ИЗ ИСТОРИИ НАПЕРСНОГО КРЕСТА


18.10.2021

Владимир Кремень

Фотографии предоставлены автором.

В начале 1990-х годов Председатель общества Православных врачей, профессор А. В. Недоступ пригласил меня на заседание, пообещав, что там будет показан интересный фильм об известном враче, архиепископе Симферопольском Луке (Войно-Ясенецком). Автором сценария и режиссером была Алла Торгало. Она пояснила, что снимала картину на Центрнаучфильме в 1988-1989 гг. Фильм оказался интересным и мне удалось получить его копию на кассете, чтобы посмотреть внимательнее. Текст картины читал известный артист Владимир Заманский, с которым мы впоследствии были хорошо знакомы и подготовили уникальный аудиопроект неизвестных проповедей Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Фильм назывался «Я вас избрал». В начале читается евангельский текст о том, что каждый должен взять свой крест.

Святитель Лука

Мало кто знает, что архиепископ Лука, назначенный во время войны заведующим эвакогоспиталями, будучи еще осужденным на лагеря, никогда во время операций не снимал Наперсного креста. На все уговоры отвечал: Тогда сами делайте операции. Авторитет Лауреата Сталинской премии был так высок, что никто не посмел ему перечить.

Но самое удивительное, что когда я пересматривал видеоленту, заметил нечто необычное. На Евангельских словах идут начальные кадры, снятые в конце 1980-х годов на станции метро Площадь Революции. На эскалаторе поднимаются современные люди, спешащие на работу, и не замечающие, что их снимают.

Внезапно, среди этих людей я увидел самого себя, средний план, сразу узнаваемый. Мне показалось это невероятным. Но, показав фильм нескольким знакомым, смогли убедиться, что это было мое изображение. В то время, работая на Студии «Мир искусства», офис которого располагался в Госкино СССР в Малом Гнездиковском переулке, мне удобно было доезжать до «Площади революции» и потом дойти пешком до нашего офиса.

Сейчас стараются забыть, как опасно было священникам и епископам в советское время появляться на улице с Наперсным крестом на груди. Многие переодевались в цивильное для выхода. Появление с Крестом могло быть расценено как религиозная пропаганда и реально было получить тюремный срок.

Пересматривая недавно советский фильм «Ищу мою судьбу» (1974), режиссера Аиды Манасаровой, где в главных ролях Георгий Жженов и Эдуард Марцевич, который изображает молодого священника, я отметил, что фильм неплохой, но заметная деталь – священник не носит Наперсный крест. Только в каком то доме достает его из саквояжа, при Таинстве Исповеди старушки. Да и вообще он как бы стесняется своего служения.

Еще работая на студии «Диафильм» в 1970-х гг. я заметил, как в серии слайдов старой Москвы, автора - профессора Андрея Чеславича Козаржевского, где показаны были снесенные Церкви, после просмотра заместителем главного редактора Алексеем Георгиевичем Семиным, все кресты в кадрах были срезаны. Это при том, что он был очень образованный и тактичный человек. Он понял, что серия не пройдет цензуру в Госкино СССР.

Вся литература религиозная, тем более Библия, были запрещены. Из писем изымались изображения икон.

С начала 1990-х гг. началось возрождение Церкви. Священники начали появляться с Наперсными крестами на груди. Их уважали и старались получить благословение. Сейчас опять иная картина.

Был еще случай, о котором меня благословили рассказать. В то время мне уже довелось встретить и получать пастырское окормление у духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова). Работая тогда в издательстве подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, однажды рассказал о том, что собираюсь к о. Кириллу. Книги у нас выходили полезные и интересные. О. Тихон (Шевкунов) попросил меня отвезти несколько пачек в подарок архимандриту Кириллу. Тот был в Переделкино и выразил большую благодарность. А в конце беседы, как обычно стал собирать подарки. Взял большую корзину и наложил в нее множество фруктов и сладостей. Попросил передать о. Тихону.

Потом задумался и достал из шкафа старинный Наперсный крест и тоже положил в корзину. Я переспросил: а Крест тоже о. Тихону, Неожиданно он ответил: да нет. Крест это вам. Тогда меня это поразило! И я могу его носить, переспросил? Батюшка Кирилл ответил спокойно: да можете.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Почему вспомнилась эта история, потому что не так давно, когда мне довелось быть главным редактором сайта Кафедрального Богоявленского Собора в Елохове ко мне подошел наш уважаемый протоиерей о. Борис Обрембальский, который попросил написать статью про Наперсный крест. Оказывается об этой истории мало кто знает.

Теперь пришло время и, хотелось бы напомнить о необычной российской традиции, которой нет в других странах – ношения священниками Наперсного креста. Об этой истории спрашивают не только прихожане, но и некоторые священнослужители.

Существует предание, что однажды Император Павел I посетил монастырь.

Пустынник. Худ. Нестеров (Из собрания Третьяковской галереи).

Встретив монаха, он захотел взять у него благословение. Но тот учтиво ответил, что не является священником. И у него нет права благословения.

Император подошел к другому встреченному монаху, но тот оказался иеродьяконом и тоже не смог благословить. Удивленный Император задал вопрос: как же отличить священника? И тогда ему пришла мысль введения ношения священниками Наперсного креста.

«Портрет императора Павла I». 1797 г. Художник Николай Иванович Аргунов.

Так ли это было, трудно проверить. Но то, что именно в правление Павла I был введен этот обычай, существует письменное доказательство. Указ Императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 года гласил:

– А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее.

Во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи. И, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты. С тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут.

Император указал, чтобы Синод выбрал форму надписи на кресте. Был утвержден текст: Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. На оборотной стороне креста помещался вензель Императора Павла I и дата.  Установлено 1797, декабря 18.

Фото: Павловский крест

На лицевой стороне помещалось изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке. И изготавливался из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.

Вскоре после учреждения он приобрел название: Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый. Хотя в действительности до 1881 года эта награда утверждалась Императором. Но только с 1881 года Святейшим Синодом.

«Павловские кресты», передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством – как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.

С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества на цепочке или на Георгиевской ленте. В том числе, с драгоценными украшениями.

На протяжении XIX – начала XX веков существовала практика подношения священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и др.

До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Священного Синода.

Православный священник с тремя типами крестов: наперсным на цепи, орденским знаком и символом «Красного креста» на повязке. Фото: Общественное достояние.

Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в послужные списки духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии. И перестало вноситься в послужные списки.

Во второй половине XIX века некоторые священнослужители и игуменьи становятся счастливыми обладателями нескольких наперсных крестов и начинают носить их одновременно.

В связи с этим Святейший Синод в 1881 году издал постановление, согласно которому разрешалось одновременное ношение двух крестов. При этом отмечалось, чтобы имеющие два или более поднесенных крестов не возлагали на себя в одно время более одного из них.

В 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Его Императорского Величества.

Как исключение, допускалась, возможность ношения двух крестов одновременно. Если один из крестов был на Георгиевской ленте или это был крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов.

В 1896 году Императором Николаем II был учрежден новый тип Наперсного креста. Император – Всемилостивейше соизволил на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать  на себя крест  установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею:

– Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось.

 О. Иоанн Кронштадтский.

Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить святыней. И крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Носили его и в обиходе. Таким он является и в наши дни.

Можно отметить, что крест был установлен Императором Николаем II, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.

Примечательно, что на кресте, возлагаемом на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Такой образ хранят верные Христу священнослужители.

Интересно, что в греческой православной церкви Наперсный крест до сих пор не является привилегией иереев, а сохраняет статус довольно редкой награды.

Владимир Кремень на студии «Диафильм».

Удивительно, что Иван Грозный задолго до установившейся традиции носил на груди Наперсный крест. Считая себя не только Государем, го и Духовным лидером страны.

На одной из фотографий прошлых лет удалось заметить, что над моим рабочим местом на «Диафильме» в 1970-е гг. висел плакат фильма-балета «Иван Грозный» Юрия Григоровича. На нем – устремленный ввысь Иван Грозный в исполнении Юрия Владимирова. А на его груди Наперсный крест.