ВСПЫШКИ НА СОЛНЦЕ – МАГНИТНЫЕ БУРИ НА ЗЕМЛЕ И В КИНО

О последнем фильме кинорежиссера Вадима Абдрашитов «Магнитные бури» (2003).

ВСПЫШКИ НА СОЛНЦЕ – МАГНИТНЫЕ БУРИ НА ЗЕМЛЕ И В КИНО

19.01.2025

Владимир Кремень

Киновед, редактор, режиссер, сценарист, автор фильмов, телепередач, книг, статей по истории телевидения. 

На фото рабочий момент съемок фильма «Поворот» (1978). Автор фото: Игорь Гневашев. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

9 июля 2022 года на Землю обрушилась очередная магнитная буря. Внезапный удар достиг Земли из-за сильной вспышки на Солнце – какими будут последствия? Обычно, в такие моменты начинаются поломки в технике, а у людей в это время, возникают нервные срывы, стрессы.

Каждый человек иногда совершает поступки, которые впоследствии не может объяснить. Что заставляет нас поступать вопреки жизненной логике? Откуда возникают мысли и чувства, побуждения, которые овладевают нами и приводят к непредсказуемым последствиям. Что, или кто — периодически выключает наше сознание?

Известный биофизик Александр Чижевский считал, что на людей сильнейшее влияние оказывают магнитные бури. Вспышки на Солнце возмущают магнитное поле Земли. Оно не только изменяет человеческую психику, но и провоцирует социальные катаклизмы.

Революции, войны, смены общественных формаций, считал Чижевский – результат магнитных бурь.

В 1918 году Чижевский представил работу «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» на историко-филологический факультет Московского университета и в двадцать один год защитил диссертацию на степень доктора наук. Спустя шесть лет теория была изложена в книге «Физические факторы исторического процесса».

Теория Чижевского выражалась в следующем: он заметил, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя все жизненные процессы. От урожайности и эпидемий – до психической настроенности человечества.

Глобально, считал он, это отражается на конкретных исторических событиях: политико-экономических кризисах, войнах, восстаниях, революциях.

Теория Чижевского до нашего времени имеет своих сторонников.

Незадолго до нынешних магнитных бурь, в Москве и Санкт-Петербурге, с 18 мая по 6 июня, прошла ретроспектива фильмов режиссера Вадима Абдрашитова. Среди картин показанных в это время была и последняя по времени работа режиссера «Магнитные бури» 2003 года.

Впервые с творчеством кинорежиссера мне довелось познакомиться во время учебы во ВГИКе, на курсе Нины Петровны Тумановой. Нам показали дипломную работу выпускника киноинститута «Остановите Потапова» 1974 года и, только что выпущенную картину – «Слово для защиты» 1976 года.

Интерес к картинам возник у всех зрителей. Тогда, на обсуждении, мной было высказано мнение, что героиня Неёловой заслуживает сочувствия. На что один из студентов, уже имевший высшее образование, обвинил меня в сентиментальности. На что я ответил, что лучше быть сентиментальным, чем циником. Тогда уже я понял, что Абдрашитов «Мой режиссер» и вскоре, во время выбора места творческой практики – избрал работу на «Мосфильме» у этого мастера. В то время он снимал новую ленту. На фильме «Поворот» 1978 года, мне повезло не только наблюдать, но и участвовать в создании фильма.

Неожиданно для меня, Вадим Юсупович, зная мое хореографическое прошлое, предложил поставить сцену в ресторане, где участвуют основные герои: Ирина Купченко, Анатолий Солоницын и Олег Янковский. Съемки шли летней ночью в гостинице «Националь».

Актеры - О. Янковский, И. Купченко и А. Солоницын. Сцена в ресторане. Кадр из фильма «Поворот» (1978).

Герои Купченко и Солоницына должны были танцевать под оркестр ресторана. И в это время решался важный вопрос: станет ли сын погибшей в аварии старушки обвинителем, или снимет обвинение.

Начался обычный медленный танец. Мне пришло в голову, что у Константина  – Солоницына, в это время происходит всплеск страстей. И он, как русский мужик, пускается в пляс с присядкой, а Купченко поддерживает его «топотушкой».

Несколько лет спустя, пересматривая фильм, заметил, что это стало центральным моментом ленты. Потом мне удалось посмотреть все фильмы Вадима Абдрашитова.

Неожиданно, после показа моего фильма «Вера Каралли» по телевидению, главный редактор цикла «Острова» – Виталий Трояновский сообщил, что ему позвонил Вадим Абдрашитов и сказал, что фильм о Каралли – это большая удача. Для меня его оценка была особенно важна. Поэтому вскоре, при нашей встрече в Театральном музее им. Бахрушина, еще раз переспросил: действительно ли ему понравилась моя картина? И он подтвердил это.

В 2003 году Вадим Абдрашитов снял удивительный фильм – «Магнитные бури». Последнюю ленту на данный момент.

В картине показано, как в годы перестройки идет борьба за овладение огромным заводом. В эту борьбу вовлечены и все рабочие, поделенные пополам. Два кандидата на управление имеют сотни своих сторонников, готовых убить друг друга. Периодически две толпы насмерть бьются в темноте за территорию завода.

Абдрашитов не был бы одним из самых значительных современных режиссеров, если бы просто рассматривал социальный конфликт двух сторон. Ему, как и в прежних фильмах важен внутренний конфликт человека.

В картине мы видим трагедию семьи, двух людей, которые невольно вовлечены в борьбу за завод.

Валерий  – первая роль в кино Максима Аверина – не хочет, но опять бежит драться. Он надеется, что его когда-нибудь убьют, чтобы прекратилось безумие. Его жена Марина – Виктория Толстоганова ждет, каждый раз надеясь, что тот просто вернется живым.

Красивые герои, добродушные. Но, каждый день проявляется массовая одержимость. Большая часть фильма проходит в показе бегущих толп и безумных драк, которые сам режиссер называет «махалово». Первоначальное название сценария – «Гон».

Жестокость людей, готовых убить друг друга, здесь им изначально присуща. Что-то выпустило на волю бурю страстей, таящихся в душе человека. И они сами не понимают, что с ними происходит. Почему люди стали хуже зверей?

Название картины дает нам псевдоподсказку – всему виной магнитные бури в природе. Поэтому люди становятся жестокими, алчными, похотливыми.

Есть роман основоположника экзистенциализма Альбера Камю – «Посторонний». Там тоже герой не понимает, как стал преступником. Виной тому объявлялась жара.

Мы до сих пор, хоть нам и объясняют, не можем понять, как становились братоубийцами жители России во время гражданской войны? При просмотре «Магнитных бурь» вспоминается первый фильм С. Эйзенштейна «Стачка». Там тоже толпы агрессивных дрессированных людей носятся по экрану в одержимости социальной справедливостью. Десятилетиями считалось, что Эйзенштейн показал борьбу угнетенного пролетариата за лучшую жизнь. Теперь мы знаем что, несмотря на новаторство киноязыка Эйзенштейна, многие сцены – как в «Стачке», так и последующих пропагандистских картинах – были им просто выдуманы. Они не имели под собой никаких реальных событий.

В картине Вадима Абдрашитова вся история основана на реальности, происходившей на Урале. Но для него это только повод для обобщений. Весь фильм глубоко символичен. Он дает возможность угадать внутреннюю причину взрыва страстей.

Первая сцена, которую режиссер выделяет – неожиданно услышанный героем разговор между руководителями противоположных движений. Они тайно обсуждают в кафе дальнейший дележ завода и методы стравливания рабочих.

Потом Валерий узнает, что и те, кто подстрекает каждый день своих же друзей на кровавые стычки, получают за это большие деньги – провокаторы. Символично и то, что в этом же городке расположен военный полигон, где каждый день проходят стрельбы, учения. Танки и самолеты ведут огонь по невидимому противнику. Танк гонится по дороге за Мариной.

И понятно, если бы она не соскочила с дороги, спокойно раздавил ее как букашку. Люди в этом мире не имеют никакого значения. Только борьба за власть, за деньги, на которые власть имущие купят плотские удовольствия. Жизнь призрачна.

Ближе к финалу, герой вдруг оказывается на праздничной улице, где люди в нарядной одежде, бывшие враги, обнимаются и поют. Контрастный переход производит впечатление сна. Оказывается, руководители подписали дележ завода. Нужно забыть обо всем, что было. И о том, как друзья распяли Валерия на заводе, зажав ему руки в тиски. И о том, что его жена Марина уехала в Москву на заработки, продавать себя тем самым похотливым хозяевам завода.

Как это все можно забыть? Оказывается можно. Вадим Абдрашитов говорит, что это больше всего удивляет его – почему человек ничему не учится.

В конце картины герой просыпается рядом с совершенно чужой женщиной, которая надевает обручальное кольцо жены. Она некрасивая, грубая. Он спрашивает, кто она и откуда? Та взглядом показывает наверх. Валера удивлен. Переспрашивает – ангел что ли? Не ангел, объясняет она, а крановщица, которая за ним давно наблюдает, и выбрала для себя. Жизнь продолжается, они вместе идут на завод. Но жизнь закончилась, потому что в ней нет ни красоты, ни любви, ни добра, ни справедливости.

Люди, носимые бурями страстей, сами губят себя. Они не догадываются, что страсти: гнев, похоть, тщеславие, зависть и другие, не только искажают восприятие происходящего. Страсти, облекшись в человеческую душу, представляют ему, что они-то и есть его сущность. Заставляют действовать  вопреки самосохранению и истинным интересам.

Фильм Вадима Абдрашитова не дает зрителю ответ, откуда в нас страсти. Этому учат святые древние и современные. От Антония Великого до Феофана Затворника. Все это можно узнать из их писаний.

Но в фильме очень важная деталь. Те, кто стравливают людей и вызывают магнитные бури, только выглядят врагами, но руководствуются чистой корыстью.

Картина снята больше двадцати лет тому назад, но становится все более актуальной и в наши дни. 

Людям стоит быть внимательнее и к тому, чем занимается современное телевидение. Многочисленные ток-шоу, где обсуждают животрепещущие вопросы, казалось бы, представляют противоположные взгляды. На самом деле они лишь провоцируют очередные магнитные бури. Если бы зрители попали за кулисы очередной телепередачи, где противники готовы были перед камерами разорвать друг друга, то весьма удивились. После окончания съемки те пожимают друг другу руки, идут вместе пить кофе и спрашивают: – Ну, как я тебе сегодня выдал? Да здорово! А я тебе? Ты тоже был в ударе. Ведущий ток-шоу благодарит их за участие. Каждый получает дивиденды: ведущий рейтинг и приличную сумму, а участники узнаваемость и популярность.

В 1960-70 годы на советском телевидении разрабатывалась система телепропаганды. Одним из авторов методических пособий для специального пользования был глубокий психолог и знаток ТВ профессор Рудольф Андреевич Борецкий. Он до недавнего времени преподавал на кафедре телевидения факультета журналистики МГУ. Книги по манипуляции сознанием масс и тогда были доступны только телевизионному начальству.

Однажды, незадолго до его кончины, удалось спросить его:

– А сейчас кто-нибудь пользуется этими наработками? Еще как, ответил он. А кто именно? Тут Рудольф Андреевич выразительно посмотрел вверх.

Тогда он подарил мне свою последнюю книгу «Беседы об истории телевидения», вышедшую в 2011 году, с подписью: «Господину Кремень Владимиру Иосифовичу, старшему научному сотруднику отдела видео-звукозаписи и киноматериалов. От факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова».

Не удивительно, что Вадиму Абдрашитову после фильма «Магнитные бури» больше не дают снимать кино. Он откровенно показывал то, что хотел. Хотя он и преподает до сих пор во ВГИКе студентам кинорежиссуру.

Фрагменты статьи под названием «Магнитные бури и бури страстей» были опубликованы 1 апреля 2015 года на сайте www.elohov.ru .


СПРАВКА

Кинорежиссёр Вадим Абдрашитов (1945 - 2023). Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ / ГЦМК.

Вадим Юсупович Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове.

В 1967 году окончил Московский химико-технологический институт.

В 1970 году поступил в режиссерскую мастерскую во ВГИКе, которую набирали выдающиеся мастера советского кино М. И. Ромм и Л. А. Кулиджанов.

После окончания киноинститута в 1974 году работал режиссером-постановщиком на киностудии «Мосфильм».

В 1990 году возглавил студию «Арк-фильм» («Мосфильм»).

Режиссер игровых фильмов: «Остановите Потапова!»,  «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис», «Армавир», «Остановился поезд», «Парад планет», «Слуга», «Плюмбум, или Опасная игра», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», «Магнитные бури».

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Народный артист РФ (1992). Обладатель множества призов самых престижных международных кинофестивалей.

С 1995 года Вадим Абдрашитов преподавал во ВГИКе, был профессором, руководил мастерской режиссуры художественного фильма.

Ушёл из жизни 12 февраля 2023 года.