Операторы и работники фронтовых киногрупп. Лейбов Яков Соломонович (1902–1945)

Монтажные листы фронтовых операторов.

Операторы и работники фронтовых киногрупп. Лейбов Яков Соломонович (1902–1945)

14.05.2021

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 748-749 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Уличный бой. Венгрия. Февраль 1945 года". Автор фото: Евгений Халдей. Источник: МАММ / МДФ.

Лейбов Яков Соломонович (1902–1945). 

Оператор документального кино. Родился в местечке Освея, В 1921 – секретарь волисполкома, служил в Красной Армии. С 1927 – оператор Ленинградской, Московской, Одесской кино­студий. Снял художественные фильмы «Кондуит», «Педро», «Боксеры».

С началом войны Одесская киностудия, на которой работал тогда Лейбов, была эвакуирована в Ташкент. Он не раз настой­чиво обращался в Кинокомитет с просьбой направить его во фронтовую кинохронику. Но на фронт его не взяли, хотя и за­числили в резерв – и по состоянию здоровья, и потому, что от оператора художественных фильмов больше пользы было на студии, чем на передовой. Но, оказавшись в Ташкенте, он специально перешел на хронику, чтобы быть готовым к съемкам на фронте. Наконец, Лейбов добился своего. Его направили в киногруппу 4-го Украинского фронта.

Новичок показал себя сразу. Не дрогнув, снимал под пулями и ураганным артилле­рийским огнем. И уже на двадцатый день пребывания на фронте он был представлен командованием к ордену Отечественной войны. А вскоре, единственному из операторов киногруппы, где не было слабачков, Я. Лейбову было присвоено воинское звание майо­ра – так распорядился начальник политуправления фронта генерал М. Пронин, давший высокую оценку его личному мужеству и профессиональному мастерству.

Но уже через несколько месяцев жена Лейбова в Ташкенте держала в руках письмо-треугольник с роковым известием:

«Я начальник киногруппы, в которой работал Ваш муж и наш товарищ Яша Лейбов. Судя по письмам, приходящим от Вас, видно, что Цен­тральная студия не сообщила Вам о трагическом случае, произошедшем в нашей группе 12 января. Яша мужественно и смело шел на самые опасные участки фронта, и был всегда впереди наступающих частей. Так было и 12 января. Снимая наступление нашего фрон­та, Яша вышел слишком вперед и попал под ураганный артогонь. Яша погиб смертью храбрых и с почестями похоронен на центральной площади в городе Шаторальяуйхей. Взятие этого города Яша снимал и дал блестящий материал...»

У этой смерти оказался свидетель – напарник Лейбова по киногруппе ассистент опе­ратора Олег Иванов. Он и сам чудом не остался лежать навсегда на стылой венгерской земле. Вот его рассказ-воспоминание:

«Вскоре назначено было наступление, которого мы ждали. Помню, что ночевали мы перед этим днем в венгерской деревне Сосфа. Всю ночь шло передвижение войск, подвоз боеприпасов к передовой через перевал.

Фронт на нашем участке выглядел так: наши войска от противника отделяла широ­кая, километра три, долина, совершенно плоская. Мы занимали склоны с одной стороны долины, противник – с другой. А сама долина не имела точного разграничения фронта.

На рассвете мы с Яшей Лейбовым из Сосфы переехали через перевал и, поставив машину в деревне, переполненной артиллеристами, забрали киноаппараты и пошли на артиллерийский НП.

С этого НП мы видели, как прошла артподготовка по противоположным склонам, вид­но было, как загорелась деревня на той стороне, а через некоторое время поступило до­несение, что эта деревня захвачена нашей пехотой. Тут мы решили, что это как раз то, что нам надо. И тронулись через долину, надеясь на фоне пожара снять перебежки пехоты или еще что-нибудь интересное.

Болото оказалось промерзшим, так что идти было удобно, только кое-где приходи­лось обходить большие лужи, покрытые тонким льдом. Так мы прошли больше половины пути.

Прошли еще шагов тридцать, и в этот момент над нашими головами просвистела и очень близко разорвалась серия снарядов. Поняв, что начался артналет и надо искать в паузе до следующих залпов какое-то укрытие, я рухнул на землю и прижался всем те­лом к замерзшей грязи. В тот же миг шагах в 5-6 впереди снова разорвался снаряд, и я ощутил удар по зубам. Несколько секунд я плевался кровью и остатками зубов, пытаясь сообразить, сколь сильно меня ранило, потом, обернувшись назад, увидел, что Яша лежит лицом вниз и не шевелится.

Подбежал к нему, окликнул, потрогал и понял, что ему уже не поможешь…»

(ГЦМК. Ф. 26.)


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

«Вот они, гвардейцы, созданные Сталиным...»

21 ноября – 7 декабря 1944 г.

Монтажный лист №№ 1675, 1677

Оператор: Лейбов Я.С.

В снятом материале мною показано:

1) Бои и овладение жел. дор. узлом ЧОП.

2) Переправы через водн. преграды.

3) Штурм и овладение окружным центром Венгрии города Шаторалья-Уйхель, важным опорным пунктом обороны противника, и преодоление водной преграды в самом городе.

Съемки производил в одном из самых передовых полков (н-ский гвардейский воздушно-десантный Мукачевский стрелковый полк).

Командир полка гвардии полковник Дружинин Иван Николаевич. Три с половиной года он командует полком. Его полк никогда не отступал и не знает поражений.

Перечень кадров:

1) Общ. пл. Жел. дор. узел ЧОП.

2) Автоматчики ведут огонь из-за укрытий ж.-д. станции.

3) Кр. Автоматчик ведет огонь из автомата.

4) С другой стороны ведут огонь.

5) Штурм жел. дор. станции.

6) Из разрушенных зданий выводят пленных мадьяр.

7) В другом доме берут в плен мадьяр.

8) Ведут небольшую группу пленных мадьяр.

Форсирование реки Латорицы.

  1. На фоне взорванного моста на реке Латорица наши войска сделали паром и пере­правляют боеприпасы.
  2. Взорван мост – вдали паром.
  3. Повозки с боеприпасами въезжают на паром.
  4. Паром отъезжает.

Форсирование реки Бодры [Бодрог?]:

  1. Переправляются танки с подкреплением пехоты для расширения плацдарма.
  2. С другой стороны приводят раненых.

Штурм Шаторалья-Уйхель:

  1. Солдаты выходят из кукурузы на сближение с противником.
  2. Подход к первым домикам на окраину города.
  3. Выход к первому промежуточному рубежу и овладение первыми отдельными до­миками.
  4. Выход на рубеж атаки к штурму города.
  5. Командно-наблюдательный пункт командира батальона капитана Коваленко – он первый со своими бойцами ворвался в город.
  6. Подбирается к рубежу атаки пулеметчик Синицин с автоматчиком, которые отличи­лись при взятии города.
  7. Занятие рубежа для штурма.
  8. Штурм пригородных кварталов.
  9. Борьба за отдельные дома.
  10. Группа бойцов перебегает от одного дома к другому.
  11. Автоматчик Молостов Г. ведет огонь с автомата. Молостову 20 лет, он воюет с пер­вых дней войны. Прошел всю Украину, форсировал Днепр, прошел с боями Карпаты и первым ворвался в г. Шаторалья-Уйхель. Имеет две правительственные награды.
  12. Пулеметчик Калинич Пантелей ведет огонь из пулемета. Пантелею Калиничу 42 года, не отстает со своим пулеметом от молодых. Участник финской кампании. Прошел Украину, Карпаты, сам освобождал свой город Чернигов; имеет две правительственные награды, первым ворвался в город.
  13. Преодоление одной преграды в самом городе – р. Роньва [Ронява].
  14. Под огнем противника были сооружены мосты, и река была форсирована.
  15. Переход через переправу в одном месте.
  16. В другом месте.
  17. Санитары и солдаты выносят раненых.
  18. 45 мм пушка прямой наводкой ведет огонь по противнику.
  19. Наблюдат. пункт полка. К НП подъезжает «виллис», из «виллиса» выходит командир дивизии гвардии полковник Черный.
  20. Командир полка гвардии полковник Дружинин смотрит на передний край.
  21. Из траншеи выходит полковник Дружинин и докладывает командиру дивизии об­становку.
  22. Идут по траншее.
  23. Командир дивизии здоровается с подполковником Бакановым, пом. по политчасти.
  24. Черный смотрит в стереотрубу.
  25. Группа солдат и офицеров идут по побежденному городу во главе с капитаном Коваленко. Они первые ворвались в город Шаторалья-Уйхель.
  26. Улицы Шаторалья-Уйхель.
  27. Об. пл. сверху – г. Шаторалья-Уйхель.
  28. С другой стороны вид города – улицы еще пустые.
  29. На окраине города группа победителей выходит из дома. Вот они, гвардейцы, соз­данные Сталиным.
  30. Кр. Командир дивизии гв. полковник Черный.
  31. Ср. пл. (в кадре 2 чел.). Полковник Черный, гвардии полковник Дружинин (меньше ростом), позади работники штаба дивизии.

Оператор Лейбов.

Р.S. Материал снимался преимущественно рано утром и в дождливую погоду.

Незаверенная копия. Машинопись. Название в монтажном листе отсутствует.


Материалы по теме