На фото Георгий Завьялов и Андрей Колобродов (снимает с "верхней точки" Собора Василия Блаженного). 1973 год. Фото из архива Г. Завьялова. Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые.
Третьего апреля вечером включаю телевизор. Изображение на экране вызывает удивление и радость встречи. Вижу своими подслеповатыми глазами человека. «Батюшки!» — передо мной старый знакомый Валентин Иванович Дикуль ведёт беседу с присутствующим на встрече народом. Название передачи «Линия жизни».
Наша первая встреча произошла на съёмках документального фильма «Пирамида». Режиссёр Александр Юльевич Иванкин, кинооператор — хорошо знакомый Андрей Алексеевич Колобродов. Я же на волонтёрских правах помогаю Андрею.
В 1985 году на ХIV МКФ в Москве фильм ЦСДФ «Пирамида» (реж. А. Иванкин) получил Первую премию и Золотой приз в конкурсе документальных фильмов. На фото (слева направо): оператор Андрей Колобродов (на руках дочь Дикуля Анна), режиссер Александр Иванкин, цирковая гимнастка Людмила Дикуль (сидит на фото), герой фильма Валентин Дикуль, директор картины Рафаэль Агаджанян, операторы отец и сын Арцеуловы. Фото из личного архива Константина Арцеулова.
Валентин Дикуль вырос и воспитывался в детском доме. С пелёнок стремился стать артистом цирка. Убегал из приюта. Милиция возвращала его обратно. Он снова убегал. Наконец, пристроился, стал цирковым артистом. В 1962 году случилось несчастье. Валентин начал исполнять свой первый номер воздушной гимнастики. Неожиданно лопнула стальная перекладина, к которой крепилась страховка. Гимнаст упал с большой высоты. Получил более десяти переломов, включая компрессионный перелом позвоночника и черепно-мозговую травму. Больница. Врачи ставят диагноз: надежды на восстановления никакой. Больничная палата. Взгляд с раннего утра устремлён в белый полоток. Рядом лежат больные: перелом руки, ноги, ключицы, даже большого пальца на правой ноге, а у Валентина — перелом позвоночника! Тренировки. Специальные упражнения. Может, что-то и получится. Прошёл месяц, другой. Однажды попытался пошевелить ногой, и вдруг шевельнулся большой палец на правой ноге. Слегка пошевелился, но появилась надежда! Врачи, медсёстры полюбили этого упрямого человека. День за днём шло упорное восстановление двигательных функций нижних конечностей.
На экране кадры из фильма. Артист Московского цирка Валентин Дикуль. Широкая грудь, мощные мускулы, античная фигура Геракла. Он с лёгкостью жонглирует пудовыми шарами, поднимает штангу. Становится в бойцовую позу «партер», на него наваливают 700 кг груза. Для Дикуля это в порядке вещей. «Терпение и труд всё перетрут!» Рядом цирковая арена. Каждый вечер представление. Крошечная комнатка в вестибюле. Сквозь окно виден талисман цирка — знаменитые головы пляшущих лошадей. В маленькой комнатке свободного дециметра нет: стол, постель, клетка с волнистым попугайчиком зелёного цвета. За столом сидит девочка хрупкого телосложения. Тоненькие воздушные ручки, да и сама «одуванчик» — Дюймовочка! Дочка Валентина Ивановича. Жена здесь же, рядом с дочкой — выполняют домашнее задание. Готовятся к школе.
В этой комнатке Валентин Иванович давал свои рекомендации по лечению. Показывал физические упражнения и чертежи спортивных снарядов, которые помогали останавливать разнообразные заболевания позвоночника, костей рук, ног. Чертежи тренажеров и консультации давал бесплатно, они помогали многим добиться улучшения и даже, при длительных тренировках, излечения.
И вновь кадры из фильма. К Дикулю привели на консультацию мальчика пяти-семи лет. Худенькое существо, но ясный взгляд, детская доверчивость. У мальчика искривлённый позвоночник. Как исправить ? У Валентина Ивановича было значительно хуже, ему врачи предрекали невозможность самостоятельно передвигаться до конца жизни, перелом позвоночника — серьёзная травма.
Смотрим на детскую хрупкую фигурку. Валентин Иванович спокойным голосом говорит: «Подними ручки к небу! Поднимаем ручки, опускаем, поднимаем!» На лице артиста улыбка. Будем надеяться на лучшее. Можно победить болезнь при помощи настойчивости и воли к победе. Весь облик, мощная фигура Дикуля это подтверждают. Сколько людей приходило на консультации в эту крохотную комнатку? С надеждой на исцеление. Это же цирк, а не приёмная в травмопункте.
Впоследствии Валентин Иванович попал на приём к Председателю Совета министров СССР Николаю Рыжкову, который выслушал грустный рассказ о травмах и увечьях людей и потребности создания центра для лечения травм позвоночника с собственным помещением, оснащённым спортивными снарядами, со штатом врачей-травматологов, в будущем — с бассейном. Мечта осуществилась. Советская власть выделила здание. Так возник центр Дикуля.
Как уже говорилось, оператором на этом фильме был Андрей Алексеевич Колобродов. Биография небольшая, скромная. В 1969 году окончил Московский институт электронного машиностроения. Подумав немного, поступил на операторское отделение ВГИКа и окончил его в 1975 году. Оказался на ЦСДФ. Зарекомендовал себя как творчески одарённый человек, с которым хотели работать многие режиссёры. Среди его работ такие фильмы, как «А где тут у вас море?», «Художник Илья Глазунов», «Маршал Жуков. Страницы биографии, «Песня о Тбилиси», «Торжество православия» (о 1000-летии крещения Руси), «Синема в России», «С нами Бог»… Андрей много снимал, всё время был в работе.
В 1990 году он уже пытался работать в качестве режиссёра на фильме «Стригуны – Москва –Милан». Меня взял в качестве оператора фильма, во время совместной работы мы очень близко познакомились, можно сказать, стали близкими друзьями.
Постоянного успеха в жизни не бывает. Наступили испытания страны на прочность. А у Андрея, с виду рыхловатого человека небольшого роста, появилась усталость и слабость. По дороге домой мог уснуть в автобусе. Врачи посоветовали лечь в больницу на обследование. Поместили его в 100-ю коечную (что на Большой Пироговке) имени Сеченова. Анализы. Вереница профессоров, консультации. Диагноз: что-то, связанное с вилочковой железой, гиперфункция тимуса. Медленная атрофия продольных мышц. Неизлечимое аутоиммунное заболевание.
Приютила Андрея родная тётка, жившая на Поварской. Она ухаживала за Андрюшей до последней минуты. Я навещал друга, приносил ему еду, фрукты, соки. Приходил в комнату, где угасала жизнь хорошего человека — никто помочь ему не мог. Болезнь была настоящей пыткой — отказывали руки, ноги…
В Москве царило полное непонимание происходящего в стране. Погибала коммунистическая идея, в которую верили люди, исчезала мечта о светлом будущем. Народ привык, что за него всё решает государство, даже сколько кому надо платить за сделанную работу. У руля стояло партийное руководство, ячейки, парторганизации, номенклатура. Гегемон исчез – всё моментально рухнуло.
Для страны и для Андрея всё кончилось печально. Андрей перестал разговаривать, даже манную кашу глотал с трудом. А за окном в это время погибала великая страна, созданная титаническим трудом наших дедушек и бабушек, несколькими поколениями советских людей. Мой друг и просто хороший человек уходил в другое измерение.