Командировка на пик Коммунизма...

Пример безответственного отношения к документальному факту.

09.05.2023

Редактор сайта #МузейЦСДФ.

Летом 1974 года состоялось восхождение советских альпинистов, а также альпинистов из Польши, Лихтенштейна, США, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии на пик Ленина (7 134 м). Участники восхождения базировались в лагере «Памир» (на поляне Ачик-Таш в Алайской долине), который стал первым международным альпинистским лагерем в СССР с участием альпинистов из капиталистических стран. Восхождению придавалось большое значение спортивными и партийными функционерами. На ЦСДФ снимают фильм об этом восхождении по заказу ССОД. Автор сценария и режиссер — опытный альпинист Пээт Пэтэрс, кинооператор — Юрий Оржеховский, на тот момент студент операторского факультета ВГИКа. Это именно ему мы обязаны незабываемыми кадрами снежных вершин Памира и несущимся в кадре, сметая все на своем пути лавинам.

«Что-то пошло не так...»

С 7 на 8 августа 1974 года на Восточном ребре пика Ленина гибнут восемь альпинисток женской команды СССР (страшная буря практически не оставила им никаких шансов). Однако это была не единственная трагедия в те дни. Ранее на Памире при восхождении погибли: 24 июля — американец (Гэри Юллин) на пике XIX Партсъезда, 5 августа — швейцарка (Ева Эйзеншмидт) на западном ребре пика Ленина. Горы словно мстили тем, кто отважился нарушить их вечный покой…

Однако, фильм «Бурям и ветрам наперекор» (рабочее название «Этот белый манящий Памир») нужно было завершать. Создатели фильма оказались в непростой ситуации. Одно дело рассказать об успехах альпинистов из разных стран, и совсем другое — о трагедии... Здесь нужен был «правильный» текст. Был приглашен автор, который с задачей справился: написал закадровый комментарий, который всех устроил. Фильм был принят заказчиком и позже отправлен на международный фестиваль спортивных фильмов в Кортина-д’Ампеццо, где был удостоен специального приза.

Об этой трагедии много написано и сказано. Споры о причинах и виновниках не прекращаются до сих пор.

Но сейчас речь пойдет о другом. О неподобающем отношении к документальному факту, которое уничтожает саму суть неигрового кино.

«Пик Ленина... или пик Коммунизма?..»

В октябре 2022 года на телеканале «Культура» демонстрировался документальный цикл «ЦСДФ: Точка отсчёта». В третьем фильме цикла есть эпизод под названием «Командировка на пик Коммунизма». Он практически целиком посвящен истории съемок фильма «Бурям и ветрам наперекор» на Памире в 1974 году. На первых же кадрах диктор (он же автор и режиссер цикла А. Истратов) допускает ошибку в названии фильма (у него оно звучит так — «Бурям и ветрам навстречу»). Далее он говорит о том, что на этом фильме вместе с режиссером Пэтом Пеэтэрсом работали операторы Игорь Осипов и Юрий Оржеховский, а в командировочных удостоверениях членов съемочной группы было записано «командировка на пик Коммунизма». Но, как мы уже говорили выше, оператор на этом фильме был один — Юрий Оржеховский. Сама же кинокартина строилась на событиях, связанных с восхождением на пик Ленина. Причём же тут пик Коммунизма?

Дело в том, что автор и режиссер цикла «ЦСДФ: Точка отсчёта» А. Истратов запутался в двух разных (и отстоящих по времени) событиях и слил их воедино. В 1972 году, за два года до событий фильма «Бурям и ветрам наперекор», режиссер Пээт Пэтэрс и оператор Игорь Осипов снимали восхождение на пик Коммунизма. В нём приняли участие команды альпинистов 15 союзных республик и всех социалистических стран. На вершину взошли 87 человек. Восхождение прошло успешно, никто не погиб. У Игоря Осипова хранится методичка  по восхождению 1972 года с автографами участников, в т.ч. Эльвиры Шатаевой, которая погибнет в 1974 году. Правда, куда подевались эти съемки, выяснить так и не удалось. Ни тогда, ни после на ЦСДФ не было фильмов или киносюжетов о восхождении на пик Коммунизма в 1972 году.

«ВОСХОЖДЕНИЕ»

Что же касается Юрия Оржеховского, то через три года после трагических событий, запечатленных в фильме «Бурям и ветрам наперекор», «он напишет стихотворение «Восхождение».

Горы, солнце, Памир, — это здорово
И стремленье подняться ввысь.
Мне друзья говорили вздор это всё,
Не для нас эта шаткая, жуткая жизнь.

Но да что там друзья говорят — верь ты им,
Лучше сам взгляну на это в упор —
Солнце жжет, громыхают валы лавин,
ГИБНУТ ЛЮДИ в борьбе, в покорении гор.

"Я луч-3, я луч-3, все...пока.."
Кнопка связи не слушает больше рук,
Это трудно понять — на века                                                  
От тебя уходит лучший друг.

Вой пурги в горах — беспощадный вой,
Восемь девушек, восемь знакомых лиц,
Эдельвейс, восемь слов на скале крутой,
Бой закончен, кто жив, тот спустился вниз.

И всё ж, постарайся понять, — Памир это здорово.
Ледоруб на плите — не для всех престиж,
А без этого в жизни и так слишком поровну,
Ну ответь, ну скажи, что ж ты молчишь?

Многие из тех, кто знал Юрия Оржеховского, считают, что трагедия, разыгравшаяся в горах Памира, нанесла ему серьезную психологическую травму, которая впоследствии наряду с другими факторами стала причиной его безвременной кончины. Талантливый кинооператор уйдет из жизни 2 мая 1992 в возрасте 38 лет. Светлая ему память!

 «Мастер-класс по режиссуре»

Но вернемся к эпизоду о съемках фильма «Бурям и ветрам наперекор» (1974). Как мы уже выяснили, режиссер А. Истратов ошибочно «приписал» Игоря Осипова к этой кинокартине. Более того, он использует воспоминания кинооператора о совершенно другом событии, причем двухлетней давности. В результате этой путаницы Игорь Осипов (не по своей вине, конечно) позиционируется как живой свидетель событий 1974 года, в которых он не участвовал и которые по факту не снимал. То, что он в своих воспоминаниях об опасности и сложности горных съемок часто упоминает пик Коммунизма и прочую информацию, которая открыто противоречит географии, времени и содержанию фильма «Бурям и ветрам наперекор, режиссера не смущает. Активно используя фрагменты и отдельные кадры этого фильма, он фактически приписывает Игорю Осипову (иногда вполне определенно — в закадровом комментарии) съемки Юрия Оржеховского — единственного кинооператора вышеуказанного фильма. Такое вот документальное кино получается!

P.S. Рассмотренный нами эпизод — яркий пример безответственного отношения к кинохронике, к документальному факту. Особенно расстраивает то, что в первом фильме цикла «ЦСДФ: Точка отсчёта» его авторы много и пафосно рассуждают о природе документального кино, в том числе о «жизни врасплох», о достоверности и документальном факте — основе основ этого вида «важнейшего из искусств».