Лариса Солоницына: «Хотелось бы вернуть смысл слову «Союз»

Газета СК-НОВОСТИ № 4 (402) от 19 апреля 2021 года.

Лариса Солоницына: «Хотелось бы вернуть смысл слову «Союз»

29.04.2021

Опубликовано в газете СК-НОВОСТИ № 4 (402) от 19 апреля 2021 года. Беседу вела Илона Исмайлова. Фото — персональная страница Л.О. Солонициной в facebook.

На должность первого заместителя председателя Союза кинематографистов России киновед и организатор кинопроцесса Лариса Солоницына была назначена в марте 2020 года. О планах, актуальной повестке деятельности Союза на ближайшее время и его роли в собственной судьбе она рассказала в интервью.

 – Прошел год с момента вашего вступления в должность. Какие ощущения? Понятна ли актуальная повестка дня?

– Ощущение одно: необходимость непрерывной работы и постоянного внимания к тому, что происходит в Союзе кинематографистов. Это все-таки большая организация, объединяющая очень разных людей, которые обращаются к нам по очень разным поводам, плюс еще собственные творческие, организационные и социальные инициативы. И получается колоссальный диапазон всего, чем нужно заниматься, чтобы Союз кинематографистов приносил реальную пользу людям, которых он объединяет.

– По какому поводу чаще всего обращаются за помощью члены Союза и чем он реально может помочь?

– Поводов искать поддержки и помощи у людей много. К нам обращаются с вопросами как по реализации творческих проектов, так и с жалобами на шумных соседей за стеной, которые мешают писать сценарий. А в промежутке между этими точками – награждения, рекомендации и письма поддержки для участия в конкурсах и грантах, лечение, льготный отдых в доме творчества и Доме ветеранов, похороны, увековечивание памяти, юридические консультации, проведение мероприятий в Доме кино и, разумеется, материальная поддержка наших коллег.

Отдельно хочу сказать о направлении, которое некоторые определяют уничижительным выражением «Союз – это собес». Дело в том, что кинематографисты, которые в связи с возрастом или заболеваниями фактически перестают быть работниками или специалистами в той или иной профессии, не перестают быть членами нашей организации. И в этот период жизни, когда они уже не интересны продюсерам, режиссерам, киностудиям, ассоциациям, СМИ и так далее, иногда только Союз кинематографистов по мере возможности продолжает о них заботиться. Более того сейчас мы работаем над тем, чтобы этой помощи стало больше. И если кому-то это кажется недостойной или недостаточной функцией, то... Но, повторюсь, это далеко не все, чем мы занимаемся. А недавно появились и новые актуальные направления, которые мы начинаем осваивать.

 – Например?

 – Не так давно министр культуры Ольга Борисовна Любимова объявила, что со следующего года для получения субсидий на проведение кинофестивалей будут организованы такие же питчинги, которые сейчас проводятся для кинопроизводства. И поскольку многие наши региональные отделения имеют прямое отношение к проведению местных фестивалей, мы считаем, что было бы правильно помогать коллегам из регионов проходить эти питчинги. Сейчас мы обсуждаем форму, в которой это может быть – видеоуроки, мастер-классы, формат «вопрос – ответ». Чтобы дать ориентиры, на что обратить внимание, как уложить представление фестивального проекта в очень короткое время, что важно и существенно для принятия решения о государственном финансировании.

– Будет создан специальный отдел?

– Не думаю. У нас творческая организация; многие коллеги успешно работают с фестивальным движением, да и питчинги проходили. Очень надеюсь, они помогут нашим же членам Союза.

– На данный момент у Союза чуть меньше шестидесяти отделений по России. Как строится работа с ними?

– Да, у нас большая региональная сеть. Стараемся помогать отделениям, хотя материально это непросто. В каждом регионе периодически возникают ситуации, требующие вмешательства и поддержки – с недвижимостью, с муниципальной или региональной властью, с долговыми обязательствами...

Одна из основных проблем, как мне кажется, – отсутствие постоянной и оперативной коммуникации. Поэтому я очень хочу организовать видеоконференции с руководителями всех отделений и проводить их раз в месяц. Пусть в виртуальном пространстве, но собираться и обсуждать происходящие события, делиться информацией, опытом, сомнениями. Отвечать на вопросы – для всех, не кулуарно, с равным уважением и одинаковыми возможностями. Плюс такая форма общения дала бы возможность общаться не только «с Москвой», но и друг с другом. Иногда какие-то проблемы, которые возникают в одном регионе, благополучно решаются в другом; руководители могли бы поделиться положительным опытом, своими возможностями. Обсуждать текущую деятельность регионов на пленумах Правления сложно, потому что в повестке дня накапливается много пунктов; не хватает уже ни сил, ни времени, люди просто устают. А регулярные видеоконференции нам по- могут. Ну, если коллеги меня поддержат и сочтут это для себя небесполезным, конечно...

– Когда Вы вступили в Союз кинематографистов?

– Надо посмотреть в членском билете... Это начало 2000-х годов. (25 апреля 2002 года. – Прим. ред.)

– Кто давал Вам рекомендации?

Людмила Семеновна Донец, Андрей Вадимович Разумовский, Юрий Владимирович Назаров и Николай Петрович Бурляев. Я тогда работала директором кинотеатра «Америка-Синема» в отеле «Рэдиссон-Славянская», поступала через Гильдию организаторов производства (Ныне Гильдия продюсеров и организаторов кинопроцесса. – Прим. ред.), в которой и состою до сегодняшнего дня.

 – Вы не состояли в Гильдии киноведов и кинокритиков?

– Никогда. Моя работа несмотря на то, что я окончила киноведческий факультет ВГИКа, по большей части всегда была связана с организацией тех или иных мероприятий или процессов в сфере кино, с администрированием.

 – Вы упоминали, что Союз кинематографистов очень поддержал вас в свое время; теперь же Вы стали первым заместителем руководителя организации. Что это – предопределение или карьерный рост?

– Это точно не карьера... Соглашаясь на должность, я руководствовалась только тем, что смогу «вернуть долг» Союзу кинематографистов, который несколько раз мне лично серьезно помог. Впервые, когда я осталась в 21 год не только без отца, но и без матери, и еще училась во ВГИКе. Тогда именно Союз кинематографистов принял решение выплачивать мне дополнительную стипендию до окончания обучения. Благодаря этим деньгам я просто выжила. А последний раз – когда меня поддержал пленум Правления при назначении директором Музея кино. Ситуация была непростая, ведь для многих было неочевидно, смогу я в результате построить и открыть музей для посетителей или развалю и разграблю, как утверждали некоторые... И то доверие, которое мне выразили члены Правления, сыграло существенную роль и отчасти дало силы справиться.

 – Нуждается ли Союз кинематографистов в перезагрузке? И в каком плане это возможно?

– Союз – большая, мощная творческая организация, много лет объединяющая талантливых людей, профессиональных кинематографистов. И перезагружаться ему для этого не нужно. Что важно с моей точки зрения? Чтобы вступала в Союз и работала молодежь, в том числе в Правлении, Секретариате, художественном совете Дома кино. Чтобы наши органы управления были более инициативными и творческими, потому что именно они должны формировать стратегию развития и какие-то эволюционные изменения деятельности Союза. Не я, не аппарат, мы – исполнители. Готовы помогать в реализации, находить возможности, в том числе финансовые, административные. Но руководство Союзом – коллегиальное, и хотелось бы идей и планов от наших коллег. По разным причинам меняется все – мир, жизнь, законы, условия финансирования. Конечно, каким-то образом соответствовать этим изменениям и развиваться необходимо – опять же для того, чтобы быть полезными тем людям, которых Союз объединяет.

– Это объединение сохраняется?

– Многое нас, к сожалению, разобщает. Кто-то снимает, кто-то – нет. Кто-то смотрит в будущее, кто-то – в прошлое. Кто-то за деньги, кто-то – за смыслы. И еще все вокруг, от политики до пандемии, – повод для разделения... Хотелось бы преодолеть эту разобщенность и снова дать членам Союза ощущение общности, заинтересованности друг в друге, поддержки друг друга. Вернуть смысл главному слову – «Союз». Думаю, именно общая работа может помочь в этом. Союз может и должен – достаточно для этого компетенции и людей – участвовать в нынешнем кино- процессе, влиять на современное кино- производство, принимать участие в законотворческой работе, выходить с предложениями к органам власти с инициатива- ми, которые связаны с кинематографом и деятельностью в этой области. Но это возможно только в том случае, если мы будем уважать, защищать и помогать друг другу, ратовать не только за наш личный проект, но иногда отстаивать и общие интересы. От этого мы станем сильнее.

 – А как же преодолевать возникающие конфликты, как например, в Гильдии киноведов и кинокритиков?

 – Понимаю необходимость этого вопроса, но официально мне нечего комментировать: некоторое время назад пленумом Правления Союза было принято заявление, в котором сформирована позиция руководства Союза кинематографистов. Насколько я понимаю, это касается даже не сиюминутной сложившейся ситуации с конкретной гильдией или по конкретному поводу; полагаю, это позиция для всех дальнейших возможных ситуаций. Моя личная точка зрения такова: любой человек вправе иметь свое мнение по любому вопросу. Абсолютно невозможно заставить несколько тысяч человек думать одинаково или быть одинаковыми, тем более в творческом союзе, где индивидуальность каждого – залог его творческого успеха. Мы объединены по определенному признаку, и только он имеет значение. Руководят нами наши же коллеги и друзья, избранные на съезд и в Правление. И вынесение в общественное пространство своего политического мнения как мнения Союза невозможно. В данном случае, хороший пример – наш председатель. Ему пришлось создать отдельную программу для того, чтобы иметь возможность и право высказывать личную точку зрения на политику, экономику, религию, конкретных персон и так далее, не вынуждая других людей, в том числе членов Союза, ее разделять или поддерживать.

– Вы дочь известного кинематографиста. Как вам это помогает в жизни?

– Для меня это скорее большая ответственность. Да и не помогало это особенно... Начиная с моего поступления во ВГИК, куда я поступила только со второго раза.

 – Что удается делать для сохранения творческого наследия артиста Анатолия Солоницына? Например, в том же Музее кино, который вы возглавляете?

 – Я не очень понимаю, что считать папиным творческим наследием. Если это фильмы, в которых он снимался, то, по счастью, их часто показывают – Анатолий Солоницын снимался у прекрасных режиссеров и был талантливым актером. В Музее кино есть его фотографии в разделе о фильме «Андрей Рублев». Но на одной из первых выставок у нас была галерея огромных портретов известных актеров и актрис советского кинематогр фа, и когда мне принесли на утверждение списки имен, то Солоницына я вычеркнула. Не считаю, что чем-то навредила его творческому наследию этим решением, но вот так... В моем случае, видимо, это работает наоборот.

 – Как может Союз кинематографистов способствовать возрождению лучших традиций отечественного кино и влиять на современный кинопроцесс?

– Не уверена, что можно вернуться к тому, что было. Мир развивается по своим законам, влиять на которые сложно, а иногда и бессмысленно. Поэтому здесь, скорее, не вопрос возврата к тому, чем Союз кинематографистов был раньше, не тема возвращения к золотым временам советского кино. Думаю, что находить свое место в современной ситуации, помогать людям находить себя именно в «сегодня» – вот к чему можно было бы стремиться. Мне кажется, любой возврат – это все-таки немножечко регресс. Даже если было очень хорошо... Я предложила бы смотреть в будущее, думать о том, как члены Союза кинематографистов могут работать и творить сейчас и дальше в том времени, которое наступает и наступит. А какое место в результате они займут в этой сложной конфигурации культуры, искусства, креативных индустрий и технологических прорывов, покажет время. Мы будем помогать, поддерживать, подсказывать, делиться всем, что имеем, что знаем, умеем, и не бросим до конца никого. Но проявлять себя, реализовывать, будоражить свой творческий потенциал – это, мне кажется, во многом зависит от самих кинематографистов.