Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 748-749 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Уличный бой. Венгрия. Февраль 1945 года". Автор фото: Евгений Халдей. Источник: МАММ / МДФ.
Лейбов Яков Соломонович (1902–1945).
Оператор документального кино. Родился в местечке Освея, В 1921 – секретарь волисполкома, служил в Красной Армии. С 1927 – оператор Ленинградской, Московской, Одесской киностудий. Снял художественные фильмы «Кондуит», «Педро», «Боксеры».
С началом войны Одесская киностудия, на которой работал тогда Лейбов, была эвакуирована в Ташкент. Он не раз настойчиво обращался в Кинокомитет с просьбой направить его во фронтовую кинохронику. Но на фронт его не взяли, хотя и зачислили в резерв – и по состоянию здоровья, и потому, что от оператора художественных фильмов больше пользы было на студии, чем на передовой. Но, оказавшись в Ташкенте, он специально перешел на хронику, чтобы быть готовым к съемкам на фронте. Наконец, Лейбов добился своего. Его направили в киногруппу 4-го Украинского фронта.
Новичок показал себя сразу. Не дрогнув, снимал под пулями и ураганным артиллерийским огнем. И уже на двадцатый день пребывания на фронте он был представлен командованием к ордену Отечественной войны. А вскоре, единственному из операторов киногруппы, где не было слабачков, Я. Лейбову было присвоено воинское звание майора – так распорядился начальник политуправления фронта генерал М. Пронин, давший высокую оценку его личному мужеству и профессиональному мастерству.
Но уже через несколько месяцев жена Лейбова в Ташкенте держала в руках письмо-треугольник с роковым известием:
«Я начальник киногруппы, в которой работал Ваш муж и наш товарищ Яша Лейбов. Судя по письмам, приходящим от Вас, видно, что Центральная студия не сообщила Вам о трагическом случае, произошедшем в нашей группе 12 января. Яша мужественно и смело шел на самые опасные участки фронта, и был всегда впереди наступающих частей. Так было и 12 января. Снимая наступление нашего фронта, Яша вышел слишком вперед и попал под ураганный артогонь. Яша погиб смертью храбрых и с почестями похоронен на центральной площади в городе Шаторальяуйхей. Взятие этого города Яша снимал и дал блестящий материал...»
У этой смерти оказался свидетель – напарник Лейбова по киногруппе ассистент оператора Олег Иванов. Он и сам чудом не остался лежать навсегда на стылой венгерской земле. Вот его рассказ-воспоминание:
«Вскоре назначено было наступление, которого мы ждали. Помню, что ночевали мы перед этим днем в венгерской деревне Сосфа. Всю ночь шло передвижение войск, подвоз боеприпасов к передовой через перевал.
Фронт на нашем участке выглядел так: наши войска от противника отделяла широкая, километра три, долина, совершенно плоская. Мы занимали склоны с одной стороны долины, противник – с другой. А сама долина не имела точного разграничения фронта.
На рассвете мы с Яшей Лейбовым из Сосфы переехали через перевал и, поставив машину в деревне, переполненной артиллеристами, забрали киноаппараты и пошли на артиллерийский НП.
С этого НП мы видели, как прошла артподготовка по противоположным склонам, видно было, как загорелась деревня на той стороне, а через некоторое время поступило донесение, что эта деревня захвачена нашей пехотой. Тут мы решили, что это как раз то, что нам надо. И тронулись через долину, надеясь на фоне пожара снять перебежки пехоты или еще что-нибудь интересное.
Болото оказалось промерзшим, так что идти было удобно, только кое-где приходилось обходить большие лужи, покрытые тонким льдом. Так мы прошли больше половины пути.
Прошли еще шагов тридцать, и в этот момент над нашими головами просвистела и очень близко разорвалась серия снарядов. Поняв, что начался артналет и надо искать в паузе до следующих залпов какое-то укрытие, я рухнул на землю и прижался всем телом к замерзшей грязи. В тот же миг шагах в 5-6 впереди снова разорвался снаряд, и я ощутил удар по зубам. Несколько секунд я плевался кровью и остатками зубов, пытаясь сообразить, сколь сильно меня ранило, потом, обернувшись назад, увидел, что Яша лежит лицом вниз и не шевелится.
Подбежал к нему, окликнул, потрогал и понял, что ему уже не поможешь…»
(ГЦМК. Ф. 26.)
«Вот они, гвардейцы, созданные Сталиным...»
21 ноября – 7 декабря 1944 г.
Монтажный лист №№ 1675, 1677
Оператор: Лейбов Я.С.
В снятом материале мною показано:
1) Бои и овладение жел. дор. узлом ЧОП.
2) Переправы через водн. преграды.
3) Штурм и овладение окружным центром Венгрии города Шаторалья-Уйхель, важным опорным пунктом обороны противника, и преодоление водной преграды в самом городе.
Съемки производил в одном из самых передовых полков (н-ский гвардейский воздушно-десантный Мукачевский стрелковый полк).
Командир полка гвардии полковник Дружинин Иван Николаевич. Три с половиной года он командует полком. Его полк никогда не отступал и не знает поражений.
Перечень кадров:
1) Общ. пл. Жел. дор. узел ЧОП.
2) Автоматчики ведут огонь из-за укрытий ж.-д. станции.
3) Кр. Автоматчик ведет огонь из автомата.
4) С другой стороны ведут огонь.
5) Штурм жел. дор. станции.
6) Из разрушенных зданий выводят пленных мадьяр.
7) В другом доме берут в плен мадьяр.
8) Ведут небольшую группу пленных мадьяр.
Форсирование реки Латорицы.
Форсирование реки Бодры [Бодрог?]:
Штурм Шаторалья-Уйхель:
Оператор Лейбов.
Р.S. Материал снимался преимущественно рано утром и в дождливую погоду.
Незаверенная копия. Машинопись. Название в монтажном листе отсутствует.