Турпоездка комсомольцев ЦСДФ и Союзмультфильма в Югославию. Год 1968-й

Из воспоминаний кинооператора Георгия Завьялова.

06.01.2023

Георгий Завьялов

Оператор документального кино. Почетный кинематографист России.

Турпоездка комсомольцев ЦСДФ и Союзмультфильма в Югославию проходила в период с 20 июня по 2 июля 1968 года.

Югославия. Веселая, народно-демократическая заграница: ласковая бирюзовая Адриатика, побережье заполненное на всём своём протяжении — от Албании до Триеста — толпами праздно проводящих время европейских туристов, размеренная жизнь в атмосфере вечного праздника под жаркими лучами солнца... После хрущёвской оттепели погреться под этими лучами представился шанс и гражданам СССР — будущим режиссерам, операторам, художникам-мультипликаторам, ассистентам, монтажёрам и сценаристам.

Комсомольские органы студий Союзмультфильм и ЦСДФ вступили в контакт с Югославским бюро туризма,  и этот случай дал группе молодых работников кино возможность побывать за границей, познакомиться с новыми людьми, обменяться опытом. Конечно, такая возможность должна была быть подкреплена определенной суммой денег, которую было необходимо внести за эту турпоездку, но к нашему счастью, эта сумма была сравнительно небольшой. Более затратными казались нам встречи со старыми большевиками и собеседования на политические темы в райкомах, что решало не только возможность отправиться в путешествие для отдельных творческих работников, но и судьбу поездки в целом. Ведь бюро международного молодежного туризма Югославии приглашало нас не просто в турпоездку, а для знакомства с режиссерами и киностудиями страны. В программе Белград, далее — Загреб, Сараево, Дубровник, Сплит.

Наша поездка начиналась с Киевского вокзала: вагоны международного класса,  мягкие диваны, в купе — умывальник, чувствовался незнакомый мне европейский комфорт. Путь в Белград — конечный пункт следования поезда в Югославии — проходил через Украину, Венгрию и её столицу Будапешт. Вот мои впечатления, записанные в поезде, во время моего первого путешествия по Европе почти 55 лет назад.

«Сегодня 17 числа июля месяца в семь часов тридцать минут по московскому времени переехали границу с Венгрией. Поменяли железнодорожную колею с большой на европейскую — более узкую. Очень жарко и душно. Чувство какое-то странное, как будто не уезжали из России. Только здесь в Европе поезда ходят быстрее. Да пыли больше, так что мы за час стали похожими на негров. Рыжие усы мои, только что чуть подросшие, стали черными. Лес здесь совсем чужой, не те деревья. Чувствуется больше порядка. Что будет дальше, я не знаю. А пока таем, как стеариновые свечки»

Первая остановка в столице Венгрии. Будапешт. Вечер. Поезд тихим ходом подъезжает к вокзальному перрону. Нам выдают по десять форинтов на мелкие расходы. На вокзале пивной бар. Около бара и на перроне большая толпа цыган — кричащие и машущие руками женщины в красных цветастых юбках. Я наблюдаю эту демонстрацию из окна вагона и... не хочу выходить. В теле шевелится страх: вдруг отстану от поезда, ещё украдут цыгане... Мои товарищи и другие пассажиры поезда, не обращая внимания на цыган, бегут к мосту Маргит, который ближе всего к вокзалу  соединяет берега Дуная. Участники забега периодически сходят с дистанции к местным магазинчикам, чтобы потратить выданные форинты. Проходит три часа, забег закончен, никто не отстал и не попал к цыганам, едем дальше.

Рано утром во второй раз пересекаем венгерскую границу. Поезд двигается не спеша, так что успеваю рассмотреть остатки от военных укреплений: доты, дзоты, надолбы, металлические колпаки с щелями для орудий. Блиндажи и окопы, заросшие кустарником и высокой сочной травой — невольные памятники  минувших трагедий войны. Приезжаем на небольшой вокзал, расположенный в центре Югославской столицы, почему-то напоминающий мне трамвайную остановку, только большого размера. Отсюда, с уютного южного города Белграда, начинается наше знакомство со страной...

Автор фото: Георгий Завьялов.

От избытка новых впечатлений я теряю последние советские деньги, незаконно провезенные мной через границу — всего пять бумажных рублей, но тут изобилие западного товара, который и не предназначен для советских дензнаков. В магазинах есть всё — джинсы, красивые рубашки, на каждом углу продаётся кока-кола. Пробую этот символ запретного западного мира из стеклянной фирменной бутылочки. Сладкая газированная водичка, ничего особенного.

Почти сразу едем на Адриатику. Нас помещают на ночлег в небольших домиках-бунгало на два человека — вот оно счастье в шалаше, у моря! Спешим на встречу с морскими просторами. От туристической базы до пляжа, где нам разрешили купаться, совсем недалеко — несколько минут по дороге, спускающейся к морю. Мимо проносятся итальянские машины «Фиат» и обдают нас непривычно пахнущими облаками иностранных выхлопов. Побережье разделено на участки. Один из кусочков пляжа принадлежит нашей туристической базе. Раздеваемся, располагаемся на деревянных лежаках. Море теплое и совсем не освежает. Девушки наши купаются, тем не менее, с удовольствием. Лена Крылова, секретарь комсомольской группы, бойко входит в море. Кричит и выбегает обратно — жалуется, что чем-то наколола ногу. Осматриваем подошву, видим черные точки — это морской еж наколол чудесную девичью ножку. Тут же подручными средствами проводим операцию и удачно вынимаем из прекрасной ступни сломанные колючки. Лена снова может ходить.

Автор фото: Георгий Завьялов.

Путешествие продолжается. На туристическом автобусе мы прибываем в город Сараево. Шумный рынок. Латинский мост и печально известная улица Югославской Народной Армии, она же Франца-Иосифа. Вот наша дружная группа стоит у дома, где произошло трагическое событие начала 20 века и откуда покатился по Европе чудовищный каток Первой мировой войны. С этого места сербский террорист Гаврило Принцип убил находившегося в машине австро-венгерского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его несчастную жену. Тут, подле магазина деликатесов Морица Шиллера, где перед убийством пил кофе Принцип, и сделана моя фотография. На переднем плане фотографии — две девушки: Атаманова Анна Львовна (в белых джинсах) и Лена Приписцова (в цветастом платье). Остальная группа теряется в толпе других туристов. А девушки — частенько оставляют глубокий след в жизни юношей, но может случиться, что и юноши оставят в памяти свой след... Поэтому хочу перечислить некоторых моих спутников, которых я запомнил по нашей поездке в Югославию.

Автор фото: Георгий Завьялов.

ЦСДФ, фотография у студии Avala Film, слева-направо: Миша Исаков, ассистент оператора (на фото - висит на заборе). Николай Григорьев (в белой рубашке), Лена Приписцова (что-то грызет), Нина Персидская, редактор, Лена Крылова, наш «комсомольский вождь»  (в полосатом платье) и Владимир Васильевич Комардёнков, ассистент оператора.

Союзмультфильм: Зуйков Владимир Николаевич — художник, Угаров Валерий Михайлович — художник-мультипликатор, Назаров Эдуард Васильевич — режиссер, художник Атаманова Анна Львовна.

Большое впечатление на меня произвёл небольшой городок Дубровник. Средневековые улицы, дома, а также бухта, где у причала стояли разномастные частные яхты и суда. Особенно запомнился её вид: миниатюрная набережная с небольшой колоннадой и сценой, где музыканты играли на кларнете и саксофоне модные мелодии 60-х годов. После набережной, за крепостными стенами мы обнаружили заведение «Лабиринт Ваф», где за небольшие деньги можно было присесть за столик, заказать бутылку вина на четверых и посмотреть танец живота переходящий в стриптиз с выключением света в самый ответственный момент. Мы,  четверо комсомольцев рисковали своей карьерой, но запретный плод всегда сладок. При возвращении наш путь снова вёл мимо бухты с красавицами-яхтами. Парапет пристани находился почти вровень с их бортами. Возможность так запросто, без помех, зайти на борт волновала нас. Володя Комардёнков, наконец, не выдержал, шагнул, и палуба яхты оказалась под его ногами. Это, по-видимому, оказалось слишком просто, поэтому следом он попробовал залезть на мачту. Наверное, хотел посмотреть, что ещё находится там в глубине бухты. Мне пришлось уговаривать Володю оставить эту затею.

Георгий Завьялов. Югославия. 1968 год.

В истории советского государства одним из этапов развития страны был период Новой Экономической Политики (НЭП). Тогда экономика страны стала интенсивно развиваться, появилась частная собственность. Всё в Югославии напоминало мне об этом периоде в истории СССР. Страна восстанавливала экономику после прошедшей войны, тут смыкались социалистические и капиталистические начала экономического развития. Югославская киноиндустрия находилась на подъёме. Этому способствовала и прекрасная природа страны — скалистые горы, зеленые прерии, роскошное побережье с сотнями живописных островов, над которыми целыми месяцами светило солнце. Можно было снимать кино на «натуре» не заботясь о состоянии погоды. Строительство павильонов (см. фото «китайской башни») и рабочая сила для постановки съёмок обходились недорого. При студиях на постоянных зарплатах состояли лишь техники, механики киноаппаратуры. Все остальные работники нанимались по мере необходимости. Многие американские фильмы снимались на фоне Югославских пейзажей, гор, рек и островов. Расцвет индустрии развлечений шёл рука об руку с общим экономическим ростом, но такое процветание было скреплено железной рукой руководителя партии, диктатора, президента страны, маршала Иосипа Броз Тито.

Почти через четыре года после нашего путешествия в Югославию, в апреле 1972 года, Тито посетил с дружеским визитом СССР. Когда после переговоров президент вышел на растерзание к корреспондентам в анфиладу кремлевских комнат, мощные потоки света, немедленно выпущенные на свободу осветителями, заставили сверкать на руке Иосипа кольцо с бриллиантом, величину и красоту которого можно было видеть издалека. Ухоженное лицо этого красивого стройного мужчины, одетого в светский костюм, светилось легкой улыбкой в унисон его бриллианту. Кинооператор Георгий Серов (кстати, родственник великого художника) запечатлел тот момент для протокола и истории, а я, работавший на этих съёмках ассистентом у Георгия Антоновича, эту сцену навсегда запомнил.

И сейчас я не перестаю удивляться, в какой степени процветание Югославии было завязано на способности, волю и ум одного единственного человека, и как быстро эта удивительная страна перестала существовать после его смерти, на долгие десятилетия превратившись в арену войн, конфликтов и страданий её бывших граждан.