Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 732 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: «Штурмовики в воздухе». 40-й бомбардировочный авиационный полк ВВС Черноморского флота. г. Севастополь, 1944 год. Автор фото: Евгений Халдей. Источник фото: МАММ / МДФ.
Колошин Анатолий Александрович (1917–2004).
Оператор и режиссер документального кино. Народный артист РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Русский. Родился в Петрограде. Социальное происхождение: из семьи служащих. Член ВКП(б) с 1948 г. В 1941 окончил операторский факультет ВГИКа.
В 1935 – 1936 – ассистент оператора на киностудии «Межрабпомфильм», в 1941–1943 – оператор комбинированных съемок на киностудии «Союздетфильм».
В 1942 был призван в армию, окончил военное училище и служил до января 1945 г. в частях аэрофотослужбы в должностях начальника фото-отделения, затем – командира фотовзвода. В феврале 1945 г. был откомандирован на Центральную студию документальных фильмов и направлен в киногруппу студии на 4-м Украинском фронте, где работал оператором фронтовой хроники в авиачастях. В мае 1945 отозван в кино-отдел Главного штаба авиации на должность оператора-инструктора (до демобилизации в сентябре 1946 г.).
В 1945 г. провел съемки по заданиям командования ВВС для фильма «Чехословакия».
«Служебная характеристика:
Лейтенант Колошин Анатолий Александрович работал кинооператором группы кинохроники ВВС с марта 1945 по май 1945 года, а затем кинооператором-инструктором аэрофотокиноотделения ВВС СССР с мая 1945 по август 1946 г.
За все это время т. Колошин производил киносъемки по заданиям командования ВВС, как кинооператор и как автор-оператор. Всего за этот период заснято им свыше 3000 полезных метров. В сложных условиях работы в воздухе, а также и на земле, т. Колошин показал себя опытным оператором со стороны технической и творческой.
Следует также отметить проявленную т. Колошиным при работе в полевых условиях изобретательность и инициативность. Отдельные части заснятых т. Колошиным фильмов обладают высоким художественным качеством.
Начальник Аэрофотослужбы ВВС СССР генерал-майор авиации Баньковский.
24 августа 1946 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 718. Л. 68.)
И еще одна характеристика:
«Тов. Колошин А.А. был прикомандирован к Фронтовому отделу Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов в феврале 1945 г. и до конца войны являлся военным корреспондентом фронтовой киногруппы 4-го Украинского фронта.
За это время т. Колошин снял сюжеты:
- "Ил-10".
- "Строители аэродромов".
- "Спасибо, Макаров".
Приняты в киножурнал "Новости дня" и, кроме того, провел ряд воздушных съемок для текущей продукции студии, главным образом, для фильма "Чехословакия".
Материал, снятый т. Колошиным, отличался высоким качеством операторской работы и был представлен к премированию.
Съемки т. Колошина характерны отличным качеством фотографии. Работам Колошина присуща авторская выдумка и оригинальное решение темы.
Редактор Браславский.
"Согласен".
Нач. группы ВВС Фронтового отдела Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов Калинин.
10 октября 1946 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 718. Л. 70.)
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны – кинооператор Центральной студии документальных фильмов. Был корреспондентом кинохроники в Австрии. Работал преимущественно в области международной публицистики. Участвовал в освоении панорамного кино.
Лауреат Государственной премии СССР (1970) – за документальный фильм «Чехословакия, год испытаний». Государственная премия СССР (1976) – за документальный фильм «Трудные дороги мира».
«Товарищ генерал! Задание выполнено. Машина замечательная!»
«НОВОЕ ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ – ШТУРМОВИК ИЛ-10»
Монтажный лист №№ 543, 544
Операторы: Юрий Королев, Анатолий Колошин
Снято: СЧС-2, эм. № 5-62 – 120 м, СЧС-2, эм. № 5-82 – 105 м
Полк Героя Советского Союза подполковника Б[нрзб.] 1 одним из первых в ВВС КА получил боевую технику – самолеты-штурмовики – Илы и самым первым вступил в бой на машинах.
Первые же бои показали высокие летно-боевые качества штурмовика Ила, намного превосходящего прославленный Ил-10. Летчики по достоинству оценили свое прекрасное оружие, любят его и гордятся им.
Снят:
Самый первый боевой вылет Ил-10. Группа Ил-10 идет на задание (в строю). Над целью самолеты один за другим отваливают и устремляются в атаку. Пикирующий и стреляющий из пушек Ил-10 – снят в воздухе.
Пикирующий, стреляющий из пушек и бросающий бомбы (панорама за бомбами до земли) Ил-10 – снят с земли.
Ил-10 одновременно пикируют и стреляют из пушек.
Ил-10 пикирует на населенный пункт, в котором закрепились немцы. Бросает бомбы. В кадре большой взрыв – снято с земли и с воздуха. Результаты работы Ил-10 – панорама линии фронта с дымами пожарищ.
Горящий город – снято с воздуха через стекло кабины.
Самолеты возвращаются домой. Плоскость Ил с пробоиной от зенитного снаряда – снято в воздухе.
Самолет подполковника Б[нрзб.] (который всегда сам летает на задание) рулит на стоянку.
Б[нрзб.] открывает фонарь своей кабины, расстегивает лямки парашюта, встает. Похлопывая рукой по борту самолета, спрашивает стрелка: «Ну, как машина»? – «Во», – стрелок, улыбаясь, показывает большой палец. Б[нрзб.] вылезает из кабины и спрыгивает с плоскости. К стоянке на машине подъезжает командир 224-й штурмовой дивизии генерал-майор Котельников. К нему в сопровождении летчиков, вернувшихся вместе с ним с задания, подходит подп-к Б[нрзб.]. Докладывает: «Товарищ генерал! Задание выполнено. Машина замечательная!» – и показывает рукой в сторону самолета – Ил-10. В кадре штурмовик Ил-10, на котором уже возятся техники.
Отдельные крупные планы летчиков, делящихся впечатлениями о новом самолете. Кр. планы докладывающего подп-ка Б[нрзб.] и генерала Котельникова.
Воздушные съемки приходилось делать через стекло кабины (иначе на Ил-10 нельзя снимать), что, конечно, сказалось на негативе. Просим иметь в виду. Просим принять во внимание, что все воздушные съемки производились в боевых условиях – отсюда разные толчки и качания кадра, т.к. самолет делает подчас очень резкие эволюции.
В этом материале есть съемки оператора Королева для сюжета о боевом обеспечении вылетов. Прошу их отделить.
Колошин, Королев.
Подлинник. Автограф. Без даты
На монтажном листе сохранилась резолюция цензора: «Показывать как Илы, а не упоминать, что это новая машина. Куприянов 3.5.». Везде цифра «10» в названии нового типа самолета зачеркнута.
К этому монтажному листу приложена также уточняющая записка:
«Воздушные съемки боевой работы Ил-10. Начало сюжета ”Изыскатели“.
Весь материал, связанный с воздушными съемками, снят в боевых условиях со штурмовиков во время выполнения боевого задания. В связи с этим возможны некоторые технические и другие погрешности – дрожание кадра, нечеткое
композиционное построение кадра, может быть недодержка при съемке с воздуха на землю – некогда было менять экспозицию. Кроме того, в силу особенностей устройства кабины Ил-2 с него зачастую приходилось снимать через стекло, что так же скажется на качестве изображения.
Сюжет ”Изыскатели“ (о строителях аэродромов) не закончен ввиду срочной необходимости моего отъезда в Москву по заданию командования, он может быть использован как монтажный материал.
Колошин».
__________________________
1. Скорее всего, это Безух Михаил Иванович, подполковник, Герой Советского Союза, служил в 224-й авиационной дивизии.