Любимое кино – документальное. О кинохронике и не только…

«...до боли обидно за документальное кино и за державу в целом»

08.07.2023

Георгий Завьялов

Родился 07 июля 1939 года в Москве. Оператор документального кино.
Почетный кинематографист России. 

Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые.

Хроника — греческое слово, истолковывается как запись событий, литературное произведение, содержащее историю, в кино — фильм или сюжет, содержащий киносъёмки  событий прошлого или настоящего.

Май, 30-й день месяца, вторник, 2023 года. Пишу после полудня. Утром позавтракал, чем Бог послал. Решил включить телевизор и посмотреть, что творится в нашем неустойчивом мире. Виданное ли дело? На Москву налетели украинские дроны — беспилотные самолеты. Держи ухо востро, а границу на замке. Переключаю на другую программу. На экране — шестой канал, «Культура».

Транслируется фильм о детском писателе Корнее Ивановиче Чуковском. Хроникально-документальные кадры классика детской литературы, создавшего такие шедевры, как «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «От двух до пяти» (когда-то запрещённая книга). И, конечно же, «Доктор Айболит». Мы, наши дети и внуки до сих пор любим эти произведения. Они для России — как «Сказка о золотой рыбке» Александра Сергеевича Пушкина — навсегда!

Жил Корней Иванович в дачном посёлке Переделкино на улице Серафимовича, названной в честь советского писателя Александра Серафимовича Серафимовича, произведения которого выходили в стране гигантскими тиражами. Местные жители — поэты, писатели, драматурги — ласково называли её «Железный поток» (самое известное произведение писателя), а лучше бы назвали «Золотой поток».

Кадры фильма: дача, рабочий кабинет писателя, его стол. Бесконечные полки с книгами. Он даёт интервью. Рассказывает много и интересно. Телевизионный экран повествует о жизни и творчестве Корнея Ивановича. Своеобразная манера ведения разговора, тембр голоса дополняют образ писателя. Так кто же создал такое интересное произведение?  В конце фильма титры: режиссёр Марина Голдовская. И благодарность Российскому государственному архиву кинофотодокументов, 2021 год.

 Поэт К. И. Чуковский в своем рабочем кабинете рассказывает о В. В. Маяковском как художнике, рисовавшем портреты-шаржи. 1965 год. Автор фото: Георгий Завьялов.

Некоторые кадры этого фильма кажутся мне до боли знакомыми. У меня в руках фотография с изображением киногруппы ЦСДФ в Переделкино на даче Корнея Ивановича — идём к дому после прогулки. Режиссёр Ирина Владимировна Венжер, фронтовой оператор Михаил Александрович Силенко, супертехник при синхронной кинокамере, директор киногруппы. 1965 год, снимается сюжет о детском писателе Корнее Чуковском.  Теперь этот киноматериал принадлежит государству и хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске (учетный номер 22575 в РГАКФД). Это уникальное предприятие, золотой фонд страны.  

Переделкино. Слово можно при желании расшифровать так — «передел кино». Сегодня в который раз кино переделывают по какой-то непонятной схеме. Реформируют. А тем временем документальное кино продолжает постепенно исчезать из нашей жизни. Практически нет специализированных кинотеатров, где бы его можно было посмотреть. Телевидение захватило власть. Теперь только «телик» впереди на лихом коне. Легендарный адрес «Лихов, 6» к кинохронике более никакого отношения не имеет.

Теперь о современных фильмах. В финальных титрах ссылки на старую кинохронику ограничиваются Красногорским архивом. Ни названий фильмов и студий, ни фамилий авторов. Мы все не против новых реалий. Но память о создававших отечественную кинохронику студиях, пожалуйста, верните. Речь идет о Ленинградской, Свердловской, Иркутской (Восточно-Сибирской), Казанской, Ростовской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Новосибирской и Дальневосточной студиях. Прибавим к списку союзные республики и, конечно же, нашу Центральную студию документальных фильмов. Ведь совсем не трудно написать в конце фильма, что были использованы кадры конкретного фильма, снятого на конкретной студии, конкретными людьми.

А пока до боли обидно за документальное кино и за державу в целом.