Мадонна

На съёмках фильма «Сергей Есенин». Середина 60-х годов

23.10.2022

Кинооператор Центральной студии документальных фильмов.

Село Константиново. Мы с Николаем Трофимовичем Шмаковым работаем на пленэре в пойме реки Оки. Снимаем колышущееся от порывов ветра зелёное море травы, заросли кустов, природу. Внезапно из природы появляется девушка — действительно, мы были увлечены работой и пропустили её появление. С виду скромная и простая, проявляет к нам и нашим занятиям сдержанный интерес. Я же стараюсь внешне не проявлять к ней никакого внимания. Снимаю с плеча фотоаппарат, беру его в руки. Навожу фокус на глаза девушки. Шелчок затвора. Поймал птичку. 

Лето 1965 года. Автор фото: Георгий Завьялов.

Прошло тридцать лет. Перебирая фотографии, я внезапно  увидел её лицо — глаза, улыбку, взгляд. В груди внезапно защемило: мне стало жаль её, себя и навсегда ушедшую молодость. Но следом за жалостью ко мне пришло внезапное озарение, ожидавшее своего часа все эти годы, в течение которых этот жизненный сюжет был просто про съёмки колышущейся зелёной травы, а не про взгляд, механически пойманный мной в видоискатель.

Это был чарующий взгляд Мадонны Леонардо, властвующий над людьми. Людьми, что завороженно стоят перед великим произведением Да Винчи. Это была божественная улыбка Джоконды, заставляющая людей на мгновенье забыть, что они живые. Моя богиня просто стояла в поле. А я был по ту сторону окуляра фотоаппарата. Я был там, где-то рядом с ней и нажимал на кнопку запуска машины времени, отправляя на тридцать лет вперёд её изображение, её магический взгляд...

...Моё озарение прошло и жизнь пошла дальше своим чередом. Но с этого мига моя безымянная Муза осталась со мной не только своими взглядом и улыбкой, но и воспоминанием… Остановленным в памяти мгновением щелчка затвора фотокамеры. Загадочное явление - образ моей Галатеи, её улыбка остались. А душа этого образа улетела, обратилась в белое облачко над искрящейся рекой времени. Улыбка надежды на будущую жизнь в моей памяти. Как много мы можем потерять, не замечая самого главного — момента жизни здесь и сейчас.

Бернард Шоу. Влюблённый Пигмалион. Прекрасная Галатея. Ожившая статуя.

Оператор Николай Шмаков и асс. оператора Георгий Завьялов (справа на фото) на съёмках документального фильма «Сергей Есенин». Май 1965 года. Фото из личного архива Г. Завьялова.