30.10.2021

Киновед, редактор, режиссёр, сценарист. 

Представлена полная версия статьи; в сокращенном виде была опубликована в журнале «Русский Дом» (1998 г., декабрь, № 12). Фото баннера: кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Каратэ. Тамэсивари. Фото из архива автора.

– От потрясенного Кремля до стен недвижного Китая.
А.С. Пушкин. «Клеветникам России»

Современная молодежь вряд ли знает, что в СССР в начале 80-х годов карате, как самая известная на то время форма восточных единоборств, было запрещено. Поскольку боевыми искусствами продолжали заниматься, Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ от 10 ноября 1981 года «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 ноября 1982 г. «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ» и «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» установлена была уголовная ответственность за обучение карате.

Одновременно была введена соответствующая статья в Уголовный кодекс РСФСР и союзных республик (ст. 2191 «Незаконное обучение каратэ») со сроком лишения свободы до 5 лет. Поскольку ряд мастеров переехали из РСФСР в республики, куда ещё не добралась волна репрессий, задним числом, в мае 1984 года приказом Спорткомитета СССР № 404 «О запрещении обучения карате в спортивных обществах», карате было запрещено на всей территории Советского Союза как «не имеющий отношения к спорту рукопашный бой, культивирующий жестокость и насилие, наносящий тяжелые травмы участникам, пронизанный чуждой нам идеологией». Об ушу в СССР практически никто не знал. Естественно, что все публикации и фильмы на эту тему запрещались.

Но, неожиданно, в 1987 году вышел первый материал о боевых искусствах на студии «Диафильм» Госкино СССР. В то время там шел поиск новых тем и форм диапродукции. Мне довелось участвовать в этом процессе: и как редактору, и как режиссеру. Хотя, такой должности фактически не существовало. С «Диафильмом» сотрудничали многие специалисты в разных областях. С Александром Долиным, знатоком и переводчиком с японского, мы сделали два замечательных диафильма. Нас поддержал зам. главного редактора студии Алексей Георгиевич Семин. Сначала вышел: «Из истории рукопашных боев». Художником выступил специалист по боевым искусствам Владимир Толстиков. Он занимался, как и Долин, у Германа Попова. В то время Толстиков был  заведующим Отделом искусства и археологии Античного мира в ГМИИ им. Пушкина. Ему удалось точно в рисунке воспроизвести технику разных школ, и подобрать для них соответствующий исторический фон. Потом с Долиным мы сделали ленту «Пейзажи Японии: гравюра и поэзия». 

                                    Книга Александра Долина и Германа Попова «Кэмпо».

Уже после этого А. Долину разрешили выпустить первые книги: «Кэмпо: традиция воинских искусств» (1991г.) Узнав, что я занимаюсь Чжень Цзю с китайским профессором Чэнь Сюньмином, он посоветовал мне познакомиться с Алексеем Масловым, в то время научным сотрудником Института Дальнего Востока. Наше знакомство и взаимное обогащение знаниями продолжалось несколько лет. Тогда же состоялась встреча с Владимиром Малявиным, автором книг о Китае и преподавателем стилей Тайцзицюань и Багуачжан. Он подарил мне свою книгу «Чжуан Цзы» с подписью: «Владимиру Иосифовичу Кременю с пожеланием хранить постоянство Пути».

В конце 1987 года годов вышла моя первая статья об ушу в газете «Русский Вестник». А декабре 1988 года большой иллюстрированный материал в журнале «Русский Дом», который назывался «Шаолинь в Москве. Загадка восточных боевых искусств».

Тогда стало понятно, что за политическими и экономическими потрясениями, охватившими Россию, мы чаще всего видим опасность с Запада, исходящую от США, объединенной Европы и расширяющегося НАТО, и при этом почти не замечаем серьезной духовной экспансии, распространяющейся по всему миру с Востока.

Одной из форм активного влияния «восточной духовности», существенно отличающейся от западной и коренным образом от Православия, стали восточные боевые искусства.

В Китае их называют – ушу, а в Японии – кэмпо. Несмотря на различия стилей и школ (а их только в Китае несколько тысяч) все они несут в себе специфику восточного традиционного мировоззрения и строятся на общих мистических, психофизических, этических и философских принципах.

В конце 1990-х произошло знаменательное событие, на которое мало кто тогда обратил внимание, хотя оно того стоило. В Москву со специальной миссией ритуального посвящения прибыл наставник Шаолиньского монастыря – Дэ Цянь.

Книга Алексея Маслова «Небесный путь боевых искусств» с дарственной подписью автора.

Во время этой поездки, шаолиньским руководством было принято решение перенести штаб-квартиру Международной ассоциации шаолиньского ушу (которая объединяет школы боевых искусств Европы, Америки, Азии и Африки) из Гонконга – в Москву. Так легендарный Шаолинь оказался в самом сердце России!

Следует заметить, что ушу – до сегодняшнего дня – остается одним из самых загадочных и труднодоступных для изучения социальных явлений жизни народов Востока. Как пишет известный исследователь культуры Китая Владимир Малявин: в ушу есть неподдельная тайна.

Напомним, что, несмотря на кажущуюся открытость этого явления – множество книг, методических пособий, фильмов – подлинных знатоков внутренней сущности ушу не так уж много.

Обложка книги «Полная энциклопедия Ушу. Небесный путь боевых искусств».

Ушу не торопится раскрывать свои тайны. Даже в Китае, где боевыми искусствами занимаются (по данным официальной китайской печати), более 350 миллионов человек, из почти  1.5 миллиардного населения этой страны, считается, что тех, кто постиг истинное содержание ушу, – единицы. Для остальных – это лишь форма приобщения к древней традиции, методика и техника боя, средство оздоровления организма и повышения устойчивости психики.

Что же скрывается за столь привлекательной и яркой формой физических упражнений, более всего напоминающих пластический контур танца? Что влечет к нему миллионы последователей традиции восточных единоборств: ушу, дзюдо, каратэ, тэквондо.

Первая группа ушу А. Маслова, занимавшаяся с китайскими мастерами.
Стоят на фото: Алексей Маслов (справа), Ван Цзяньхуа (в центре), Владимир Кремень и Джоу Джихуа. 1989 год.

В России, по предварительным оценкам, уже сейчас восточными боевыми искусствами занимаются около миллиона человек. В городских школах, в институтах и университетах, при бывших домах пионеров и клубах вы обязательно найдете группы, занимающиеся ушу, которые практически подменили собой все занятия физкультурой и спортом.

В одной из школ, расположенной рядом со Сретенским монастырем, как-то появилось необычное объявление: детям предлагалось заниматься синьицюань (одним из самых эффективных и опасных стилей) – для коррекции фигуры!

Кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Тигр и Дракон.

Встречая подобные объявления, читая некоторые книги и статьи, все больше убеждаешься, что ни те, кто занимается ушу, ни наше общество в целом, пока еще не осознало, что представляют собой боевые искусства Востока. Нетрудно понять это неведение, поскольку книги и фильмы об ушу в большинстве своем носят рекламно-развлекательный характер. Или же они создаются адептами ушу, завороженными мифами, которые особенно широко растиражированы кинематографом.

Советские зрители впервые увидели некоторые формы ушу в фильме «Гений дзюдо» (1964). В этой картине поражали не только отточенное мастерство и неуязвимость главного героя – дзюдоиста, но и необычные способности его противника – безумного каратиста, который легко взбегал на стены и крышу дома. Ребром ладони ломал кирпичи и срубал толстенные сосульки. Отрицательный герой, несомненно, завораживал зрителя своим необъяснимым талантом. Самого гения дзюдо в фильме играл известный японский актер – Тосиро Мифуне. Этот артист стал любимым исполнителем ролей в фильмах всемирно признанного режиссера Акиро Куросавы, который, кстати, начинал свою творческую деятельность постановкой в 1943 году художественного фильма «Сугата Сансиро» («Гений дзюдо») о развитии дзюдо в Японии в конце XIX века.

Афиша фильма «Сугата Сансиро. 1943 год.

В 1954 году он снял продолжение имевшей большой успех картины. А уже в середине 1960-х фильм «Гений дзюдо» вместе с «Великолепной семеркой» американского режиссера Дж. Стерджеса стали одними из самых популярных у молодежи зарубежных фильмов.

Но, наверное, даже сейчас мало кто знает о том, что и «Великолепная семерка» являлась лишь переработкой для Голливуда сценария фильма Куросавы «Семь самураев», получившего премию «Оскар» еще в 1955 году.

Кадр из фильма «Семь самураев» (1954).

Так кинематограф начал успешную пропаганду восточных боевых искусств по всему миру. Сегодня число фильмов об ушу исчисляется сотнями, а само это понятие прочно вошло в нашу жизнь. Влияние ушу сказывается не только в области культуры и спорта, но и в духовной области.

До начала 1980-х об ушу у нас знали очень мало. Тех, кто владел джиу-джитсу, стилем восточной борьбы, появившимся в Европе и Америке в начале века, оставались единицы. Отголоском ушу стал, разработанный у нас еще в 1930-е годы и быстро завоевавший популярность, стиль, называемый «самбо» (самооборона без оружия). Он был очень эффективен, и многие мальчишки предпочитали его боксу и борьбе. Но и те, кто занимался им, чаще всего даже не подозревали о происхождении этого «вида спорта».

В 1985 году мне удалось увидеть подлинных адептов ушу не в кино и даже не в Китае, а в Москве. Произошло это на Московском международном конкурсе балета. Выступление китайцев на конкурсе стало сенсацией. Они показали такой изящный танец и такую высокую технику, о которой в России к тому времени уже стали забывать. Меня, естественно, интересовало, что является источником необычайных способностей китайских танцоров.

На вопросы о «технике» они отвечали, что получили ее от русских мастеров классического танца.

Кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Тайцзицюань.

Однажды, когда нам предстояла экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру, я пришел в гостиницу «Россия» пораньше, чтобы напомнить ребятам о поездке. Во дворе гостиницы я увидел юного китайского артиста (тогда ему было 17), который очень медленно и плавно совершал необычные движения, напоминавшие одновременно замедленную съемку и изысканный танец. Когда я, наконец, пришел в себя и спросил, чем занимается Чжан Вейцзян, мне коротко ответили: «ушу». Так я впервые услышал это слово. С трудом выпытал у ребят, что оно означает. Ушу, сказали мне, – тайное китайское боевое искусство, которое является национальным достоянием. Уроки ушу они брали у одного старика и не хотели, чтобы об этом кто-то знал. Переводчица подтвердила, что ушу – тайное искусство боя и оздоровительная система. Когда я спросил, почему она не попытается овладеть этой замечательной системой, она лаконично ответила: я православная. Для меня это была вторая загадка – почему Православие не совместимо с ушу?

Профессор Чэнь Сюньмин. Мастер каллиграфии и Чжень Цзю.

Чтобы найти ответ, потребовалось немало времени. Потребовалось постичь основы истории, философии и религии Китая. Китайской медицины: иглоукалывания, массажа, цигун (энергетического воздействия).

Потребовалась помощь друзей – как в Китае, так и в России. Одними из лучших работ следует признать исследование ушу удивительно талантливым российским ученым профессором А. А. Масловым.

Так что же такое ушу? Если мы спросим об этом любого прохожего, то он наверняка ответит: ушу – это эффективная система драки и оздоровления организма. И такой ответ будет верным, если вспомнить образ, который формировался на протяжении ряда лет современным кинематографом и литературой.

Герои картин, в которых участвуют Брюс Ли, Джеки Чан, Чак Норис, Ж.-К. Ван Дам, Стивен Сигал – это обаятельные, благородные и бескорыстные защитники справедливости, супермены, выходящие победителями из самых опасных схваток. То, что при этом ломаются кости противников, срубаются головы, выкалываются пальцем глаза, вырываются из тела куски мяса, как бы не замечается. Представления массового зрителя и читателя во многом мистифицированы создателями книг и картин, которые сами попались на восточную приманку. Так, порою неосознанно, западные авторы стали участниками грандиозной мистификации XX века. Если же мы посмотрим в корень этого явления, то поймем, что ушу совсем не то, чем его представляют.

Статья Владимира Кремень в «Русском Доме».

Разберем сначала историю, а потом и сущность боевых искусств Китая, которые являются первоистоком для всех восточных школ.

Обычно традицию ушу ведут с незапамятных времен: от персонажей китайских мифов – Хуанди, Фуси, Шеньнуна. От прославленных полководцев – императоров – Цинь Шихуана, Лю Баня, Сунского Тайцуна, Юэ Фэя. От народных героев – Сунь Цзяня, Линь Чуня и др.

Самые популярные теории происхождения ушу видят его истоки в известных религиозных деятелях даосско-буддистской традиции – Лао Цзы, Чжан Саньфене.

Создание некоторых стилей прямо приписывается известным персонажам китайской культуры. Считается, что Конфуций «изобрел» стиль кунменцюань. Сунь У – суньбиньцюань. Поэт Ли Бо “сочинил” – цзюйцюань, а его собрат по перу Су Ши — цзянцюань.

Самым известным «основателем» ушу традиционно считается Бодхидхарма – известный индийский проповедник VI века, пришедший в монастырь Шаолинь, чтобы передать китайцам новое буддистское учение о дхарме (чань, дзэн).

Бодхидхарма.Но последние исторические исследования убедительно доказывают, что все это – миф. Даже Бодхидхарма не только не был основателем шаолиньского ушу. Он, скорее всего, никогда не бывал в этом монастыре. Подвергается сомнению и его роль в передаче традиции дхармы – чань – в Китай. Эти мифические представления возникли не раньше XVII века и были вызваны широким распространением ушу и перенесения на них внутренней сакрально-религиозной традиции. Боевые искусства вобрали в себя множество внешне различных философских доктрин. Использовали понятия конфуцианства и даосизма, буддизма и легизма.

Кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Багуачжан.

В системе психофизического воспитания бойцов применялись воинские приемы, медитативная практика, таолу – комплексы упражнений, восходящие к ритуальным танцам. Посвящения с магической атрибутикой, алхимические методики укрепления тела. Цигун – работа с энергиями и трансовые техники, близкие шаманству.

Каждая религиозная или философская школа Китая привносила в занятия ушу определенную систему воззрений, которые как каркас охватывали все строение и придавали ему устойчивость.

Подлинной же сущностью всех направлений и стилей ушу стало общение с запредельным для человека миром. Не случайно в основе ушу, как и всей духовной культуры Китая, лежит стремление к Дао – единому первоначалу. Безличному и бесформенному, безучастному к судьбам людей.

В трактатах китайских мастеров часто можно встретить фразу:

– Ушу это искусство дао. Даошу – искусством дао – в Китае называли различные явления.

Кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Занятия ушу.

– В древности, – пишет Алексей Маслов, – это были магические действия шаманов и даосская практика изготовления «пилюли бессмертия». Позже к «искусству дао» были причислены каллиграфия, храмовая архитектура, живопись, поэзия, создание миниатюрных садов, все чаньские искусства. В этом же ряду стояло и ушу, завершая композицию китайских традиционных искусств: различных дорог, ведущих к единой цели – самореализации человека.

Профессор А. Маслов в своей работе «Энциклопедия боевых искусств» отмечает, что ушу ничем не отличалось от магического искусства.

На рубеже XVII–XVIII веков ушу стало религиозной формой передачи мистического знания. Боевая и оздоровительная функции являются вторичными по отношению к мистическому стержню общения и единения с космосом, с духами.

В китайской традиции никогда не было четкого разграничения и предпочтения противоположностей. Свет дополнялся тьмой, добро – злом, усилие – податливостью, твердое — мягким. Противоположности считались изначально присущими миру.

Дао – единое – порождало инь – темное, податливое, и ян – светлое, активное, которые составляли тайцзи – великий предел. Тайцзицюань — стиль Кулака великого предела – сегодня известен по всему миру. Он входит в группу внутренних школ, использующих не внешнюю физическую силу, но первоэнергию – ци, которая пронизывает не только материальный, но и духовный мир.

Все стили ушу опираются на общие принципы: человек должен войти в такое тесное общение с миром, что буквально «напитывается» энергией, которую может концентрировать, а потом использовать. Эта практика лежит в основе всех мистических систем Востока: йоги, ушу, суффийских и каббалистических практик.

От занимающихся боевыми искусствами требовалось, чтобы они ощутили и сумели воплотить «форму бесформенного», т.е. духовного – в материальном. Полученные в сношениях с запредельным миром тайные знания и энергии адепт ушу использовал в своих целях.

Кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Бой на мечах.

Кстати, рассказы о благородстве мастеров ушу оказываются также сильно преувеличенными. Если мы обратимся к классическому китайскому эпическому роману “Речные заводи”, события которого относятся к XII веку, то поймем, что мастерами ушу были, в основном, самые обычные разбойники. Для них считалось доблестью: обмануть, убить, ограбить, изнасиловать, напиться и учинить мятеж, при котором погибнут сотни людей. Среди этих «мастеров» было немало и монахов, как буддистов, так и даосов.

Со времен событий «Речных заводей» прошла почти тысяча лет, но о «благородстве», в нашем понимании, мастеров ушу можно говорить только с большой натяжкой. Они обуреваемы теми же страстями, что и остальные люди, но стараются найти им оправдание в запредельном, сверхчеловеческом состоянии своего сознания. Хотя и для них существует несколько запретов. Они не должны нарушать интересов клана, школы ушу, тайного или официального общества, к которому принадлежат.

Кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Журавль и змея.

Есть среди них и такие, кто достиг полного внешнего бесстрастия. В них не заметно заботы о пище или о деньгах. Они равнодушны к мирским усладам. Все эти страсти поглотила в них сильнейшая – гордость. Они постоянно ощущают свое превосходство над остальными людьми. Тщеславие и гордость, которые часто прикрываются внешним бесстрастием, отличительная черта всех мастеров ушу. Соперничество идет не только на индивидуальном уровне, но и на уровне школ, стилей и видов ушу. Занятия ушу действительно раскрывают необычные свойства в человеке: невосприимчивость к боли, предвидение, огромную силу, способность психического воздействия на людей, знание и практическое использование энергетики, которое позволяет «включать» и «отключать» определенные органы в организме человека, и даже вызвать смерть. Китайское сознание всегда прагматично. Все эти способности служат одной цели: утверждению человека в этом мире, его практическим потребностям, т.е. тому, что апостол Иоанн Богослов называл похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин. 2.16).

Не отказ от мирских благ, но предельное их использование ставилось целью в практике ушу. На уровне мастера и мораль отступала в сторону, потому что в человеке уже не было ничего человеческого. Он становился орудием дао – духовных сил. Его личность, раздавленная гордыней, оказывалась игрушкой в руках этих сил. Часто, заложенная в ушу разрушительная сила, вырывалась наружу, как это произошло во время «Боксерского восстания» ихэтуаней в Китае 1898–1901 гг. Тогда сотни тысяч одержимых бойцов сокрушали все на своем пути. Бывают случаи одержимости и у современных адептов ушу.

Есть некоторые понятия, которые совершенно противоположны ушу. Это основные христианские нравственные ценности: смирение и любовь в смирении. Попробуйте мастеру ушу посоветовать по евангельской заповеди – любить врагов своих. В лучшем случае он воспримет это как шутку. Попробуйте указать ему на необходимость страдания для восстановления падшей природы человека и на осознание человеком своей немощи и рождающегося от этого смирения. Тут вы встретите глухую стену непонимания.

Кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Даосская школа.

Какое смирение может быть у человека, объединившегося с первоосновой мира — с дао? Какое страдание у того, кто обладает всем миром? Вы можете вызвать у него только сочувствие, как у сверхчеловека, к тем, кто ползает в грязи. Мастер всегда уверен – я не такой, как все. И всего он достигает собственным усилием воли. Такому человеку просто не нужен Бог, он сам занял Его место. Где нет смирения, там не может быть и подлинной любви. Не случайно в ушу никогда не говорится о любви, но о сексуальной практике, которая также служит укреплению силы.

В Россию после фактического открытия границ хлынуло много нового. И хорошего, и плохого. Необходимо отличать полезное от вредного.

 Кадр из диафильма «Из истории рукопашных боев». Ниндзя.

То, что традиционно присуще другим культурам, может оказаться совсем чуждым России. Как писал апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор. 6. 12). А ушу, как это становится ясно, стремится именно к такому обладанию человеком. Как убедительно доказывают работы А. Маслова, В. Малявина, А. Юркевича и других, ушу являются в первую очередь традиционной восточной ритуально-мистической практикой, глубоко чуждой Православию. Культурный, боевой, оздоровительный аспект ушу — лишь внешнее проявление этой мистической основы.

В этом можно было убедиться на примере того посвящения в шаолиньскую традицию российских мастеров и детей, которое, как мы уже упоминали, произошло тогда в Москве.

Обложка книги «Цигун».

Все посвящаемые должны были приложить курительные палочки к «третьему глазу» (глазу Шивы в индийской традиции), который расположен в центре лба. Потом пасть ниц и проползти к столу, на котором стояло изображение Будды, выражая покорность основателю буддизма, и учителю – Дэ Цяню – наставнику Шаолиньского монастыря, который читал в это время мантры (молитвы). Затем каждый новый посвященный получал китайское имя и повторял обязательства нести дальше шаолиньскую традицию ушу. Этот обряд был чисто религиозно-мистической практикой. Человек, незаметно для себя отрекался от христианской традиции и переходил во власть иных сил, которые мы не можем иначе назвать, как падшими духами – демонами. Не случайно родители детей, получивших посвящение, рассказывали, что все ребята вернулись домой совершенно обессиленными, как будто лишенными энергии, легли в кровать и сразу уснули.

Еще раз подчеркнем, что не все экзотическое и привлекательное полезно для русского человека, единственным нетленным богатством которого является вера Православная, удержанная в чистоте от времен апостольских и хранящая нас в этой и будущей жизни.

Кто-то может задать вопрос: что же, не заниматься борьбой, не развивать в детях силу и ловкость, умение защитить себя и ближних, свою Родину? На это можно ответить: заниматься, конечно же, не возбраняется, но с осмотрительностью, чтобы не повредить своей душе, не увлечься «восточной» или псевдорусской языческой «духовностью». Как предупреждал Спаситель:

– Не будьте беспечны, но берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение (Лк. 21.8).