупление грехов, воскрешение из мёртвых, крещение, загробная жизнь... Церковь объявляет положения веры абсолютной истиной, непререкаемыми, вечными.

Церковная служба должна была происходить в Киеве, во Владимирском соборе с знаменитыми васнецовскими фресками. Переступив порог храма, мы остановились как вкопанные. Перед нами в алтарной части храма парила божественная женщина — мать, держащая в руках ребёнка и благословляющая нас в земной жизни. Это живописное чудо, преисполненное  радостью, оставил русским людям Виктор Михайлович Васнецов. Благодаря таким шедеврам они будут знать и почитать своих святых. Вся роспись собора, включая фрески, наглядно показывает историю православия в стране, начиная с крещения Руси.

 Владимирский собор в Киеве. 1982 год. Автор фото: Г. Завьялов.

Мы приступили к работе. Было снято на плёнку: васнецовские фрески, служба в храме в 12 часов вечера. Верующие участвуют в богослужении. Церковь празднует в этот день победу над смертью: Христос воскресе! Крестный ход вокруг Владимирского собора. Утром поминание около могил.

В Москве снято — Патриархия. Рабочий кабинет святейшего патриарха Пимена. В Загорске — Троице-Сергиева лавра и Московская духовная академия.

Члены Священного синода в рабочем кабинете святейшего патриарха Пимена (в центре). 1982 год. Автор фото: Г. Завьялов.

Монастырь. Русскому монашеству уже 1000 лет. Отрекаясь от мирской суеты и соблазнов, монахи посвящают себя молитве и через молитву — Богу. В русской церкви сохранился обычай: епископ должен быть монахом. Все наши монастыри общежительные. Мужские обители возглавляет настоятель, женские — игуменья. Киногруппа посетила женский Пюхтинский монастырь. Его только что возглавила молодая игуменья матушка Варвара. Оплотом православия на северо-западе был Псково-Печёрский монастырь, основанный иноками в пещерах. Монастырь древний, находится на границе допетровской Руси. Во время нашего приезда его настоятелем был отец Олимпий, бывший фронтовик, живописец. Прихожане его любили.

Монах Псково-Печёрского монастыря. Автор фото: Георгий Завьялов.

Католическая церковь в СССР. Как известно, центром католицизма и резиденцией его главы — Папы Римского — является Ватикан. Сочетание светской и религиозной власти в истории — редкий случай. Отличия от православия: католики верят в существование чистилища (помимо рая и ада), признают непогрешников в вопросах веры и морали. Папа римский является наместником Христа на Земле, приемником апостола Петра.

Звукотехник (фамилия уточняется). Автор фото: Г. Завьялов.

Мы снимали в старом центре Вильнюса. Кафедральный костёл Святой Терезы. Воскресная служба. Поёт детский хор. Мальчики в белых рубашках с галстуками, девочки — в белоснежных фартучках. В конце службы ксёндз даёт детям обкладки — просфоры. Венчание в костёле снимать на плёнку не разрешили.

Ташкент. Минарет. Муэдзин кричит, созывая верующих на молитву. Вера в Аллаха является основой веры в исламе. Аллах един, всемогущ. Он — создатель Вселенной, Земли и неба, всех форм жизни. Аллах управляет миром единолично. Внутри храма верующие молятся Аллаху. Священная книга — Коран. Пророк Мухаммед явил собой непревзойдённый образ праведного поведения мусульманина.

Улан-Удэ. Буддизм. Эта вера в нашей стране получила распространение среди бурятов, тувинцев, калмыков. Буддизм – от санскритского слова «будда», буквально — «просветлённый». Одна из трёх мировых религий.

У нас исповедуют буддизм в форме ламаизма, это направление сложилось в Тибете. Основное положение учения буддизма — прекращение страданий и выход из цепи перерождений. Огромные изображения в монастырях грядущего Будды — Майдари, нового учителя человечества. Единственный дацан (монастырь) в советское время — Иволгинский — располагался в сорока километрах к югу от Улан-Удэ. Архитектура напоминает китайские сооружения. Внутри дацана мы увидели большое золотое изображение Будды. В молельном зале в два ряда расположились одетые в жёлтые (иногда в красные) одежды монахи. Головы, подстриженные под «нулёвку», поблёскивали. В руках они держали ритуальные музыкальные инструменты — трубы ухыр-бурэ большого размера. На конце инструмента был раструб в виде колокольчика. Монахи изредка дули в ухыр-бурэ, производя громкий  слоновий звук. В промежутках читались молитвы, все это создавало общий многоголосный гул. Во главе происходящего за небольшим столиком сидел лама. В конце молитвы в руках ламы звенел медный колокольчик. Стены помещения были увешаны рисунками на тему жизни Будды.

Истина учения буддизма: всякое существование есть страдание. Причина страданий заложена в сути человека: это жажда жизни, наслаждений, власти, богатства. Чтобы прекратить страдания, надо освободиться от жажды жизни.

Праздников в буддизме немного. Один из них, самый почитаемый, — Новый год, по-буддийски «Сагаалган» («Белый месяц»). По лунному календарю он начинается  позже европейского Нового года — в феврале. В этот праздник зажигается костёр, и верующие сжигают предметы, олицетворяющие врагов веры и все несчастья, имевшие место в прошедшем году.

Высшей целью буддиста должно быть полное прекращение страданий и перерождений и достижение нирваны — состояния высшего блаженства, абсолютной свободы.

Иудаизм — одна из древнейших религий, которая базируется на вере в единого бога Яхве, на знаниях, которые еврейский народ получил от него на горе Синай. Огромное значение отводится священному писанию,  в первую очередь Пятикнижию Моисея.

Мы снимали Московскую хоральную синагогу, где проходили богослужения. Она, как и сейчас, располагалась в Большом Спасоглинищевском переулке (в советское время — улица Архипова). Это здание с внушительными колоннами. У входа по субботам, в день, когда евреи отдыхают, ничего не делают, здесь толпился верующий народ, люди активно общались, решали какие-то вопросы, разговаривали между собой. В памяти всплывают воспоминания о том, что мы видели и снимали. Внутри здания на первом этаже — большое помещение, заполненное сидениями, напоминающими школьные парты. Каждое место пронумеровано, покупается за деньги на целый год. На стене перед кафедрой в золотых росписях мозаики зеленели листвой деревья, усыпанные жёлтыми плодами — подобие неземного рая. Перед сидящими на своих местах верующими возвышалась кафедра, с которой кантор пел молитвы, и раввин Яков Лейбович Фишман произносил проповеди, цитировал Тору и Талмуд. Молитвы хором повторяли верующие. На втором этаже располагались женщины.

Москва. Малый Вузовский переулок (сейчас это Малый Трёхсвятительский переулок). Центр братства христиан-баптистов. Протестанты-баптисты проникли в Россию из Европы. Они отрицают роль церкви как посредника между Богом и верующими людьми. Проповедуют принцип справедливой веры без посредников. Во время съёмки в Россию приехал известный проповедник Билли Грэм. В помещении братства он прочёл проповедь для местных баптистов. Был снят небольшой сюжет для фильма и акт крещения по вере в молитвенном доме.

Снимали мы также и в Грузии. Грузинская православная церковь была основана в IV веке. Жемчужина грузинского православия — монастырь Джварис Сакдари (Крестовый монастырь) рядом с Мцхетой. Святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, явилось видение. Матерь Божия вручила Нине крест из виноградных лоз — символ  православной веры: «Он будет тебе защитником от врагов!»

Светицховели (животворящий столп). г. Мцхета, Грузия. 1979 год.

Для фильма мы также сняли свадьбу в древнем храме Светицховели, который является усыпальницей грузинских царей. В центре храма — могилы Вахтанга Горгасали и Ираклия II. Богослужение в Грузии потрясает неземным пением мужского хора: глубиной звучания, слаженностью распева, оно подобного эху в горах заполняет провалы, пропасти, поля, долины рек, всю древнюю и красивую страну — Грузию.

Армяно-григорианская церковь названа по имени епископа Григория, внесшего большой вклад в распространение христианства в среде армян. Мировым центром армяно-григорианской церкви является Эчмиадзинский монастырь, где находится резиденция верховного патриарха и католикоса всех армян. В 1981 году патриархом был Вазген I. Каждый армянин, где бы он ни жил,  стремится посетить это намоленное место. Удивительно построен эчмиадзинский кафедральный собор. По преданию выбор места пал по указанию самого Христа, явившегося святому Григорию Просветителю.

Киногруппа в храме Эчмиадзинского монастыря (слева направо): осветитель Георгий Пльчак, режиссер Владимир Копалин, оператор Г. Завьялов. 1982 год. Фото из архива Г. Завьялова.

Съёмочной группе было разрешено подняться на крышу храма. Оказалось, что она покрыта свинцовыми плитами, которые создавали дополнительное давление на стены. В гористой Армении часто происходят землетрясения. Тяжелая крыша способствует устойчивости к горизонтальным колебаниям. С крыши открывался прекрасный вид на гору Арарат — символ Армении. В монастыре хранится реликвия — армянский алфавит, выбитый на золотой пластине. Мы снимали старинные хачкары, представляющие собой каменные стелы с крестами и затейливой резьбой. На некоторых из них есть надписи, которые представляют огромную ценность для историков.

Это был заказной фильм. Тем не менее, Владимир Ильич создал из необъятного материала короткое, но впечатляющее кинопроизведение. Совместно с режиссёром мы часто обсуждали отснятый материал. Для подробного рассказа о религиях экранного времени было мало. Но мы справились. Что же касается меня, то снимать было очень интересно.

Москва, апарель 2024 г.

_____________________________________
1. Фильм «Свобода совести. О положении религий в СССР» снимали в рамках Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы»; проходила в Москве в период 10 — 14 мая 1982 года. По итогам конференции вышел полнометражный документальный фильм по заказу Московской патриархии «Во имя священного дара жизни» (автор сценария И. Ульянова; режиссер В. Копалин; гл. оператор Г. Завьялов; операторы: В. Копалин, Р. Петросов, Г. Серов).