Забытое имя: Вера Робертовна Лезерсон


Забытое имя: Вера Робертовна Лезерсон

Фото: "Американский пианист Ван Клиберн в Москве. Весна-лето 1989 года". На фото на первом плане (слева направо): Полина ОсетинскаяВера Лезерсон, дочь композитора А. Н. Скрябина — Мария АлександровнаВан Клиберн; стоят на втором плане (слева направо): режиссер Вера Федорченко, оператор Юрий Орлов. Съемка проходила в номере гостиницы «Националь». Автор фото Юрий Барыкин

Лезерсон Вера Робертовна (05 (18) сентября 1917 (по другим данным род в 1914), Москва — 10 сентября 1998, Москва) — оператор документального кино. Беспартийная. Ассистент оператора фронтовых киногрупп во время Великой Отечественной войны. Награждена медалями «За взятие Берлина» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), орденом Отечественной войны II степени (1985).

В начале 60-х годов Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ) уже была знаменита своим уникальным коллективом — операторами и режиссерами, участниками Великой Отечественной войны. В её фойе по рабочим дням безостановочно кипела жизнь, и всегда можно было встретить кого-нибудь из известных работников студии. В помещении по левую сторону от этого фойе, располагалась уникальная трофейная проявочная машина, вывезенная из Германии, где она в своё время в изобилии "проявляла на свет" разнообразные цветные киноплёнки, запечатлевшие Адольфа Гитлера. А справа от фойе, тут же, на первом этаже, располагалось другое особое место — нижний просмотровый зал.

По понедельникам в 9:00 утра, иногда летом и постоянно зимой (когда большая часть сотрудников съезжалась из командировок в Москву), в просмотровом зале проводились заседания: собирались режиссеры, операторы, редакторы, сотрудницы монтажного цеха и все остальные, кто желал присутствовать при очередных просмотрах готовой кинопродукции. Первой во всех отношениях на каждом просмотре была продукция студии «№1» – киножурнал «Новости дня». Сразу после просмотра и публичного обсуждения, без лишних промедлений этот журнал отправлялся на специально выделенной машине в Госкино, где окончательно одобрялся (или запрещался) его тираж по всей стране. Десять минут очередного выпуска «Новостей дня» были обязательной частью стандартного киносеанса: журнал демонстрировался перед показом любого художественного фильма в СССР. На собраниях студии давались путевки в жизнь и другим выпускавшимся в прокат фильмам, равно как и будущим сюжетам для киножурналов. Конечно же, ещё была и цензура. Но это тема для отдельного разговора.
Вера Лезерсон (1914 — 1998). Фото из архива Г. Завьялова.

В 1963 году, когда директором ЦСДФ был Владимир Николаевич Головня, я уже работал на студии ассистентом. Я любил присутствовать на этих просмотрах и дискуссиях, раскрывавших для меня загадочный мир кинопроцесса и дававших ключи к пониманию того, как делается документальное кино. Режиссеры и операторы ревностно защищали свои произведения от критики, вольно и невольно раскрывая тем самым секреты своего мастерства. Впрочем, изредка случалось и так, что никто и не задавал лишних вопросов, и в этом случае директор студии после паузы произносил: «Хорошо. Принято».

На одном из таких заседаний я увидел высокую, слегка седеющую, с крупными чертами лица и очень уверенную в своих суждениях Веру Робертовну Лезерсон. Её спокойный рассудительный голос довольно часто звучал после очередного просмотра рабочего варианта фильма или журнала, когда начинались обсуждения, выносились критические замечания, когда творческий коллектив судил и рядил, правильно ли тот или иной режиссёр выстраивает композицию фильма, музыкальный ряд, говорили всё что угодно, всё, что приходило голову присутствующим. Вера Робертовна любила больше выступать с критическими замечаниями, но иногда обсуждаемый материал удостаивался и её похвалы. Её довольно активная гражданская позиция часто приводила к весьма оживлённым дискуссиям...

Позже я случайно узнал о некоторых непростых эпизодах жизни Веры Робертовны от моей тёщи — Александры Владимировны Монюшко. Александра Владимировна познакомилась с ещё молодой двадцатипятилетней девушкой Верой летом 1939 года в Приэльбрусье, в альпинистском лагере "Рот‑Фронт". Там они и подружились. В то время Вера училась во ВГИКе на втором курсе операторского факультета. Когда началась война с Германией, у Веры было немало личных проблем — она недавно родила сына и считалась матерью-одиночкой, кроме того, ей негде было жить.  Александра Владимировна поселила бездомную студентку на даче своего свёкра — писателя Александра Серафимовича. Эта дача, располагавшаяся рядом с подмосковной станцией «Отдых», была зимней, но отапливалась печкой, для которой в условиях военного времени невозможно было достать дров. Для отопления Вере приходилось разбирать окрестные заборы. Несмотря на своё сложное семейное и жизненное положение, Вера Робертовна не пала духом — она отправилась на войну и стала фронтовым кинооператором. При этом в 1942 году она сумела полностью окончить все пять курсов операторского факультета ВГИКа, а с 1943 года была официально зачислена в состав операторского цеха ЦСДФ.

г. Москва, 2019 год