«Неизвестные герои Севера» — страницы в истории Арктики


«Неизвестные герои Севера» — страницы в истории Арктики

28.04.2021

Анна Барне

Фотографии и образы документов предоставлены автором, также использованы фотографии из архива проекта #МузейЦСДФ.

Экспозиции музеев обычно пополняют в экспедициях. А вот для виртуального музея Центральной студии документальных фильмов экспонат нашёлся в архиве. При работе над очередным проектом цикла «Неизвестные герои Севера», который реализует студия «Позитив-фильм» при поддержке Фонда президентских грантов.

На этот раз при отборе материалов о Василии Федотовиче Бурханове – инженер-контр-адмирале, участнике многих полярных экспедиций, человеке, который почти 10 лет возглавлял Главсевморпуть.

В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), где хранится его личный архив, был найден ряд интересных документов. Среди них – пожелтевшее от времени письмо, адресованное Бурханову, за подписью В.С. Осьминина – в 1954 г. директора Центральной студии документальных фильмов. Из текста следует, что в Первом отделе Главсевморпути отсмотрели кинопленки, запечатлевшие работу высокоширотных экспедиций с 1948 по 1954 год «на предмет определения степени секретности и возможности использования снимков в открытом кинофильме». Было принято решение запретить опубликование всех кадров с участием военных и военной техники, снимки с заснятым внутренним оборудованием и радиоаппаратурой, а также с неким павильоном «Б».

Арктика. В.Ф. Бурханов и А.Ф. Трешников на трибуне 1 Мая. 

Во втором документе разрешается показ кинофильма «Север-6» работникам Арктикпроекта, имеющим доступ к секретной переписке, в количестве 58 человек.

В третьем письме, также адресованном Бурханову, сообщается, что комиссия от 10 декабря 1954 года отсмотрела киноматериалы, снятые в 1948, 1949, 1950 и 1954 годах, а также остатки от монтажа, на предмет возможности их использования в открытых показах. Среди прочего упоминается несколько «арктических» документальных фильмов, — «К центру Арктики» — 1947–1948 года, «К высоким широтам» («Енисей-1»), «Север-6», а также съемки «Кольские берега». Из каждой ленты изымалось некоторое количество пленки, причем из съемок 1954 года было изъято более 150 метров хроники, не предназначенной для показа широкой публике.

Что же могло быть на этих кадрах, и кто их снимал?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего, вспомнить о том, что такое «воздушные высокоширотные экспедиции».

Первая подобная экспедиция под руководством прославленного Отто Шмидта состоялась в 1937 году. Именно тогда в районе географического Северного полюса была организована дрейфующая станция «Северный полюс-1» — «папанинская». 

Ставший легендарным дрейф продолжался 274 дня. Для того времени это было событием не менее значительным, чем потом полет человека в космос.  Увлечение Арктикой тогда достигло огромных масштабов. Имена зимовщиков — Папанина, Ширшова, Фёдорова, Кренкелая — не сходили со страниц газет. Отто Шмидт и его коллеги стали живыми легендами.

Позже, уже в послевоенные годы, высокоширотные воздушные экспедиции с организацией дрейфующих станций вблизи полюса, с базами на материке и временными посадочными полосами на льдинах стали регулярными.

На станциях проводились исследования по ледоведению, океанологии, метеорологии, аэрологии, геофизике, гидрохимии, гидрофизике, биологии, постоянно делались промеры глубин. Перед учеными стояла важная задача научиться предсказывать появление тех или иных видов льдов и тем самым способствовать развитию судоходства в Арктике. И хотя вслух об этом не говорилось, но значительная часть работы выполнялась в военных интересах. США пытались использовать льды Северного Ледовитого океана в качестве аэродромов с весны 1946 года, и среди целей советских экспедиций была демонстрация военного присутствия в Арктике.

С марта по май 1950 года проходила высокоширотная воздушная экспедиция «Север-5», организованная Военным министерством совместно с Главным управлением Северного Морского пути.

Эта экспедиция была совершенно секретной. Ведь помимо научных исследований на льдах полярного бассейна проводились маневры огромного масштаба, к ней была прикомандирована целая группа офицеров. Около 800 человек.

«Мы доказали, что в районе Северного полюса и в других районах Северного Ледовитого океана есть такие льдины, на которых  можно соорудить аэродром, где бомбардировщики смогут садиться, – рассказывал позже генерал-лейтенант Виктор Михайлович Лавский. – До Америки они смогли бы долететь. Примерно десятка полтора таких аэродромов мы нашли… В районе Северного полюса мы оборудовали четыре ледовых аэродрома. Я там провёл около трёх месяцев. Жили в палатках по пять-шесть человек. Холодина под сорок пять градусов. Но ничего, работали…».

Был сделан и фильм — как наглядное пособие для военнослужащих. В качестве режиссера и оператора пригласили Марка Трояновского – участника нескольких полярных экспедиций, в том числе и на пароходе «Челюскин». В 1937 году именно Трояновский снял высадку на лед экспедиции Ивана Папанина. Позже фильм «На северном полюсе»  приобрели 32 страны. Полученная за это валюта смогла полностью окупить экспедицию Папанина. Во время войны Трояновский стал фронтовым оператором.

СП-3. Оператор Е.П Яцун и врач В.Г. Волович. Фото предоставлено автором.

В качестве второго кинооператора был приглашен молодой, но уже очень опытный Евгений Яцун. К съемкам в тяжелых условиях ему было не привыкать: как и Трояновский, он прошёл фронт. Его кадры вошли в фильмы «Победа на Юге», «Будапешт», «Освобождённая Чехословакия», «Разгром Японии». Также экспедицию снимал ещё один фронтовой оператор — Леонид Котляренко.

Кинооператор Леонид Котляренко. СП-2. Источник фото: #МузейЦСДФ.

Работать  кинооператорам, впрочем, как и всем участникам экспедиции, приходилось в очень сложных условиях. Мороз, пронизывающий ветер, снег. И всё это в условиях полярной ночи, при свете факелов и горящих бензиновых бочек, с настоящим риском для жизни.

Экспедиция, разумеется, не обошлась без эксцессов. Лед не раз начинал трещать и ломаться, и лагерь приходилось переносить с места на место. Однажды, когда в районе базы начались подвижки льда, руководитель экспедиции принял решение перенести лагерь и на самолете Черевичного вылетел в сторону полюса. Когда место для лагеря было уже подобрано, решили развернуть палатку, отдохнуть и поспать. Ночью самолет по неясной причине загорелся.

Штурман Валентин Аккуратов вспоминал:

«К небу поднимался огромный столб чёрного дыма. Я помчался к самолёту. Огонь охватил большую часть фюзеляжа, подбираясь к пилотской кабине. В голове молнией сверкнула мысль: под штурманским столиком лежит ящик с аварийной рацией. «Не раздумывая, я взобрался на правую плоскость и, выбив иллюминатор штурманской кабины, пролез внутрь, не обращая внимания на яростный крик Кузнецова: «Куда? Назад! Сейчас самолёт взорвётся!». В густом дыму я на ощупь отыскал ящик, вышвырнул его через иллюминатор на снег и сам последовал за ним. Задыхаясь от дыма, чихая и кашляя, я протёр слезящиеся глаза и хотел оттащить ящик в безопасное место. И в этот момент из штурманской вырвался столб огня, мгновенно охвативший правую плоскость. Я сделал несколько шагов и остановился, поражённый увиденным. Выброшенный ящик лежал открытым на снегу, а рядом с ним стоял на коленях наш кинооператор Марк Трояновский, направив кинокамеру на пылающий самолёт. «А рация где? Где рация?» – заорал я, ничего не понимая. «Какая рация? – крикнул в ответ Марк, продолжая снимать. – Ты мне кинокамеру спас. Век тебе благодарен буду». Я прямо обалдел от неожиданности и разочарования».

К счастью, к утру группу обнаружил другой самолет экспедиции, и все закончилось благополучно.

Весной 1954 года  началась новая страница в истории освоения Арктики.

Воздушная высокоширотная экспедиция «Север-6» и дрейфующие станции «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4».

Научно-исследовательская дрейфующая полярная станция «Северный полюс-3». На фото участники экспедиции (сидят слева направо): врач Виталий Волович, кинооператоры Евгений Яцун; стоит (третий слева): начальник станции Алексей Трешников. Автор фото: Яков Рюмкин.

Начальником новой экспедиции и был назначен Василий Федотович Бурханов.

Биография этого человека и стала отправной точкой нашего исследования.

Сирота, беспризорник, который присоединился к воинской части, сражавшейся против Врангеля. Потом — один из комсомольских вожаков целого завода. В августе 1929 года Василий Бурханов по комсомольской путевке был направлен в Ленинград, окончил Военно-морское училище имени Дзержинского, служил на Балтийском флоте. В 1936 году молодой инженер участвовал в экспедиции особого назначения  «ЭОН-3», во время которой по Северному морскому пути были проведены два эсминца для Тихоокеанского флота. Впоследствии за серию научных работ, посвященных проводке судов по Северному морскому пути, а также за участие в самой проводке Василий Бурханов был удостоен ордена Ленина.

Во время Великой Отечественной он был помощником командующего Тихоокеанским флотом, начальником тыла Амурской флотилии, а с 1953 года возглавил Главсевморпуть. 

О работе экспедиции  «Север-6», как и о всех предыдущих высокоширотных экспедициях, планировалось снять кино. В сохранившемся до наших дней приказе будущий фильм «Север-6» назван «фильмом спецназначения», —его изначально не планировали показывать никому, кроме военных. 

СП-3. Кинооператор Е.П. Яцун. Фото предоставлено автором.

Жизнь станции фиксировал на кинопленку уже знакомый нам Евгений Яцун. Его энергия всех изумляла. Яцун умудрялся не только снимать на кинопленку все важные моменты жизни в лагере, но и принимать активное участие в строительстве снежного павильона, а также выпускать стенгазету со стихами и дружескими шаржами. При этом Яцун искренне переживал из-за того, что жизнь экспедиции на его кинопленках до поры до времени выглядела слишком безоблачной.

«Мне нужны для будущей картины кадры не только о буднях научной работы, но и о полярной романтике, больших трудностях. Ведь большинство зрителей даже не представляет себе, как разламывается под лагерем лед», — говорил он.

В конце концов, такой случай ему представился. В декабре по льдине прошла громадная трещина именно в том месте, где находился лагерь. В темноте, на сорокаградусном морозе, все домики и палатки перевезли на другую часть льдины. Там, где недавно стоял лагерь, теперь громоздились торосы. Яцун, в очередной раз проявив истинное мужество, снял весь процесс перемещения лагеря при свете воткнутых в снег факелов. Таким образом, он получил столь желанные кадры с героическим трудом полярников. Впоследствии трещины много раз появлялись в разных частях льдины, более того — в один прекрасный день трещина прошла под домиком, в котором жил сам кинооператор. И только тогда он заявил, что уже сыт полярной романтикой и материала для фильма достаточно.

Увы — впоследствии Евгений Яцун получил от своего начальства не благодарность за уникальную съемку, а взбучку. На кадрах, которые он сделал во время «ледовой тревоги», у полярников были слишком весёлые лица. «Может быть, трудно поверить, но действительно было так: в минуты большой опасности не умолкали весёлые шутки и смех», — вспоминал начальник станции Алексей Трешников.

Фото предоставлено автором.

Станция «Северный полюс-4», которой руководил Евгений Толстиков, начала свою работу 8 апреля 1954 года к северу от острова Врангеля. Жизнь на станции СП-4 снимал кинооператор Николай Соловьев. Эта станция оказалось невероятно долговечной — она существовала в течение трех лет на одной и той же льдине.

Сохранился забавный документ за подписью начальника штаба лейтенанта Ускова о том, что некий корреспондент Рюмкин Я.И., контрабандой пробравшийся на борт самолёта, снял материал на базе «Мыс Шмидта» и на станции «Северный полюс-4».

К счастью для Рюмкина, история закончилась для него всего лишь подписанием бумаги о том, что он обязуется хранить гостайну.

Значительную часть материала, отснятую в экспедиции «Север-6», так и не показали широкой публике. Часть съемок вошла в фильм режиссера-документалиста Марии Славинской «376 дней на дрейфующей льдине», датированный 1954-м годом. Фильм был посвящен предыдущий высокоширотной экспедиции, носившей название «Северный полюс-2»[1].

Василий Бурханов руководил и следующей высокоширотной экспедицией — «Север-7». Еще через год он был одним из инициаторов первой Антарктической экспедиции и принимал активное участие в её подготовке.

Впоследствии Василий Бурханов работал на кафедре полярных стран географического факультета МГУ, затем стал основателем и руководителем лаборатории геоэкологии, опубликовал более 70 научных работ. Именно Бурханов организовал при кафедре Северную экспедицию, позволившая студентам ездить на Север. Впоследствии эта студенческая экспедиция превратилась в постоянно действующую лабораторию по освоению Севера.

___________________________________
1. В РГАКФД хранятся два документальных фильма «376 дней на дрейфующей льдине», один датирован 1951 годом [Учетный № РГАКФД: 22015], второй датирован 1954 годом [Учетный № РГАКФД: 16176]. — Прим. ред. #МузейЦСДФ.


Материалы по теме