ВСТРЕЧА С ВСЕВОЛОДОМ РУЖНИКОВЫМ

26 марта 2022 года — 100 лет со дня рождения Всеволода Николаевича Ружникова.

ВСТРЕЧА С ВСЕВОЛОДОМ РУЖНИКОВЫМ

03.07.2022

Владимир Кремень

Киновед, редактор, режиссер, сценарист, автор фильмов, телепередач, книг, статей по истории телевидения. Последний аспирант профессора Ружникова.

Всеволод Николаевич Ружников (26 марта 1922 – 23 ноября 2005), заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики (1958–1959, 1984–1991). Кандидат филологических наук (1981). Доктор филологических наук (1992). Профессор (1995). Участник Великой Отечественной войныПочётный радист СССР. Область научных интересов: история отечественного радиовещания, теория и современная практика радиожурналистики. Автор фундаментальной разработки проблем периодизации отечественного радиовещания. С 2013 г. факультет журналистики проводит ежегодную научную конференцию «Ружниковские чтения», обращённую к вопросам истории отечественной радиожурналистики.

В июне 2022 года на кафедре ТВ и радио факультета журналистики МГУ состоялись очередные «Ружниковские чтения». Меня попросили выступить и рассказать о нашей работе с Всеволодом Николаевичем. К сожалению, выступление, которое было уже готово, не состоялось из-за моей болезни. Но рассказать о любимом учителе считаю своим долгом. 

После окончания ВГИКа в 1981 году и нескольких лет работы на телевидении, в кино, издательствах и журналах мне предложили в 2001 году занять должность научного сотрудника информационно-исследовательского отдела Гостелерадиофонда. Новая деятельность привлекла меня возможностью познакомиться с огромным наследием телевизионного творчества. Призвал меня в Гостелерадиофонд его директор Анатолий Иванович Высторобец, с которым меня связывали давние дружеские отношения. Он был выпускником нашего вгиковского мастера курса киноведов, более раннего – Нины Петровны Тумановой. Он окончил ВГИК на пять лет раньше меня.

Анатолий Высторобец был необычайно энергичным и творчески разносторонним человеком. До этого он занимал должность зампреда ВГТРК. Многое знал. И не только в области Медиа.

В то время А.И. Высторобцу пришла идея создания Видеолетописи ТВ и радио. Он понимал, что многие ведущие деятели, принимавшие участие в становлении гигантской технико-творческой махины Гостелерадио, уходят.

Высторобец ввел меня в редакционный совет нового проекта. Зная мои фильмы и публикации, предложил начать работу над печатной историей ТВ.

На одном из редакционных советов, где участвовали ведущие деятели радио и ТВ, мне довелось познакомиться с профессором МГУ В.Н. Ружниковым и зав. кафедрой ТВ и радио Г.В. Кузнецовым. Они пригласили меня прийти на заседание кафедры журналистики МГУ.

Там неожиданно возникло предложение сделать мои изыскания в области истории телевидения основой диссертации: «Иллюстрированная летопись отечественного телевидения. 1851- 2001». Эта тема была мало исследована. Большинство преподавателей и сотрудников Кафедры телевидения и радио факультета журналистики были мне незнакомы. С одной стороны – сложно, а с другой – неплохо. Мы свободно обменивались мнениями по самым разным вопросам. В целом отношения были доброжелательными. И с некоторыми из них, особенно с В.Н. Ружниковым,  Г.В. Кузнецовым, И.Н. Тхагушевым, С.А. Муратовым, Р.А Борецким, В.Л. Цвиком – оказались творчески-дружественными.

Они видели мою заинтересованность в деле, а мне были очень полезны их огромный опыт, знания и советы.

Через Анатолия Ивановича, Всеволода Николаевича и Георгия Владимировича удалось познакомиться с Руководством всех Научно-исследовательских и учебных институтов в обрасти радио и ТВ. Участвовать в важнейших научных, в том числе международных, конференциях.

Назначение В.Н. Ружникова научным руководителем моей диссертационной работы было большой удачей.

Ружников с 1958 года был первым руководителем, созданной по приказу ректора МГУ им. М.В. Ломоносова - И.Г. Петровского кафедры радиовещания и телевидения. Он стал одним из основателей первого Научно-методического отдела Государственного комитета Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению.

Всегда советовал, что почитать из своего бесценного архива. И другие члены совета, а также руководители и преподаватели Института повышения квалификации работников радио и ТВ, Института кино и телевидения (ГИТР) Юрия Михайловича Литовчина: помогали в поиске литературы и архивных данных: в Ленинке, Академии Наук, Политехническом институте, Библиотеке технической литературы.

Меня особенно заинтересовал ранний период телевидения, о котором было мало сведений. Даже даты начала телевизионного вещания разительно отличались. Когда рассказал об этом на кафедре, то члены советовали тщательно исследовать этот вопрос. Помню, как обрадовался зав. кафедрой Г.В. Кузнецов, когда я принес ему фотографию Л. Розинга.

- Именно таким я его и представлял, - заявил он.

Итогом поиска даты начала отечественного ТВ стала большая архивная подборка материалов, обоснование и торжественная установка памятной доски на Никольской улице, откуда велись первые телепередачи.

Во время работы над «Иллюстрированной летописью отечественного телевидения (1851-1993) мне довелось познакомиться с руководством научных журналов «Техника кино и телевидения», «625», «Искусство кино».

Там за несколько лет мною было опубликовано около 20 статей по истории ТВ.

Всеволод Николаевич Ружников одобрил все эти публикации. Бывая в МГУ и дома у профессора, мне довелось обсуждать с ним не только историю, но и перспективы развития телевидения, интернета и радио.

Ему казалось, что со временем, и ТВ и радио деградируют. От просветительской функции они почти полностью переключились на коммерческую.

Такими же были мнения и профессоров Муратова и Борецкого, которые дарили мне свои книги с доброжелательными подписями.

Узнав, что Рудольф Андреевич Борецкий еще в 1970-е годы готовил материалы по пропаганде на ТВ для «специального пользования» руководству Комитета по ТВ и Радио, я не просто удивился, но и спросил: а сейчас кто-то пользуется его разработками, он ответил: еще как. А кто? Переспросил я – он показал пальцем наверх.

Еще одно удивительное признание, услышал я от него. Попыхивая трубкой и даря свою очередную автобиографическую книгу «Оползень», он печально заметил, что только теперь понял, что всю жизнь занимался не своим делом. 

Еще один коллега профессора Ружникова – С.А. Муратов – после знакомства с «Летописью телевидения», когда мы были у него дома, просветил меня.

Оказывается, что документально подтвержденная мною дата начала телевещания в нашей стране, не всех обрадовала. Потому что меняла представления уже устоявшиеся. И такая дата требовала, чтобы ее официально отмечали. Но не только отмечали, но и заранее приготовили списки сотрудников к юбилейным наградам.

На открытии памятной доски на Никольской. На фото (слева направо): Н. Тельнов, М. Сальман, А. Лихитченко, Н. Месяцев, В Кремень, Г. Скляр. Фото из собрания автора статьи.

Поэтому не удивительно, что на открытии памятной доски на Никольской я был представлен, но на торжественное заседание в Останкино и юбилейный концерт меня не пригласили. Всеволод Николаевич посоветовал мне относиться к этому спокойно. Он сам не раз испытывал горечь от несправедливостей по отношению к нему самому.

Еще одним человеком, почитавшим Всеволода Николаевича, был зав. кафедрой ТВ и радио Георгий Владимирович Кузнецов. Он предполагал, что после защиты диссертации мне удастся преподавать студентам МГУ.

Однажды пригласил меня на свою лекцию старшекурсникам. Перед этим он показал будущим журналистам передачу, посвященную «Останкинским» событиям 1993 года и запрещенную к трансляции.

Там, во время ток-шоу очень известного ведущего, приглашенные гости рассказывали о том, что происходило во время т. н. штурма Останкино.

Особенно потряс рассказ пожилого человека, который жил в доме рядом Останкинским прудом. Уже ночью, они с сыном, профессиональным врачом, наблюдали из окна, как трассирующие пули со всех сторон косят людей. Его сын, увидев, как упал раненный человек возле их дома, побежал помочь ему. Но был сразу сражен пулей.

Отец побежал на улицу к сыну и увидел, что тот убит разрывной пулей. Когда он хотел забрать сына, ему не дали.

На лекции Кузнецова студенты, услышав концовку передачи, где ведущий объявил, что по поводу всего увиденного и услышанного могут быть разные мнения, удивленно спросили преподавателя: ну и как нам после этого работать, тот смущенно ответил – вот так и работать.

Впоследствии, когда мне пришлось отсматривать материалы Видеолетописи ТВ и радио, то от одного из ведущих руководителей редакции информации, ставшего свидетелем тех событий в Останкино, довелось узнать, что все произошедшее готовилось заранее и было спровоцировано.

Отношение к жизни, политике, переменам в обществе, во многом формировалось телевидением и радио. Всеволод Николаевич понимал это и очень переживал, во что это может вылиться. Он советовал мне скорее закончить подготовку диссертацию и защититься. К сожалению, тяжелая болезнь и близкая смерть моего научного руководителя – профессора Всеолода Николаевича Ружникова – не позволили этому осуществиться.

Но следуя завету учителя, мне удалось опубликовать некоторые главы диссертации на разных сайтах в интернете. Для читателей, даже специалистов, в них было много нового и неожиданного. О чем мне писали посетители этих сайтов.

В качестве одного из примеров, фрагменты  «Летописи», опубликованные на сайте ЦСДФ-музей и статьи о долгие годы запрещенном к упоминанию изобретателе – Льве Сергеевиче Термене – вызвали большой интерес. Сейчас о нем уже знают, но не все и не всё. А когда мне удалось найти архивные материалы и вставить в «Летопись», его практически не знали.

В ПОИСКАХ «ВОЛШЕБНОГО ЗЕРКАЛА»

В 2021 году должно было отмечаться 90-летие отечественного телевидения, которое ведет свой отсчет с экспериментальных телепередач 1931 года с Никольской улицы в Москве. Но еще до этого происходили важнейшие события и поразительные открытия, которые повлияли на возникновение и развитие «дальновидения», как первоначально называлось ТВ.

С древнейших времен известны легенды и сказки о чудесном зеркале, которое показывало дальние страны. В Китае были популярны даосские зеркала, которые не только отражали внешность обладателя, но и, как упоминают исследователи мифов, показывали будущие события. В России чудесные сказки описывали  волшебное зеркальце, в котором можно было увидеть потаенное и далекое. Так воплощалась мечта человека о всевидении, нераздельном с всеведением. Ныне фантазия стала реальностью - телевизором, монитором, обыденной вещью, «волшебным зеркалом», стоящим в «красном углу», без которого люди уже не представляют себе полноценной жизни.

Сказки известны всем, но мало кто помнит, что первый реальный проект устройства для передачи изображения на расстояние с помощью электричества появился в России еще в 1851 году. Борис Семенович Якоби (1801 — 1874), известный ученый, физик-изобретатель, первооткрыватель гальванопластики (позволявшей материализовать переданное изображение) разработал проект фототелеграфа. Это изобретение предполагало передачу статичного изображения по проводам на расстояние.

Фототелеграф стал предтечей телевидения. В наше время его называют факсом, или факсимильным аппаратом. А уже в 1862 году работавший в России итальянский изобретатель аббат Джованни Казелли (1815 — 1891) впервые провел практические испытания «химического телеграфа» на линии Москва  Петербург. Первым, кто отправил факс из Москвы в Петербург 17 апреля 1866 года, стал Митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В конце декабря 1899 года в Петербурге открылся первый Всероссийский электротехнический съезд. Одним из решений съезда было введение в программу промышленных училищ нового предмета - электротехники. На съезде присутствовали «отцы» российской радио- и телетехники: А.С. Попов и его помощник П.Н. Рыбкин, А.А. Петровский (разработчики радио); М.О. Доливо-Добровольский (автор первого трехфазного двигателя); П.С. Осадчий, М.А. Шателен (разработавший принципы электропередачи на дальние расстояния), А.А. Полумордвинов, Б.Л. Розинг, К.Д. Перский (изобретатели телевидения) и другие.

Константин Дмитриевич Перский выступил на съезде с обзорным докладом «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)». В нем говорилось о состоянии развития телетехники во всем мире. Это было первое употребление термина «телевидение».

К следующему, 1900 году слово «телевидение» было введено в широкий обиход российским ученым К.Д. Перским, штабс-капитаном русской армии, преподавателем Артиллерийской академии.

Термин «телевидение» прозвучал для мировой научной общественности в докладе, прочитанном Константиновичем Перским 24 августа 1900 года в Париже по-французски на IV Всемирном конгрессе электротехников. Автор доклада повторил сообщение, сделанное им ранее в России. С тех пор слово «телевидение» постепенно вошло в употребление и стало общепринятым во всем мире.

С начала XX века и до середины 1930-х годов термин «телевидение» употреблялся в России наравне с другими названиями нового изобретения — «дальновидение», «электровидение», «телевизирование», «электротелескопия», «радиотелескопия». При показе кинофильмов по телевидению: «радиокино».

А в 1907 году выдающийся русский ученый, профессор Борис Львович Розинг (1869 — 1933), преподаватель Петербургского технологического института предложил первый в мире проект способа электрической передачи изображения на расстояние.

Многих интересует вопрос: когда же собственно «Волшебное зеркало» стало телевидением?

9 (22) мая 1911 года российский ученый профессор Борис Львович Розинг впервые в мире провел демонстрацию телевизионного изображения на стеклянном экране электронно-лучевой трубки. Свое изобретение он назвал «электрическим телескопом». С помощью электрического телескопа Борис Розинг продемонстрировал на экране первое телеизображение: решетку из четырех светлых полос на темном фоне и несколько геометрических фигур.

Уникальным аппаратом было положено начало электронному телевидению. Ассистировал профессору Розингу в демонстрации опыта студент Владимир Зворыкин, разработавший потом уже в 1931 году в США иконоскоп — электронную передающую трубку.

ЛЕВ ТЕРМЕН. ЧЕЛОВЕК ИЗ БУДУЩЕГО И ЗАБЫТОГО ПРОШЛОГО

Даже среди тех, кто были первопроходцами изобретения и развития телевидение особое место занимает Лев Сергеевич Термен. Личность незаурядная. Его вполне можно назвать «человеком из будущего».

Впервые о нем довелось узнать в конце 1990-х годов, работая научным сотрудником в Гостелерадиофонде от моего доброго знакомого Николая Ивановича Тельнова — руководителя разработки первого отечественного видеомагнитофона. Во время подготовки «Иллюстрированной летописи отечественного телевидения. Даты. События, Люди. 1853-1993», Тельнов, прекрасно знавший всех изобретателей (не только ТВ), рассказывая почти детективную историю о первом видеомагнитофоне, упомянул и Льва Термена, о котором в то время почти забыли.

Оказывается, почти до 2000 года имя Термена было фактически запрещено к упоминанию. Но Николай Тельнов не только знал его, но и видел его работы. Что же случилось с Терменом, этим удивительным человеком, какова была его судьба?

О Термене и многом другом рассказывается в «Иллюстрированной летописи отечественного телевидения».

Исследования в области истории телевидения были высоко оценены В.Н. Ружниковым, моим научным руководителем. Полностью статью о Термене можно прочитать на сайте: csdfmuseum.ru.

Профессор Всеволод Николаевич Ружников, 100-летие которого мы в 2022 году отмечаем, остается в памяти, по мнению многих, образцом научной и педагогической деятельности.


Материалы по теме