МАСТЕРА и 360°

Из воспоминаний кинооператора Георгия Завьялова.

30.04.2022

Георгий Завьялов

Киностудия — сложный механизм. Тут — как на рынке — в любом деле найдутся участники: есть и творцы, и подсобные рабочие. Красивые девушки спешат по срочным поручениям с бобинами киноплёнки. Ходят звукооператоры, учат разговаривать фильмы. Готовятся навести тень на ясный день осветители. Женщины из отдела технического контроля, редакторы, отдел летописи,  директора киногрупп… На последнем этаже студии — женское царство — монтажный цех. Здесь с посильным участием режиссёров, девушки-ассистентки и монтажницы рождают новые кинопроизведения на божий свет.

Не на последнем месте и на втором этаже находился большой павильон для звукозаписи, как говорили, с лучшей акустикой в Москве. В нём периодически «вживую» выступал для «невидимых зрителей» симфонический оркестр. Музыканты играли синхронно с киноизображением на большом экране, выступления записывались.

Рядом с павильоном находился цех съёмочной техники. Он выполнял две функции. Одна его группа обслуживала синхронную аппаратуру. Её мастера носили гордое имя супертехников. В этой группе работали: Дмитрий ЛегоньковОлег ФоминАлексей ЛаврищевКонстантин СадовниковЕвгений ГлаголевМансур Исхаков и начальник группы Виктор Максимович Улесов.

Другое отделение цеха образовывали механики по киноаппаратуре. Это была группа мастеров-универсалов высшей квалификации, способных «подковать блоху». Руководил цехом невысокий сухопарый мужчина по фамилии Тимофеев-Рясовский.

Борис Владимирович был родным братом легендарного учёного-генетика, ставшего известным по книге Даниила Гранина «Зубр» — Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского.

Мастерская располагалась в трёх помещениях. В большом светлом цеху работали за своими столами мастера: Вячеслав Мошкин и Валентин Беляев, участник экспедиции на остров Монерон, во время которого проводились подводные съёмки для кругорамы; Юрий Волков, который обслуживал кругорамную аппаратуру; Бобриков, фронтовик, во время войны на передовой он чинил стрелковое оружие, а на студии переквалифицировался на починку кинокамер; Виталий Викторович Елисеев по прозвищу «трактор»; самый пожилой мастер, Миша Воротников (помню, что у него отсутствовала фаланга среднего пальца левой руки); Володя, мастер по наладке и ремонту прецизионных кинокамер для мультцеха; Алексей Иванович Лепяхов, мастер по электронной аппаратуре.

Тут же, за стеклянной перегородкой был длинный отсек, в котором располагались четыре станка. Особую комнату без окон занимал небольшой трофейный проектор. На нём определялись механические параметры киносъёмочной аппаратуры и отснятого на ней материала: стояние кадра, качество изображения и пр. Здесь же юстировались объективы. Заведовал этой комнатой Юрий Владимирович Капралов, по прозвищу «нумизмат». Его коллекция постоянно пополнялась, в том числе усилиями кинооператоров, привозивших монеты из разных стран. В соседней с цехом комнате выдавала киноаппаратуру и дополнительную оптику инженер, очаровательная Люда, с мягким характером, но выдачу неукоснительно вела в журнале и производила её строго под расписку.

Коллектив цеха без работы не сидел. Дорабатывали новую кинокамеру «Спутник», адаптировали технологии широкоэкранного кино, кругорамной проекции.

Во время войны кинооператоры-документалисты снимали свои панорамные планы с самолётов. Такие кинохроникёры, как Павел Дмитриевич Касаткин и Борис Ильич Шер оставили в архивах много воздушных панорамных кинокадров. Воздушные съёмки активно использовались как кинохроникальный инструмент и после войны.

Уникальная технология производства кино-панорам, которые снимались на киноаппаратуре оригинальной конструкции, разработанной и произведённой тут же, в цехе съёмочной техники, появилась на ЦСДФ в конце 50-х годов.

Показы снятых кругорамных фильмов происходили в единственном на всю страну специальном кинотеатре с кинозалом необычной цилиндрической формы, построенном в 1959 году на ВДНХ.

По первоначальной разработке профессора ВГИК Евсея Михайловича Голдовского, изображение проецировалось на двухярусный составной круговой экран (по одиннадцати экранов на каждый ярус) двадцатью двумя синфазно работающими 35 мм кинопроекторами. Первый вариант киносъёмочной  кругорамы  конструкционно состоял из двух круговых ярусов с равномерно распределёнными по ним двадцатью двумя камерами  “Конвас”,  которые синхронно работали от одного электродвигателя. Для фиксации изображения на плёнку поначалу использовалась штатная оптика. Борис Владимирович Тимофеев-Рясовский усовершенствовал этот подход с помощью специальных анаморфотных объективов, которые расширили захват изображения в кадр по вертикали. Это позволило сократить число ярусов аппаратуры до одного, а число камер — до одиннадцати и также  устранило горизонтальный разделитель на экранах кругового кинозала.

И ещё. В этой замечательной мастерской на столах стояли аквариумы. Среди зелёных водорослей плавали тропические рыбки. Негромко гудели насосы, обогащающие кислородом воду в аквариумах. Иногда,  смертельно рискуя жизнью, в воде начинал изгибаться мотыль. Красные советские червячки спасались в песке от заграничных рыбок, а за стеклом, не обращая внимания на эту драму, мастера стругали, пилили, шлифовали и полировали свои детали. Лица и фамилии некоторых из мастеров выпали из моей памяти. Я прошу меня простить, компьютер слегка сбоит.

На трёх архивных фотографиях (1976 год) показан один из рабочих моментов подготовки вертолёта к кино-панорамным съёмкам документального фильма «Спорт удивительный и прекрасный». На них запечатлены кинооператор Вадим Исаакович Горбатский, режиссёр Аркадий Юлианович Левитан (под хвостом вертолёта, в кепке), механик по эксплуатации киноаппаратуры Геннадий Колобков (в полосатой рубашке) и я — ассистент кинооператора Завьялов Георгий Георгиевич (на зарядке кругорамы).

Фото из личного архива Георгия Завьялова.

Фото из личного архива Георгия Завьялова.

Фото из личного архива Георгия Завьялова.


Материалы по теме