06.01.2022

— Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Но на небе и под небом вдруг так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть.

Так описывал ночь перед Рождеством на хуторе близ Диканьки Николай Васильевич Гоголь.

Что же произошло, почему стало так темно? Оказывается, черт утащил месяц, чтобы люди не могли ясно видеть, что происходит на самом деле и выучивать грехам добрых людей.

Писатель хорошо знал то, о чем писал.

Так же хорошо знал то, о чем снимал фильм «Три дня Кондора» известный режиссер Сидни Поллак, выходец с Украины из Одессы. Не случайно он, взяв за основу сюжетную линию романа Джеймса Грейди, полностью его переосмыслил и перенес действие в канун Рождества, когда темные силы выступают наружу.

Режиссер Сидни Поллак

На протяжении всей картины мы видим рождественские символы и слышим рождественские гимны.

Тем, кто хотел бы понять, что происходит сейчас на Украине и на Ближнем Востоке обязательно стоит посмотреть фильм.

«Три дня Кондора» был снят в 1975 году, но сегодня оказывается даже более актуальным.

Кадр из фильма «Три дня Кондора».

Фильм рассказывает о сверхзасекреченном аналитическом отделе ЦРУ в Нью-Йорке, который занимается изучением литературы и находит в ней различные методики оперативной работы.

Однажды, накануне Рождества, главный герой фильма его псевдоним – Кондор, выходит на 15 минут, чтобы купить обед для всего отдела.

Вернувшись, он находит всех сотрудников убитыми. Даже сигарета еще тлеет на пальцах секретарши.

В ужасе, он звонит в центральный отдел в Вашингтоне. Ему назначают встречу, во время которой Кондора пытаются убить, а друга, которого привели как приманку, застрелили.

Чудом Кондор избежал смерти, ему приходится скрываться у случайно встреченной женщины фотографа. В этой роли — одна из лучших американских актрис Фэй Дэнауэй.

Кондор, как опытный аналитик, пытается понять, что происходит? Как случилось, что самая могущественная и засекреченная организация, на защите которой стоит крупнейшая мировая держава, оказалась беззащитной.

Значит, есть некто, обладающий большей властью и могуществом, о котором люди даже не подозревают.

Постепенно Кондор понимает, что случайно вышел на сеть законспирированных отделов по всему миру, которые готовы по первому сигналу организации, которую в фильме назвали «Пять континентов. Импорт» — надгосударственных правителей мира, не только уничтожить секретный отдел ЦРУ, но и свергнуть любое правительство, в любой стране.

Кстати, организации, находившейся в тех самых Башнях Близнецах 9.1.11.

Это приводит в изумление не только главного героя в великолепном исполнении Роберта Рэдфорда, но и зрителя фильма. Герою объясняют, что все это делается во имя блага народа. Если закончатся поставки нефти в США, то страна станет неуправляемой.

Режиссер Сидни Поллак, облагородив, изменил фабулу романа «Шесть дней Кондора» Джеймса Грейди. В романе, под видом политических задач решались вполне корыстные. Спецслужбы и тайные общества занимались трафиком наркотиков не только из охваченных войной стран Юго-Восточной Азии.

Собственно, смысл фильма и замысел режиссера в том, чтобы показать: то, что мы видим и представляем себе, совсем не обязательно является тем, что нам кажется и тем, что внушают нам средства массовой информации.

Скорее наоборот: мы живем в огромных декорациях, где нам предлагают играть определенные роли, не задумываясь о том, кто стоит за кулисами и пишет нам сцены и ремарки.

Для тех, кто учился во ВГИКе в 1970-е годы время выхода фильма Сидни Поллака и еще нескольких подобных картин, было временем раскрытия глаз на вещи запредельные. Не только в политике, искусстве, но и в раскрытии духовного мира, в котором действуют не только светлые, но и темные силы.

Эти силы, в шутливой форме показанные Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в повести «Вий»  уже обрели устрашающую форму.

Гоголь знал, о чем писал. Так же, как и выходец с Украины — Сидни Поллак.

Его фильм, поднимая зрителя над обыденностью, разрушая привычные стереотипы восприятия, приоткрывает нам действительность с высоты полета удивительной птицы, способной подняться за облака — Кондора.

Возможно, кто-то не обратит на приоткрытую действительность внимания, останется жить с закрытыми глазами.

Но всегда найдутся молодые ребята, которые как когда-то во ВГИКе, а потом на лекциях факультета социологии МГУ, узнав о некоторых фильмах и спроецировав на нынешнюю действительность, станут более внимательны и сознательны в своей жизни.

Отдел ЦРУ, в котором работал Малькольм, и группа 54/12 существуют на самом деле, хотя, возможно, и называются по-другому.

В 1975 году руководители КГБ в Советском Союзе посмотрели новый фильм Сидни Поллака с участием Роберта Рэдфорда. Картина произвела определенное впечатление.

Как следствие — если верить статье бывшего репортера «Вашингтон пост» Эрли, озаглавленной «Товарищ Дж.: неопубликованные тайны главного русского шпиона в Америке по окончании холодной войны», — КГБ создал свой собственный сверхсекретный отдел, занимающийся тем же, чем занимался Кондор — Редфорд в фильме.

Как это имело место в книге и кино, КГБ разместил свой новый тайный отдел в тихом квартале на окраине Москвы, на Флотской улице. В кино их американский аналог размещался в Нью-Йорке, в повести — в Вашингтоне. В России был создан аналитический отдел подобный американскому. Только гораздо более мощный. Придумали этому заведению подобающую «крышу» и даже — совсем как в фильме — повесили у входа полированную бронзовую табличку, согласно которой там управление «Всесоюзного научно-исследовательского института системного анализа».

Об этом рассказал автор книги «Шесть дней Кондора» в предисловии к последнему переизданию своего творения на русском языке.

 Иллюстративный материал предоставлен автором.