Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые.
Москва-река. Крымский мост. Не одно поколение москвичей прошло через аллеи и тропинки Парка культуры имени Горького за 35 лет с момента его основания. Чертово колесо, чешский пивной бар, бильярдная, выставка трофейного немецкого оружия, соревнования гребцов на Москве реке. Все эти развлечения и события вмещал в себя Парк культуры в 1963 году.
Летний кинотеатр. На одном из старейших аттракционов парка: «Гонка на мотоцикле и машине по вертикальной стене», мне довелось поработать, когда на студии документальных фильмов снимали ряд эпизодов для рекламного показа на круговой кинопанораме ВДНХ. Режиссер-оператор Бессарабов Игорь Викторович совместно с оператором Сёминым Алексеем Георгиевичем отсняли к тому моменту уже целый ряд сюжетов и фильмов: «Дорога весны» (1959 года), «На Венском фестивале», «Здравствуй, столица». И вот они обратили своё внимание на Выглядит эффектно, а как будет на экране? Вопрос…
Кинодраматург и писатель Аркадий Вайнер и его брат Георгий Вайнер в своё время делились своими впечатлениями от езды на мотоцикле по вертикальной стене. Сколько страху натерпелись! Сооружение чем-то напоминало цирк «Шапито». Аттракцион состоял из бочкообразной дощатой арены. Наверху, стоя на мостике размещались зрители. Гонщик выступал на мотоцикле знаменитой марки «Индиана», карбюратор которого мог функционировать в нестандартном положении под одновременным воздействием центробежной силы и силы притяжения. Замкнутый контур аттракциона делал звук работающего мотоциклетного двигателя оглушительным.
Итак, мотоциклист носился по кругу, время от времени на «форсаже» поднимаясь по стене почти к самым зрителям, а кинооператор с аппаратурой размещался в центре трека, на его «дне». Для съёмки особенно эффектных кадров разрешили использовать вертолет, этим вопросом занимались кинооператор Аркадий Левитан и механик Геннадий Колобков. Но, к сожалению, на круговом экране нужного результата продемонстрировать не удалось — мешал стробоскопический эффект. Гонщик настолько быстро проносился по круглому экрану, что кинозритель не успевал в достаточной степени его рассмотреть.
Так, полная картина чудесных событий, где скорость побеждала силу притяжения, осталась лишь в памяти их свидетелей и на бумаге...