Текст к публикации подготовлен редакцией сайта «Музей ЦСДФ». Публикуется впервые. Фото: Аба Кричевский встречает аргентинскую актрису Лолиту Торрес в Москве. ММКФ-III. 1963 год. Автор фото: Георгий Завьялов.
Московский международный кинофестиваль впервые состоялся в 1935 году. С 1959 года Московский кинофестиваль стал регулярно проводиться по нечётным годам. Представительный и во многом скандальный III ММКФ 1963 года собрал большое количество гостей: иностранных режиссёров, знаменитых артистов, критиков. Для участия в конкурсной программе было отобрано 35 фильмов (конкурсный показ проходил в Кремлевский Дворец съездов). После просмотра участники собирались на конференции, а также на оживлённые неформальные обсуждения в кулуарах, по ресторанам и в бывшей гостинице «Гранд Отель». Здание этого старого отеля находилось в «теле» второй очереди здания гостиницы «Москва» — со стороны музея Ленина. На другом конце здания, напротив «Дома Союзов», находилось стереокино с прекрасным просмотровым залом, с удобными креслами ярко-красного цвета, оснащённым (как видно из названия) техническими средствами для просмотра модных советских стереофильмов: «Робинзон Крузо», «Налим», «Машина 22-12» (стереоверсия фильма «Счастливый рейс», одну из главных ролей в котором сыграл артист Михаил Жаров). Зал был популярен, народ ходил на сеансы толпами. Впрочем, прожил «Гранд отель» после кинофестиваля недолго: старую гостиницу разрушили, а вторую очередь гостиницы «Москва» застроили уже по новому, как говорится, с нуля.
В Госкино приняли решение запечатлеть для истории III Московский международный кинофестиваль — снять отчётный документальный фильм. Назначили режиссёра Василия Васильевича Катаняна и кинооператора Абрама Григорьевича Кричевского — фронтовика, дважды лауреата сталинской премии, участника съёмок Крымской конференции лидеров стран-союзниц, профессионала своего дела, прекрасного репортёра и обладателя обаятельной «американской» улыбки. Секретарь ПТО Нина Станиславовна отрядила меня в помощь киногруппе в качестве ассистента кинооператора, а предварительный инструктаж провела директор фильма Мжедлова Нина Алексеевна, очень уверенная в себе, знающая свою работу, энергичная и волевая женщина. Вот, например, как следовало себя вести на разных фуршетах, приёмах и брифингах: главное — не терять кинооператора из виду и не стоять истуканом у стола с закусками.
Гости слетались в «Шереметьево» со всех концов света. Их надо было заснять для пролога нашего документального фильма. Аргентинская актриса Лолита Торрес оказалась самой первой героиней наших съёмок.
Правда, непосредственное знакомство произошло уже позже, в здании гостиницы. Кинооператор предложил актрисе на пробу свою ручную камеру. Лолита не ожидала такого предложения, камера оказалась для неё тяжеловата.
Деловито спустившийся по трапу Ив Монтан оказался следующим героем наших съёмок. Как оказалось, он ещё не забыл встречу с москвичами и Абой Кричевским в 1956 году. Тогда, на выступлении в Малом театре, Ив пел, а москвичи — подпевали, затем состоялась кульминация гастролей: Монтан с одетой в норковую шубу Симоной Синьоре проехал в кабриолете перед ликующими трибунами стадиона в Лужниках. Это был первый приезд эстрадного певца такого калибра в СССР, если не считать Поля Робсона. «Железный занавес» немного приподнялся. По этому поводу был снят полнометражный документальный фильм «Поёт Ив Монтан», одним из кинооператоров на котором и был Кричевский. Встреча старых знакомых оказалась по-дружески тёплой. Обстоятельно поприветствовав встречающих, Монтан пробрался через толпу поклонников к выходу, к спасительным машинам, бесперебойно доставлявшим прибывающих гостей фестиваля в гостиницу «Москва». Впереди нас ожидали совместные проезды в открытой машине по центральным улицам столицы, где Кричевский держал в кадре Монтана и Синьоре, а я держал Кричевского, чтобы тот не выпал за борт авто.
За киногруппой в гостинице был закреплён номер, где проходили планерки и обсуждались дальнейшие действия по сценарию фильма. В номер заходили В.В. Катанян с молодой женой в голубом платье (Катанян недавно женился), кинооператор, директор и я. Всё шло по плану.
Страждущие москвичи, желающие увидеть известных актёров и режиссёров, осаждали подходы к гостинице «Москва», круглосуточно окружённой плотным кольцом милиции. Кричевский снимал афиши, флаги разных стран, город и весь этот поток людей, который радостно растекался вокруг фестиваля. Внутри же гостиницы шла размеренная фестивальная жизнь: происходили встречи, гости вели беседы за круглыми столиками и ждали просмотра фильмов. Отбор фильмов производило жюри из 13 членов под председательством Григория Наумовича Чухрая. В списке фильмов-претендентов выделялся фильм Федерико Феллини. Его название звучало недосказанно: «Восемь с половиной». Напротив, фильм, представленный на фестиваль от СССР, режиссёра Виктора Комиссаржевского, звучал как лозунг: «Знакомьтесь, Балуев!». Фильм Феллини был только что выпущен в свет и многие не были с ним ещё даже знакомы. Само название фильма интриговало.
Госкино и партийное руководство категорически возражали против присуждения фильму Феллини Гран-При фестиваля. Тем не менее, Чухрай проявил мужество, и 21 июля шедевр Феллини «Восемь с половиной» получил Главный приз, а советский фильм (откровенно слабый и совершенно непонятный для иностранцев) был отмечен специальным призом жюри. Скандала удалось избежать!
Наш же документальный фильм о III Международном кинофестивале («Огни кинофестиваля»; режиссер В. Катанян; операторы: А. Кричевский, А. Левитан; звукооператор И. Воскресенская) навсегда остался в памяти съёмочной группы, но на фоне ярких событий скандалов, его сопровождавших, так и остался совершенно незамеченным широкой публикой. Тем интереснее пересматривать эти кадры сегодня.
Москва, март 2022 г.