Дмитрий Зотов – первый инженер звукозаписи киностудии «Монголкино»

О работе звукоцеха киностудии «Монголкино» в 1966 — 1967 годах.

Дмитрий Зотов – первый инженер звукозаписи киностудии «Монголкино»

17.11.2021

Материалы для публикации предоставлены инженером звукозаписи; старейшим работник киностудии «Монголкино» Б. БАЯНБАТОМ.

Монгольская кинематография рождалась под лозунгом «Арат должен знать свою  страну».

Ещё в 1935 году правительство Монгольской Народной Республики обратилось к Советскому правительству с просьбой о помощи в создании национального кинопроизводства.

Из СССР в Монголию были направлены специалисты, а в Улан-Баторе была основана киностудия «Монголкино».

Из воспоминаний Д. К. ЗОТОВА:

«Большую помощь в организации киноиндустрии в этой стране оказали советские режиссеры и кинооператоры. Из СССР в Монголию было поставлено необходимое кинооборудование. Во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК) и Ленинградском институте киноинженеров (ЛИКИ) появились монгольские студенты. Монголия всерьез взялась за освоение новой для себя области культуры – кинематографии.

В мае 1962 года в Монголию была направлена группа советских кинематографистов…»

 В звукоцехе киностудии «Монголкино» Баянбат и Сүхбатар. Фото из архива Б. Баянбата.

С 1962 года звуковым цехом руководил П. Тумуртогтох (отдел перерос в цех), инженер цеха — Б. Баянбат.

С 1962 года в цехе работают инженеры Б. Баянбат и П. Тумуртогтох, а в звуковой мастерской работают первые специалисты с высшим образованием по звукозаписи. Советский специалист Д. К. Зотов, инженеры Баянбат и Тумуртогтох заложили первые основы ведения звукозаписывающих работ в Монголии на основе научной теории, разработали и реализовали различные мероприятия.

Из воспоминаний инженера цеха звукозаписи киностудии «Монголкино» БАЯНБАТА:

«В начале 1962 года в звукоцехе не было инженеров записи звука. Поэтому Дмитрий Константинович работал как первый инженер.

Сначала он поделил цех на такие участки, как первичная запись, перезапись, копировка, кинопроекция, и закрепил людей на каждом из них. Он проводил еженедельно теоретические и практические занятия со всеми работниками цеха.

По его инициативе и при его личном участии были внедрены:

— руководящий технический материал — PTМ звукозаписи в кино;

— норматив работы, в который были включены объем необходимой работы и метраж записи к художественным и документальным фильмам в день;

— учет работы каждого дня — метраж записи, расход магнитной пленки, начало и конец записи и других работ;

— технология звукозаписи художественных и документальных фильмов;

— накладные листы ко всем видам магнитных фонограмм, наклеивающиеся на коробки или прилагающиеся к записи отдельно;

— технический журнал для отметки работ, состоянич и показателей данных аппарата, виды обслуживания.

Внедрил теоретический подход к звукозаписи в звукоцехе студии «Монголкино».

Обучил нас — инженеров-новичков точному измерению показателей и юстировок.

Составленный им проект всестороннего обновления цеха был предложен для реализации руководству киностудии  «Монголкино».

Очень жаль, что больше не существует того звукоцеха, где мы с Дмитрием Константиновичем так дружно и сердечно работали...»

          СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА Д. ЗОТОВА 
                              (о работе звукоцеха киностудии «Монголкино»)
                       

Звукоцех киностудии «Монголкино» в конце 60-х начале 70-х годов. Фото из архива Б. Баянбата.

г. Улан-Батор                                                                                                                 02.10.1967

За период с ноября 1966 г. по октябрь 1967 г. в звукоцехе киностудии «Монголкино» была проделана следующая работа:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Перед началом всех технических работ было проведено распределение работников цеха по участкам.

ТИМУРТОГТОХ — осуществляет общее организационное и техническое руководство цехом. 

БАЯНБАТ — технолог цеха — осуществляет надзор за техническим состоянием аппаратуры цеха, соблюдением технологии. Внедряет в производство все технические и технологические новинки.

БАТГАЛСАН — несет ответственность за участок первичной записи, к которому относятся аппаратная запись, микшерская, дикторская, тонваген, микшерские пульты тонзала.

Обслуживает участок записи техник МАНДАХ.

БАБУЖАВ — отвечает за участок проекции. В связи с уходом инженера БАРШАА, в ведение БАБУЖАВА передан участок кодирования и цеховой склад. 

Для обеспечения большого объема работ, различного по технологическим процессами, за участком копирования закреплен постоянный техник — ХИШИГТОГТОХ. 

За участком переписи наблюдение ведет инженер БАЯНБАТ, обслуживает этот участок техник СУХБАТАР. 

Механик точной аппаратуры ПУРЭВНАМЖИЛ  занимается механическим ремонтом всей аппаратуры звукоцеха. 

Остальными звукооператорами являются — НАЙДАН, ГАВАА, ДОЛЖИНСУРВН, САМБУ, а также ЧОЙЖИЛСУРЕН, который в свободное время выполняет ряд механических робот, требующих особой точности. 

 С учетом имеющейся аппаратуры и типов магнитной пленки, совместно с инженерным составом цеха была разработана технология и составлено положение о порядке сохранения магнитных фонограмм, проверки и сортировки магнитах плёнок.

  1. УЧАСТОК ПЕРВИЧНОЙ ЗАПИСИ

Проведен перевод аппаратуры на новые технологические режимы, к которым относятся: изменение уровня намагниченности магнитных фонограмм, замена тест-фильма РТ на тест-фильм ЛИР и установка на всех индикаторах уровня модуляции международного стандарта времени интеграции 70 м/сек.

В схему аппаратуры на КЗМ-6 инженер БАЯНБАТ внес оригинальное изменение, которое исключает возможность ошибки при установке режимов записи. Работа большая,  интересная и, безусловно, заслуживает материального поощрения.

Все микрофоны, имеющиеся в цехе, были скомплектованы, проверены по режимам питания и, совместно со звукооператорами, прослушаны. Рекомендовано — для записи в павильоне и шумзале  использовать микрофон типа 19-А-1, а  для записи музыки — ленточные микрофоны.{…} выполняет огромный объем работы.

Безусловно, цех не избавлен от недостатков, особенно в организационных вопросах, но здесь не последнюю роль играет аритмия  производства, отсутствие четкого повседневного планирования работ, отсутствие точного учёта.

Решение этих вопросов, а также повышение общей требовательности могут улучшить работу звукоцеха и всей студии, повысить  качество продукция киностудии «Монголкино».

Советский специалист

ст. инженер  звукозаписи                                       /Зотов/

Дмитрий Зотов с монгольскими специалистами (справа налево): Сухбатар, начальник звукоцеха киностудии «Монголкино» Найдан с женой Цэвэлмаа Найдан. г. Улан-Батор, 1967 год. Фото из архива Д. Зотова.

Из воспоминаний Д. К. ЗОТОВА:

«Успеху общего дела способствовало установление дружественных отношений. Между советскими и монгольскими специалистами установились взаимоуважительные рабочие отношения, они совместно проводили студийные мероприятия, с удовольствием устраивали совместные выезды на природу, всегда положительно откликались на приглашение придти в гости, провести время в кругу семьи.

И главным аргументом, который способствовал установлению  дружеских отношений, был русский язык. Общий язык — это путь к взаимопониманию и  взаимной дружбе»

20 октября 2021 года


Материалы по теме