«Мой учитель — осьминог». Размышления о фильме

Премия «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

27.04.2021

Опубликовано: AlexGolebev. Фото: Кейп-Пойнт. ЮАР. Источник фото: #МузейЦСДФ.

Из далекого Лос-Анджелеса пришла новость: премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм» получил «Мой учитель — осьминог» (My octopus teacher) режиссеров Пиппы Эрлих и Джеймса Рида. Фильм рассказывает о южноафриканском кинорежиссере Крэйге Фостере, которому удается подружиться с осьминогом, после чего герой начинает переосмысливать свою жизнь. Кинолента была выпущена стриминговым сервисом Netflix. Пиппа Эрлих (Pippa Ehrlich) и Джеймс Рид (James Reed) также являются авторами сценария этого фильма. Для Джеймса Рида это четвертая режиссерская работа, предыдущие тоже были посвящены обитателям животного мира. Продюсером картины «Мой учитель — осьминог» выступил ее герой Крэйг Фостер (Craig Foster).

Лично я посмотрел данный фильм на Netflix два месяца назад  и сразу же понял: вот он, будущий оскароносец! Это было не предчувствие, а сухое умозаключение — создатели ленты точно просчитали слагаемые успеха их творения. Итак, почему же картина вызвала столь восторженные оклики зрителей и кинокритиков?  Во-первых, впервые героем фильма о дружбе человека с представителем животного мира является осьминог — существо странное, умное и по крупному счету малоизученное. Наблюдать за ним, за его образом жизни и повадками невероятно интересно. Во-вторых, сам сюжет сконструирован так, что скупая слеза на бледном лице среднестатистического зрителя обеспечена! В-третьих, великолепные подводные съемки — действие фильма разворачивается в прибрежных зарослях, в этаких подводных джунглях, где все охотятся друг на друга. Зритель полностью погружается в этот таинственный и жестокий мир, испытывая самые разнообразные чувства — от страха до восхищения. И, наконец, четвертый чрезвычайно важный момент. С точки зрения конъюнктуры фильм идеально ложится в русло современной «зеленой» философии с ее призывами любить и оберегать дикую природу, решать экологические проблемы, развивать зеленую энергетику.

Итак, вернемся к фильму. История, представленная в фильме, рассказывается от лица главного героя — кинорежиссера Крэйга Фостера, посвятившего свою жизнь съемкам дикой природы. В какой-то момент земного бытия его, как и многих мужчин,  настигает «кризис среднего возраста», который проявляется в мучительных приступах депрессии, ощущении бессмысленности жизни. Кроме того, у героя совершенно не складываются отношения с сыном-подростком. Чтобы отвлечься от мрачных мыслей, Фостер отправляется в родные места — на побережье Южной Африке, где начинает заниматься фридайвингом (погружением без акваланга). Исследуя прибрежные воды, он встречает молодого осьминога (как потом выяснится, это была самка), который искусно прячется от врагов, закрывая себя камнями и ракушками. Каждый день, посещая его логово и отслеживая передвижения, он завоевывает доверие морского обитателя. В фильме подробно показано, как  осьминог, защищается от кошачьих акул. Во время одной из них осьминог теряет щупальцу, а затем отплывает в свое логово, чтобы восстановить утраченную конечность. Позже, после спаривания с другим осьминогом-самцом и откладкой яиц, осьминог умирает, и акула уносит его безжизненное тело. В финале картины Фостер говорит о том, что опыт наблюдения за осьминогом помог ему побороть депрессию и вновь почувствовать смысл жизни. Благодаря этому он сумел наладить отношения с сыном, который теперь тоже занимается фридайвингом и мечтает стать океанологом.

Насколько документальным является этот фильм? В начале картины Фостер говорит, что он исследовал прибрежную зону, ныряя без акваланга и снимая все увиденное на камеру. Однако в фильме превалируют съемки, которые были осуществлены методом длительного наблюдения, то есть  они никак не могли  быть сделаны во время кратковременных погружений. Значит, фильм в основном снимали, погружаясь с аквалангом. Тем более, что ведущим оператором проекта является Роджер Хоррокс — известный специалист по подводным съемкам. И главное. Фильм начали снимать в 2010 году, а вышел он только в конце 2020. Все эти годы шло наблюдение за океанической живностью, пополнялся видеоархив интересных ситуаций с главным героем — осьминогом. Однако в фильме Фостер говорит о том, что жизненный цикл небольшого осьминога составляет. Таким образом, за время съемок  сменилось несколько поколений исполнителей главной роли: они постоянно рождались, жили (точнее выживали) и умирали. Сколько их было: 4, 5 или больше — думаю, даже авторы не в силах дать ответ на этот вопрос. Интересно другое. Как же возникла эта история? Здесь возможны два варианта. Либо съемочный материал долго и мучительно подгонялся под сюжет (который, возможно, действительно связан с личным опытом Фостера), либо сюжет возник позже, уже на основе отснятых материалов. Думаю, авторы будут настаивать на первом варианте, иначе вся эта история не будет выглядеть столь эмоционально и убедительно. В любом случае на выходе мы имеем реальную действительность, организованную и художественно осмысленную с помощью определенного рода насилия над ней.

Безусловно, фильм получился, и никто не собирается умалять его очевидных достоинств. Правда, один момент меня смущает. И связан он не с самим фильмом, а его восприятием. В данном случае я говорю о неискренности и цинизме человеческого сообщества. Да, когда в фильме осьминог умирает, зрители пускают слезу. И это при том, что он умирает естественным путем — как известно, самки умирают сразу же после откладки яиц (так уж устроен их жизненный цикл). Но почему-то никто не плачет от одной только мысли, что ежегодно люди вылавливают в морях и океанах миллионы осьминогов. Они ведь такие вкусные и полезные эти юркие и невероятно смышленые обитатели морских глубин. Чистейший животный белок и никакого холестерина! А тем временем ученые продолжают изучать их мозг и центральную нервную систему — по мнению некоторых исследователей, осьминоги умнее многих млекопитающих.

Так мы и живем на этой прекрасной голубой планете, поедая друг друга — в буквальном и переносном смысле этого слова. Перед глазами возникает такая вот сцена: в большом и красивом доме гурман за ужином смотрит этот фильм, от всего сердца сопереживая маленькому и шустрому осьминогу. Время от времени он отправляет в рот кусочки его собрата, приготовленного на гриле со всеми необходимыми специями, и запивает их сухим белым вином. Такая вот метафора получается!