14.06.2024

Георгий Завьялов

Завьялов Георгий Георгиевич (род. 07 июля 1939 года в Москве) — оператор документального кино. «Отличник кинематографии СССР» (1981). Медаль «Ветеран труда». «Почетный кинематографист России».

Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые.

Началом всей этой загадочной истории послужила поездка на Всемирную выставку «ЭКСПО-58», на которой демонстрировались новые образцы техники и различные изобретения.

В 1958 году Центральная студия документальных фильмов на волне хрущёвской оттепели отправляет на выставку большую группу: кинооператоров, техника съёмочной аппаратуры, звукооператора, и даже ассистента оператора. Снимается полнометражный фильм «Брюссель, 1958». Моя личность в это время была на другом конце России. Служила в Советской армии простым солдатом. Эту историю я услышал при общении с кинооператором Игорем Викторовичем Бессарабовым (1919 – 1993) — народным артистом РСФСР, получившим множество наград и призов как оператор и режиссёр.

В феврале 1962 года я демобилизовался и поступил работать подсобным рабочим на ЦСДФ с условием — по истечении испытательного срока перевода в помощники кинооператора. Осенью 1962 года на студии снимался кинофильм «Серьёзные чудачества». Оператором был Игорь Викторович. Я помогал перекладывать фотографии, замерять освещённость объекта, ставить на объективе диафрагму. Фильм был видовой — о коллекционерах разных предметов. В то время коллекционирование было модным. Собирали разной величины карандаши, этикетки, маленькие пробные бутылочки с разным вином. Собирали всё, что, как говорится, попалось под горячие руки, то есть всё, чем хотелось удивить и озадачить гостя, зрителя. Съёмки проходили в небольшом павильоне. Кто-то приходил сам и приносил предметы из своих коллекций для съёмки новых эпизодов фильма.

Пришла дочь Игоря Викторовича, студентка института иностранных языков, одетая в платье из чёрного бархата. Строгая и недоступная в своём облике пиковой дамы. Что принесла из дома для киносъёмки, я не помню. Главное — принесла себя для папы. В другой раз я её увидел через много пролетевших лет, когда Игоря Викторовича не стало — ушёл из жизни. Студия заканчивала своё историческое существование. Она приходила в дирекцию и профсоюзную организацию — просила деньги на похороны отца. Денег у фактически не существовавшей студии не было.

Всемирная выставка (EXPO 58), парк Хейзел, памятник Атомиум.

Вернёмся к Брюссельской выставке «Экспо-58». Многие, наверное, знают по фотографиям в интернете её символ — знаменитое сооружение в виде макета атома. Работы по киносъёмкам на выставке было много — надо было снять материала на полнометражный фильм  (80 минут показа на экране). Снимал выставку и Юрий Александрович Буслаев, с которым я работал позднее ассистентом оператора на кинофильме «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!» (1967).

Юрий Александрович в то время был ассистентом Игоря Викторовича и в качестве поощрения был послан снимающим кинооператором в Брюссель[1]. Всю командировку он провёл в ванной комнате гостиницы, заряжая в темноте киноплёнкой бесчисленные кассеты — операторов было много. Брюссель же он «наблюдал» из прохладной ароматной темноты ванной комнаты.

Юрий Александрович Буслаев (1927 – 1993). Работал на студии с 1949 года. Долгое время был ассистентом нашего корифея — Михаила Фёдоровича Ошуркова. В 1950 году поступил на дневное отделение операторского факультета ВГИКа. В 1952 году, не окончив курса обучения, ушёл по семейным обстоятельствам: одинокая мать заболела, ушла любимая жена. В 1960 – 1987 годах работал кинооператором на ЦСДФ. На похоронах Буслаева в 1993 году я не узнал его. Белоснежная белая борода закрывала грудь. Снежная белая шапка волос покрывала его голову. Весь белый — словно белое облачко поместилось в небольшом объёме. Полузакрытые глаза уже не видели мир, который он когда-то старался увековечить.

Американская CIRCARAMA на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. Источник фото: Первые в кино.

На выставке была показана в качестве рекламы американская система «Циркорама», созданная в 1955 году. Изображение (красивые города, пейзажи) снималось одиннадцатью узкоплёночными (16 мм) камерами. Снятый таким образом кругорамный фильм демонстрировался проекционными аппаратами в зрительном зале цилиндрической формы без кресел, зритель смотрел его стоя.

После поездки на всемирную выставку в славный европейский город Брюссель Игорь Викторович поделился своими впечатлениями с начальником съёмочной техники Тимофеевым-Рясовским. Начали разрабатывать собственную систему кругорамного кино.  Зарубежный опыт осмыслили, почистили, модернизировали. Целый коллектив инженеров и смекалистых рабочих участвовал в разработке и создании отечественной киносъёмочной аппаратуры для кругорамы. Во главе процесса стояли Борис Владимирович Тимофеев-Рясовский — родной брат «Зубра» (Николая Тимофеева-Ресовского, выдающегося генетика, героя знаменитого романа Д. Гранина), начальник киносъёмочной техники и начальник механического цеха Цывин, уже имевший опыт создания и доработки ручной кинокамеры «Спутник 5 КР» на основе кинокамеры «Конвас-автомат». К ним присоединился  коллектив механиков студии и инженеры из МКБКа (Московского конструкторского бюро киноаппаратуры).

Изображение снималось одиннадцатью кинокамерами «Конвас», которые располагались по кругу, на так называемой плите. В круглой плите располагалась большая эбонитовая шестерня, приводящая в движение посредством механических передач на каждую кинокамеру  усилие, заставляя двигаться одиннадцать грейдерных механизмов кинокамер. Работая синхронно от электромотора, кинокамеры одновременно производили киносъёмки. Каждый кадр кинокамеры снимали одновременно, синхронно. Получалось круговое беспрерывное изображение, которое потом проецировалось на панорамном (360 градусов) экране.

В 1963 году, согласно плану, студия начала снимать кругорамный фильм «Здравствуй, столица!». Режиссёром и оператором был Алексей Георгиевич Сёмин. Игорь Викторович Бессарабов выполнял функции оператора. Сценарий они писали вместе. Кстати, они и ВГИК окончили в один год. По сегодняшним меркам — были одноклассниками. С 1958 по 1975 год работали вместе. Алексей Георгиевич Сёмин в 1963 году стал директором Центральной студии документальных фильмов и был им до 1977 года.

Функции директора проекта «Здравствуй, столица!» выполнял директор высшей категории, впоследствии много работавший на кругорамных фильмах, Гавриил Леонтьевич Дик — бывший работник ВЧК (по его воспоминаниям). Он обладал необыкновенной пробивной способностью при организации киносъёмок. Вошёл в историю студии как человек, по невнимательности выбросивший в городскую урну готовый финансовый отчёт на десятки тысяч рублей. Потом, правда, вспомнил, куда выкинул, нашёл отчёт в урне и был совершенно счастлив.

Усилия всего коллектива были по достоинству оценены. Снятые эффектные кадры и необычный экран создавали полную иллюзию присутствия. Зрители фильма «Здравствуй, столица!» были в полном восторге. Они поворачивались во все стороны, следя за изображением, стараясь как можно больше рассмотреть окружавшую их реальность.

г. Москва, май 2024 г.

____________________________________
1. В 1958 году в качестве асс. оператора с группой операторов в Бельгию на съемки Брюссельской международной выставки был командирован  Владимир Никифорович Грезин. (Источник: ГЦМК. — Ф. 56. — Оп. 2)

СПРАВКА

«ЭКСПО-58» — первая Всемирная выставка после окончания Второй мировой войны.

Советский павильон. Источник фото: www.ru.wikipedia.org.

По итогам Всемирной выставки в Брюсселе (открытие состоялось 17 апреля 1958 года)  были сняты и смонтированных из материалов следующие фильмы:

  • «Национальные дни СССР на всемирной выставке в Брюсселе» (2 части); производство: ЦСДФ; режиссер З. Тузова
  • «Брюссель, 1958» (Путешествие по Всемирной выставке) (8 частей); производство: ЦСДФ; режиссер Р. Григорьев; главный оператор И. Бессарабов; операторы: Ю. Монгловский, Г. Асатиани, М. Каюмов, С. Школьников; автор текста текст В. Катаев; звукооператор В. Котов; монтажер М. Голубчикова; диктор Л. Хмара; редактор А. Виноградова; директор Л. Дубинкин
  • «В  Советском павильоне на Брюссельской выставке» (2 части); производство: ЦСДФ; режиссер С. Репников
  • «Рассказ о строительстве Всемирной выставки в Брюсселе» (5 частей); производство: ЦСДФ; режиссер Д. Каспий; операторы: Д. Каспий, Ю. Монгловский; автор сценария В. Дубов; автор текста Ю. Смирнитский; музоформитель В. Котовский
  • «Строители о Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе» (6 частей); производство: Моснаучфильм; режиссер-оператор Л. Аристакесян; звукооператор М. Белоусов

Кинотеатр «Круговая кинопанорама» был открыт на ВДНХ, а на первом сеансе, который состоялся 15 июня 1959 года, демонстрировался первый отечественный кругорамный фильм «Дорога весны», совместное производство киностудий ЦСДФ и «Союзмультфильм» (авторы сценария: В. Осьминин, В. Катанян, Л. Махнач; режиссеры: В. Катанян, Л. Махнач; режиссеры мультипликации: Л. Атаманов, Д. Бабиченко, И. Иванов-Вано; операторы: А. Сёмин, И. Бессарабов. (Источник: Первые в кино)

 «Серьезные чудачества» (1962, авторы сценария: И. Бессарабов, З. Гердт; режиссер И. Бессарабов, оператор Е. Аккуратов; композитор А. Севастьянов; звукооператор И. Воскресенская; мультипликация Т. Гит, Н. Сурвилло, Попова; текст читает З. Гердт)

В фильме показаны коллекции: марки филателиста Н. В. Руднева (продолжил коллекцию отца — командира крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева), ордена и медали из коллекции учителя истории Р. В. Шейна, оловянные солдатики кандидата исторических наук М. В. Люшковского[*], спичечные этикетки киноактрисы Л. А. Шагаловой, самовары и посуда режиссера цирка П. Кваскова, минералы и бабочки московского художника П. Д. Покаржевского, перья для письма писателя Н. Д. Телешева, его сына А. Н. Телешева и внука В. А. Телешева, жуки и фотографии по истории русского самолетостроения авиаконструктора и энтомолога В. Б. Шаврова, пряники архитектора Н. Д. Виноградова, конфетные обертки работы В. Маяковского из собрания В. А. Катаняна, изображения солдата Швейка из собрания инженера-проектировщика Братской ГЭС Петра Миновича Матко, коллекция частушек Виктора Бокова, открытки филокартиста Н. С. Тагрина[**] репродукции с картин выдающихся мастеров из 85 галерей мира, а также открытки и репродукции картин с изображением В. И. Ленина из собрания дробильщика Норильского металлургического комбината И. В. Рехлова, картины из коллекции инженера и организатора картинной галереи в Горловке Бориса Владимировича Бородина.

_________________________________
*Люшковский Михаил Викторович (1898 – 1966) — полковник, кандидат исторических наук, доцент, член военно–исторической секции Ленинградского дома ученых имени А. М. Горького. Родился в Санкт-Петербурге, окончил реальное училище. Участник I Мировой войны. В 1918 году добровольцем вступил в Красную армию. Участник Гражданской войны 1917–1921 годов. В годы Великой Отечественной войны служил в оперативном отделе штаба Ленинградского фронта. После войны долгое время преподавал историю войн и военного искусства в Академии связи. Оловянных солдатиков Люшковский начал собирать с семи лет. В детские годы им было собрано около 5000 фигурок. Пополнение коллекции продолжалось в течении всей жизни. В 1930 – 1940 коллекция пополнилась частью собрания Б. Г. Тарасова, Г.С. Габаева. К моменту поступления коллекции Люшковского в собрание музея она насчитывала около 60.000 фигурок.<...>
История развития Петербургской школы игровой оловянной миниатюры началась 15 сентября 1968 года в г. Ленинграде с момента создания Военно–исторического кружка при Государственном мемориальном музее имени А.В. Суворова. Основой возникновения собрания стали две коллекции: М. В. Люшковского и А. И. Любимова. (Источник: www.forum.koof.ru

**  Помимо открыток Тагрин собрал порядка 52-х бронзовых бюста русских правителей (от Рюрика до императора Николая Второго) работы Врубеля. «Врубель – художник и скульптор – велел отлить в бронзе только два полных комплекта. Они хранились в Зимнем дворце, но со временем исчезли. Многие Тагрин нашел в комиссионных магазинах, а некоторые ему приносили или продавали жители Ленинграда, знавшие о его страсти...» (Источник: Слава Бродский. Страницы Миллбурнского клуба, вып. 8, 2018)


Материалы по теме