РЦСДФ. Итоги. Комментарий через 5 лет

Вячеслав Тельнов: Студию мы не оставим...

22.05.2017


Автор:
Наталья Боброва, Нина Прищеп, Виктория Бороденко

Опубликовано: 21 августа 2012 года на сайте www.kinote.info

Богатейшая коллекция документальных фильмов, отражающая историю нашей страны за последние 85 лет, находится под угрозой...
Об этом открыто заявляет Николай Ворощук — генеральной директор Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов (в прошлом — «Центральная студия документальных фильмов»).

По его словам, студия подверглась рейдерскому захвату. За годы существования на студии снято невероятное количество документальных свидетельств истории, за что она была удостоена ордена Ленина. Есть у нее даже «Оскар» — первый в Советском Союзе — за фильм «Разгром немецких войск под Москвой». В непростые девяностые годы сотрудники сумели сохранить документальный архив, фонотеку и шумотеку. В 2005 году помещения студии в Лиховом переулке передали Русской православной церкви. РЦСДФ скромно размещалась в помещениях РИА Новости, пока в 2009 году не переехала в выделенное ей здание в Кулаковом переулке на основании договора безвозмездного пользования площадью 1555,3 кв.м., который был заключен с ФГУП «Авторемонтный центр Мингосимущества России» («АРЦ»). Казалось бы, что еще надо, чтобы творить? Увы, действительность оказалась не столь радужной.

Что имеем, не храним

  • На основании распоряжения, по которому нам выделяли площади, «АРЦ» зарегистрировал право хозяйствования, — объясняет ситуацию Николай Ворощук. — Во всех документах указано  здание в хозяйственном ведении «АРЦ». Но ни разу ни в одном кабинете мы не видели представителей этой организации. Они сдавали каждый свободный метр сторонним организациям, которые, по сути, диктовали нам свои условия.

Вы как-то пытались решить этот вопрос?

  • Неоднократно обращались в Министерство культуры, и в ноябре прошлого года наконец-то получили распоряжении о наделении нашей киностудии правом хозяйственного ведения на все здание. Ответный ход «авторемонтников» последовал моментально. К нам зачастили проверки. Пытались даже проводить финансово-экономический анализ нашей деятельности. А затем пришел черед прокурорской проверки по поразительному факту  оказывается, это наша студия неправомерно использует принадлежащие ей помещения! Нам просто не дают возможности воспользоваться своими правами, планомерно уничтожают. Дошло до рукоприкладства – были нанесены телесные повреждения генеральному продюсеру студии.

Продолжаете работать в таких условиях?

  • Дело не бросаем, но были вынуждены все звуковые, монтажные аппараты перенести в крохотные комнатки. Дорогостоящее оборудование в них просто не может работать. А уникальный архив, куда входят тысячи документальных лент о жизни нашей страны и мира, совершенно негде хранить. Сейчас коробки с фильмами просто свалены в кучу… Сотрудники уже не верят, что справедливость восторжествует. У нас срываются все намеченные планы и госконтракты.

Каким видите будущее киностудии?

  • Мне грустно и обидно, что так мы встречаем свой юбилейный 85-й год. Но правда на нашей стороне. И я верю, что в Росимуществе есть люди, которые увидят реальную ситуацию и выполнят распоряжение от 2007 года.

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

  • Киностудия много задолжала коммунальщикам, - сообщил «Вечерке» начальник отдела общественных связей Федерального агентства по управлению государственным имуществом Арина Лазарева.

По словам Лазаревой, АРЦ сообщал о возможности передачи части здания РЦСДФ при условии погашения задолженности.

  • Сотрудники киностудии захватили ряд помещений. Милицию вызывали они сами, когда мы пришли опечатывать комнаты,  говорит Андрей Лысенко, начальник имущественного управления ВГУП «АРЦ Мингосимущества России».  На сегодняшний день в здании на Кулаковом переулке создано несколько коммерческих структур, которые возглавляют замгенерального директора и генеральный продюсер РЦСДФ. Все заказы идут туда, киностудия не получает ни копейки.

P.S. Очевидно, что спор двух хозяйствующих субъектов не очень интересен широкому читателю. Другое дело  судьба уникального киноархива. Потеряв его, страна лишится части своей истории. А этого допустить никак нельзя.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виталий МАНСКИЙ, режиссер и продюсер документального кино: Я считаю, что трагедия произошла не сегодня, а несколько лет тому назад, когда крупнейшую в стране студию документальных фильмов уничтожили, выгнав на улицу. А ведь на базе помещения в Лиховом переулке можно было создать крупнейший центр документального кино, разместить все независимые студии, проводить фестивали. Это было преступление. После этого выжить государственной студии с таким количеством обременений в нашей бюрократической системе просто невозможно. Просто удивительно, что студия жива до сегодняшнего дня. А происходящее сегодня - это коммерческие разборки, когда добивают лежачего и слабо дышащего больного.

Вячеслав ТЕЛЬНОВ, директор департамента кинематографии Министерства культуры: Никакого рейдерского захвата не было. Студия находится в помещениях, принадлежащих Росимуществу. Пока Росимущество не может им здания найти, но процесс идет. Конечно, есть проблемы – студия на грани банкротства со всеми вытекающими последствиями. Часть фильмов находится в Красногорском архиве, другая  на Кулаковом переулке, но опасений по поводу сохранности у нас нет. Студию мы не оставим, в ближайший месяц разберемся, на какой территории ее развивать.


РЦСДФ. Итоги. Комментарий через 5 лет

1. И. о. генерального директора ФГУП РЦСДФ — Ворощук Николай Александрович умер 24 октября 2015 года.
2. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская Центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов" (ФГУП РЦСДФ) с декабря 2015 года находится в процессе ликвидации.
3. Архив (личные дела работников студии, финансовые документы, монтажные листы и т.д.) были вивезены в Музей кино, где хранились до переезда Музея в новое помещение на ВДНХ. В музее хранится первый «Оскар», который получила наша страна — в 1943 году в номинации «Лучший документальный фильм».


Лариса Солоницина, директор Музея кино (из интервью 09 декабря 2016 года):  В 1943 году в номинации «Лучший документальный фильм» победила картина советских кинодокументалистов «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Это был адаптированный для зрителей США вариант фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Американцев буквально потрясла картина, показавшая миру первое крупное поражение Гитлера. В создании фильма приняли участие 15 военных операторов — работали в жесточайших условиях, в лютый мороз, под огнём противника. Картина стала гордостью советской кинодокументалистики.
4. Мемориальная доска работникам-фронтовикам Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны, возможно, найдёт пристанище в Музее кино.

Мемориальная доска работникам-фронтовикам ЦСДФ, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны. Помещение РЦСДФ в Кулаковом переулке, дом 17. Фото 2016 года.

Впервые вопрос о судьбе мемориальной доски был поднят Московским клубом документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши «Окно в Россию. Связь времён» в марте 2016 года. 
Помещение по адресу Кулаков переулок дом 17, в котором располагалась Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов (РЦСДФ) и где находилась мемориальная доска, было опечатано. Члены Клуба смогли пройти в помещение РЦСДФ и сделать фотографию мемориальной доски. Также они поставили в известность СК России о необходимости сохранения мемориальной доски. 
5. СК-Новости № 3 (353) 13 марта 2017, Источник 
Сотрудники Государственного центрального музея кино и Союза кинематографистов РФ не дали уничтожить мемориальную плиту с именами фронтовых кинооператоров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мраморная плита располагалась в холле Центральной студии документальных фильмов до тех пор, пока студия не подверглась расформированию. В конце 2016 года новые арендаторы помещения по адресу Кулаков переулок, 17 захотели избавиться от тяжелого каменного монумента. Вытащить плиту целиком было бы слишком трудно, и нынешние «жильцы» решили разбить ее на куски. Получив задание уничтожить мемориальную доску, охранник помещения позвонил в Музей кино и тем самым предотвратил акт вандализма.
Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Я сразу связалась с руководством Союза кинематографистов. Совместными усилиями мы вышли на арендаторов здания, в котором раньше действовала ЦСДФ, и попросили их дать нам возможность забрать памятную доску. Пока мы разместили ее в Доме ветеранов кино и заберем в новое здание Музея, как только сможем. Мемориальная доска с именами погибших сотрудников ЦСДФ станет частью экспозиции, связанной с фронтовыми кинооператорами. Считаю, что Музей кино обязан увековечить память о них».
6. 16 февраля 1957 года в Доме кино (находился в бывшем Доме политкаторжан на Поварской улице) состоялся торжественный вечер, посвященный 25-летию ЦСДФ. Торжественной собрание открыл директор ЦСДФ В.Н. Головня. С преветственными речами выступали — заместитель министра культуры СССР В.Н. Сурин, который вручил представителям студии знамя Совета Министров СССР. И где это знамя теперь?

[Страница дополняется материалом]