Операторы и работники фронтовых киногрупп. Касаткин Павел Дмитриевич

Монтажные листы фронтовых операторов.

Операторы и работники фронтовых киногрупп. Касаткин Павел Дмитриевич

10.09.2021

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 720 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото П.Д. Касаткина из архива В.И. Фомина (Музей кино). На фото кинооператор Павел Касаткин. 1943 год. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Касаткин Павел Дмитриевич (1913–2002).

Кинооператор. Родился в Москве. Русский. Социальное про­исхождение – из рабочих. Член ВКП(б) с 1939 г. В 1929–1932 – сту­дент Электропромышленного техникума. Работал техником-конструктором на заводе им. Молотова в Горьком и на заводе им. Сталина в Москве. В 1935 поступил во ВГИК на операторский факультет. Окончил его в 1939 г. До войны работал на «Мосфильме» – ассистент оператора.

С 4 июля 1941 г. – во фронтовой киногруппе Западного фрон­та. В 1943–1944 – в партизанских соединениях на Украине, в 1944 – на 2-м Украинском фронте. Принимал участие в соз­дании фильмов «Разгром немецких войск под Москвой», «Битва за нашу Советскую Украину», «Будапешт», «Освобожденная Чехословакия», «Крылья народа», «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских со­ветских земель», ряд его сюжетов включены в киножурналы. Особо отличился в съем­ках уличных боев в сражении за Будапешт.

По итогам работы за 1943 г. начальник киногруппы Западного фронта дал Касаткину убийственно низкую оценку, обвинив своего подчиненного не только в самоуспокоенно­сти и зазнайстве, но и в более серьезных грехах:

«…тов. Касаткин совершил поступок, с моей точки зрения, недостойный советского оператора: передавая мне аппарат "Хрони­кон", который мы устанавливаем на штурмовике, он, зная, что я еду работать в авиачасть, скрыл от меня специальное приспособление для крепления этой камеры на самолет. По приезде в часть мне пришлось с инженерами части 7 дней конструировать и делать это приспособление, которое лежало в кабине Касаткина на студии, совершать пробы в воз­духе. Это метод "конкуренции", которому не место в среде советских хроникеров».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 656. Л. 31.)

Кармен даже ходатайствовал тогда перед начальством об отчислении Касаткина из своей киногруппы, но сам был отозван за неудовлетворительное руководство.

Итоговая служебная характеристика Касаткина рисует нам уже совсем иного че­ловека:

«Тов. Касаткин прекрасно справился с заданиями реж. Довженко и Солнцевой по съемке сложных масштабных эпизодов сражений. Материал, принятый для фильма "Украина", получил высокую оценку и был премирован. В Будапеште оператор проявляет себя как выдержанный, мужественный фронтовой кинокорреспондент. Активно работает в период жестких уличных боев. При этом не снижает своих требований к художественному оформлению кадра. Цикл съемок для выпуска "Будапешт" также от­мечен премией.

На заключительном этапе войны т. Касаткин энергично работал по съемкам матери­ала для фильма "Чехословакия".

Все эти съемки свидетельствуют о заметном творческом росте оператора. Несомненно, усилилась его способность самостоятельно, авторски решать вопросы, связанные с изобразительной и смысловой трактовкой сюжета.

Несмотря на то, что оператор сравнительно недавно переведен во 2-ю категорию, можно уже сейчас ставить вопрос о его переводе в 1-ю категорию».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 656. Л. 25.)

Дважды лауреат Сталинской премии.

Награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны».

После войны – на ЦСДФ. В 1951–1954 – начальник корреспондентского пункта студии в Чехословакии.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

 «ЗВЕРСТВА НЕМЦЕВ В ДАРНИЦЕ» (для фильма «Украина»)

20 декабря 1943 г.

Монтажный лист

Операторы: П. Касаткин, И. Кацман  

Недалеко от концлагеря были обнаружены несколько громадных котлованов, заполненных тысячами расстрелянных пленных, командиров и политработников Красной Армии (точную цифру нужно взять из акта Чрезвычайной государственной комиссии по Дарнице). Расстрелива­ли немцы наших офицеров в сентябре м-це, когда оставляли Дарницу.

Трупы извлечены только из одного котлована для составления акта Чрезвычайной государственной комиссии.

П. Касаткин.

Подлинник. Автограф.

«РЕЙД ПО ТЫЛАМ ВРАГА»

Монтажный лист № 7193

П. Касаткин

После того, как мы пересекли железную дорогу и шоссе Ровно – Луцк, подошли к городу Острожец, что на шоссе Луцк – Дубно. Немцы оставили город, приняв наше партизанское соединение за части Красной Армии.

Несколько кадров движения наших частей партизан по городу Острожец.

Далее в районе м. Торговица мы должны переправиться через большое водное препятствие – р. Стырь. Разведка установила, что переправы через Стырь нет – мосты сожже­ны. Решили строить переправу.

Несколько кадров – разведка, движение наших конников, река Стырь, сожженный мост, конница. Командующий партизанским соединением Герой Советского Союза, кава­лер ордена Богдана Хмельницкого I ст. генерал-майор Наумов Михаил Иванович лично руководит постройкой переправы (в черной кепке и белом полушубке).

Несколько кадров постройки переправы.

Переправа через реку Стырь.

Привал. Въезжаем в село Шклин1 (чешская колония). Население радушно встречает. Вкусные свежие яблоки утоляют быстро жажду. Эмилия Георгиевна Пихерт угощает нас яблоками и приглашает отдохнуть в доме, где тепло и уютно.

Крупно в кадре:

  1. Разведчик Вертюченко (у шапки наушники завязаны назад).
  2. Командир отряда им. Н.С. Хрущева – Сипливый.

На среднем плане: Эмилия Пихерт, Вертюченко, врач отряда Валя Сипливый и др.

Подошли к городу Горохов (несколько километров от австрийской границы).

Немцы, также как и Острожец, оставили город, успев сжечь несколько гнилых до­мов, почту, склад с хлебом и др. Не воспользовались они и укреплениями, построенными

перед городом и в самом городе (проволочные заграждения, рвы). В городе оставили несколько машин и несколько машин сожгли.

В кадрах: общий план города, проезд по городу партизан, разрушения в городе. Население беседует с партизанами, расспрашивает о Красной Армии и в свою очередь расска­зывает о хозяйничанье в городе немцев и мадьяр.

Крупно в кадре (профиль) Герой Советского Союза (представлен) Е. Верховский (на шее шарф). Прямо смотрит в аппарат и улыбается. Комиссар отряда «Червоный» Ксензов, рядом – Боров.

Разговаривает с девушкой (профиль в шапке опущенн. наушники) Командир отряда «Червоный» – Боров.

<…>

Подлинник. Автограф.

Монтажный лист сохранился не полностью.
____________________________
1. Так в монтажном листе.

«Мадьярский батальон с оркестром, сдавшийся в плен...»

«БОИ НА УЛИЦАХ БУДАПЕШТА»

19 января 1945 г.

Монтажный лист №№ 102, 103

Операторы: Касаткин П.Д. и Рымарев Д.Г.

Артиллерия на прямой наводке на улицах города. Расчет старшего лейтенанта Щербакова ведет огонь. Расчет гв. сержанта Алексеева ведет огонь с одной из центральных площадей.

Минометный расчет ведет огонь на площади.

Баррикады на улицах Будапешта. Захваченные немецкие орудия. Убитые немцы. Пленные мадьяры на улицах города. Мадьярский батальон с оркестром, сдавшийся в плен.

Мадьяры разрезают на куски убитых немецкой бомбой лошадей на фоне горящего после бомбежки дома.

Улицы Будапешта. Пожары в городе. Население Будапешта на улицах. Передвижение войск по улицам Будапешта и др. кадры, как-то: отдельные кадры продвижения нашей пехоты вдоль улиц, занимающей квартал за кварталом города.

Рымарев, Касаткин.

Метраж: Касаткин – 250 м, Рымарев – 180 м.

Незаверенная копия. Машинопись.

«Горит здание словацкого университета...»

«БРАТИСЛАВА»

Монтажный лист[1]

Оператор: П. Касаткин

410 м

Наши части заняли столицу Словакии город Братиславу. Не помогли немцам мощные укрепления, которые они построили на подступах и на окраинах Братиславы. Немцы пытались Братиславу сделать мощным форпостом на подступах к Вене. Наши части выбили врага из укреплений и взяли крепость Братиславы. Много немцы бросили под Братис­лавой и в самой Братиславе. Много укреплений не успели закончить, часть заключен­ных бросили. Бросили доты, пушки, пулеметы, снаряды. Брошена готовая к бою зенитная батарея. Немногим немцам удалось все-таки бежать. Русские пули настигли их. Расчет Запорожца ведет огонь по оставшимся немцам в городе. Наводчик сержант Хлупенков. В городе много зданий подожгли гитлеровцы. Горит здание словацкого университета, ряд других крупных словацких учреждений и жилых домов. Наши части двигаются дальше, на Вену, все ближе и ближе к сердцу промышленности Германии. Наши части проходят по красивым улицам небольшого, но красивого города южной Чехословакии Братиславе.

Ряд планов города. Центр города, городской театр, набережная и Дунай, несколько общих планов города, старинный замок Братиславы.

Касаткин.

Подлинник. Автограф.

_______________________________
1. Дата составления на монтажном листе отсутствует. Братислава была освобождена 4 апреля 1945 г. войсками 2-го Украинского фронта в ходе Братиславско-Брновской опе­рации.

«Каждое упоминание о Красной Армии и т. Сталине встречалось аплодисментами и возгласами: "На Здар", "Hex!"»

«ПРИЕЗД В г. БРАТИСЛАВУ ПРЕЗИДЕНТА ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ Г-НА БЕНЕША»

9 мая 1945 г.

Монтажный лист №№ 825, 826

9 мая состоялся приезд из г. Кошице в г. Братиславу президента Э. Бенеша. Президент и правительство (приехавшее ранее) перенесли свои резиденции из Кошице в главный город Словакии Братиславу. Предполагалось, что Братислава будет временной столицей Чехословакии, но день приезда президента совпал с днем всенародного праздника победы, и Братислава стала только пунктом на пути правительства и президента в Прагу.

Встреча президента вылилась в манифестацию в честь одержанной победы над врагом.

Жители Братиславы заполнили улицы города и площадь Гвездослава у Городского театра.

У въезда в город президента приветствовали представители Словацкого национального Совета и городской Народной рады (Народный выбор).

Затем процессия направилась на площадь Гвездослава, где у Городского театра состоялся большой митинг. Все ораторы в своих выступлениях говорили о великой радости победы и воздавали должное Красной Армии и Верховному Главнокомандующему мар­шалу Сталину.

Каждое упоминание о Красной Армии и т. Сталине встречалось аплодисментами и возгласами: «На Здар», «Hex!»

Снято:

1) Встреча президента у въезда в город.

2) Проезд по городу.

3) Прибытие на площадь.

4) Митинг на площади.

5) Синхронно выступление президента Э. Бенеша и премьер-министра т. Фирлингера.

6) На немую снято выступление посла СССР т. Зорина и заместителя премьер-министра т. Готвальда.

7) В президиуме митинга:

Президент Бенеш.

Супруга президента.

Члены Словацкого Национального Совета.

Министры Чехословацкого правительства.

Состав Советского посольства.

Представители Чехословац. армии.

Представители Коммунистической и Демократической партий.

8) Общие планы митинга. Крупн. и ср. планы слушающих.

Снимали операторы А. Лебедев, П. Касаткин.

Снято: Касаткиным: звуковое – 300 м, немое – 120 м. Лебедевым: 150 м. Всего: 570 м.

Режиссер Копалин.

Подлинник. Автограф.

На документе имеется указание цензора: «Согласовать».


Материалы по теме