Операторы и работники фронтовых киногрупп. Беров Моисей Залманович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Беров Моисей Залманович

21.04.2021

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 668 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). 

Беров Моисей Залманович (1909–2003).

Оператор документального кино. Родился в г. Вележ Витеб­ской губернии (ныне – райцентр Смоленской области). Еврей. Член ВКП(б) с 1943 г. Окончил художественный техникум в Ви­тебске, а затем операторский факультет ВГИКа (в 1934, по другим источникам в 1935). До войны работал на студии «Белгоскино». В годы Великой Отечественной войны – фронтовой оператор.

Снимал сюжеты для СКЖ в составе киногруппы Западного, а затем 3-го Белорусского фронтов. Принимал участие в создании фильмов «Разгром немецких войск под Москвой», «Сражение за Витебск», «Минск наш», «В Восточной Пруссии», «Кёнигсберг».

«Беров владеет техникой своего дела и [может] снимать боевые сюжеты, – отмечала служебная характеристика 1942 г. – Работает неровно, не всегда дает верную оцен­ку теме или объекту съемки. Этот недостаток оператора сказался в работе над сюже­том "Весенний эрзац-джаз". Оператор сильно переоценил тему и допустил перерасход пленки (546 м).

За последнее полугодие оператор дал сравнительно большое количество боевых сю­жетов и кадров обстановки передовых линий, действия войск и результаты боев в ряде случаев были показаны удачно (сюжеты "Бой за переправу", СКЖ № 61; "Погорелое горо­дище", СКЖ № 64–65).

К сюжетам, наиболее интересным в изобразительном отношении, относятся "Ночной бой за деревню" (СКЖ № 59). Здесь Беров проявил большое умение и вкус в съемке ка­дров ночной операции».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 75.)

Мало кто из фронтовых операторов прошел четырехлетний марафон военных путей-дорог ровно или только по восходящей. Вот и у Берова к концу войны начальство отметило спад активности:

«Особыми боевыми качествами не обладает. В последнее вре­мя работает без инициативы и не активно. Получил выговор в приказе по группе за са­мовольный выезд с фронта в Каунас. Качество материала дает весьма посредственное».

После войны вернулся на Минскую студию кинохроники.

Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «Партизану Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Кёнигсберга».


 МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

«Одним из первых освобожден в Белоруссии районный центр Кри­чев...»[1]

21 октября 1943 г.

Материал для Белорусской Кинолетописи

Монтажный лист № 1335

Опер.: Беров

1) Кричев – Могилевской обл. БССР.

2) дер. Глушнево Кричевского р-на.

Когда-то богатая красивая дер. Глушнево Кричевского района, расположенная на бе­регу [реки] Сож, превращена немцами в пепелище. Из ранее имевшихся в деревне 76 до­мов осталось 16, остальные дома с постройками, скирдами хлеба варварски сожжены.

Снято:

  1. Вид дер. Глушнево. Река Сож.
  2. Из ям извлекают спрятанный от немцев хлеб.

Наталья Астаповна Белянкова держит мешок, сын выгребает зерно. Две дочери [нрзб.] стоят в яме, пересыпают зерно в мешок. На пепелище своего дома готовит пищу на ко­стре Сергеенко Ганна Григорьевна (недалеко сидит старик у костра).

Одним из первых освобожден в Белоруссии районный центр Кричев. Перед отступле­нием немцы варварски взорвали и сожгли город. Взорвана жел. станция, взорван (зани­мающий 2-е место по Союзу) Кричевский цементный завод, сожжен город.

Снято:

  1. Станция.
  2. Цементн. завод.
  3. Отдельные виды города.
  4. Возвращаются партизаны. Проходят партизаны тт. Янушков Никол. Тимофеевич и Данилов Вилий…

Снято командование 10-й армии (слева – направо):

  1. Любарский Степан Иванов. (нач. штаба).
  2. Попов Василь Степанов. (командарм).
  3. Карпенков Данила Авдеевич (чл. Воен. совета).

Подлинник. Автограф.

__________________________
1. Название сюжета в самом монтажном листе отсутствует.

«Убито свыше 2000 человек...»

«РОСЛАВЛЬ»

Монтажный лист № 1259

Оператор: Беров

Снято: город Р.

Немцы, отступая под напором наших частей, варварски уничтожают села и города. Перед отходом из Рославля они сожгли и взорвали город. В кадрах снято:

  1. Вид улиц города, сожженных немцами.
  2. Взорванная жел. дор. станция и железнодор. депо.
  3. Въезд в город командов. дивизии Рославльской 139-й дивизии (на лошадях). Коман­диру дивизии полковнику (кавалера ордена Суворова, Кутузова и двух орденов Красного Знамени) тов. Кириллову население города вручает цветы, целуют его.
  4. Митинг оставшегося населения Рославля. Выступает полковник тов. Кириллов.

Снята: выступающая жительница гор. Рославля тов. Глумилина (жена прокурора Рославля, которого немцы повесили). Выступил также житель Шибанов, два раза сидев­ший в тюрьме у немцев.

Население, впервые за 2 года услышав русскую речь, плакало от радости.

  1. Первым устанавливает красный флаг в Рославле старшина-разведчик тов. Горбушин.
  2. Возвращается из лесов население в город.
  3. Немецкое кладбище, где свыше 5 тысяч крестов.
  4. Зверства немцев в д. Шуи, Екимовичского р-на Смоленской области (прилагаю ма­териал).

Снято: лагерь наших воен. пленных.

Яма с трупами наших бойцов и гражданского населения. Убито свыше 2000 человек. Около ямы стоят пред. Екимовичского РИК т. Ковалев Арсентий Терентьевич (пишет) и секр. Екимов. РК КП(б) т. Мухин Федор Михайлович.

<…>.

Подлинник. Автограф. По всей вероятности, монтажный лист сохранился не полностью. Написан карандашом. Без даты.

Город Рославль Смоленской области был взят войсками 10-й армии в ходе ярост­ного трехдневного штурма 27 сентября 1943 г. Красный флаг над старинным русским городом, несмотря на пятикратное ранение, водрузил капитан Чухлатов.

«Заключение Главкинохроники по материалу "Витебское направление"

18 марта 1944 г.

Политуправление Западного фронта

Начальнику киногруппы т. Медведкину   

Общее впечатление от материала хорошее. Он достаточно разнообразен, коло­ритен и, главное, в нем есть то, что можно назвать боевой атмосферой.

В работе операторов чувствуется стремление возможно ближе подойти к фронтовым событиям, отразить быт фронта, дать отдельные репортажные штри­хи, характеристики, детали.

Запоминаются такие кадры как гибель двух штурмовиков у оператора Крыло­ва. У него же удачны отдельные планы первых пленных, приведенных на наблю­дательный пункт. Хорошо сняты на общем плане "катюши". Фронтовая дорога и разбитая техника немцев оставляет живое впечатление только что происшедших событий.

Попытки Лозовского, Берова и Цеслюка дать маленькие законченные сюжеты о командирах, возвращающихся после ранения в свои части ("Комбат Лещенко" и "Капитан Лоленко"), принципиально правильны. Они укладываются в рамку конкретных боевых событий. У Лозовского хорошо показано мощное движение танков по шоссе Орша – Витебск. Если бы Довнер полнее и ярче снял пехоту и разведчиков – картина получилась бы очень убедительная. Лучше сняты им пу­леметчики на огневой позиции.

Особенно ценны репортерские наблюдения Берова и Цеслюка после боя. Спя­щие на снегу бойцы, перекурка, еда – все это очень настоящее, простое. Также просто, без нажима сняты им моменты проходов наших раненых и проходы войск к передовой в пургу.

Вообще, весь материал операторов имеет тенденцию показать события не де­коративно, а вглубь, правдиво передать суровую обстановку войны. Это можно сделать, только уходя от второго эшелона поближе к линии огня.

В свете опасений, высказанных нами в письме-рецензии на вашу сценарную заявку, особенно хочется отметить этот момент, т.к. он во многом снимает эти опасения.

Нач. фронтовых групп Главкинохроники

Трояновский   

Редактор

Шпиковский».

(ГЦМК. Ф. 1.) 

«Сохранивший красное знамя»

«ПОДВИГ ДМИТРИЯ ТЯПИНА»

Сюжет для СКЖ

Монтажный лист № 1336

Опер.: Беров

Прилагаю подробный газетный материал, объясняющий все событие.

В кадрах снято:

  1. Деревня Анютино Чериковского района БССР.

В кругу односельчан Дмитрий Николаевич Тяпин (белорус) передает знамя предста­вителю Красной Армии.

  1. Тяпин едет с представителем в штаб.
  2. В штабе Дмитрий Тяпин передает знамя полковнику тов. Михальчуку.
  3. Портреты т. Тяпина и тов. Михальчука.
  4. Вид знамени (детали надписей).
  5. Тов. Михальчук благодарит и целует белорусского патриота.

Беров.

Подлинник. Автограф. Без даты.

На документе имеется отметка цензора: 21/Х–43 г.

«Гражданские немцы эвакуированы из фронтовой полосы...»[1]

7 октября 1944 г.

Монтажный лист № 1589

Опер. М. Беров, Ю. Довнер  

Пленка «Панхром», тип 6, эм. № 74

  1. Находящиеся сейчас в гор. Шталлупёнен гражданские немцы эвакуированы из фронтовой полосы. Все они являются жителями деревни Прайсфельд (?), Гумбинненского округа Восточной Пруссии. Они частью не успели эвакуироваться с отступающими гер­манскими частями, а частью остались добровольно. Эти считали, что уходить некуда, война и бомбардировка всюду, война все равно проиграна Германией.

Германская пропаганда рисовала им всякие ужасы о русских, они вначале русских боялись и ожидали всяких жестокостей. Теперь они убедились, что советские войска не воюют с мирным населением и никого не обижают. Женщины с маленькими детьми вы­сказывают благодарность, что русские солдаты проявляют заботу об их детях.

В кадрах снято:

  1. Наши солдаты угощают обедом немецких детей, дают им сахар. Группа гражданских немцев. С ними беседует наш солдат.
  2. Митинг, посвященный 27-й годовщине Великой Октябрьской революции (в немец­ком населенном пункте).
  3. Бойцы читают доклад т. Сталина (в траншеях).
  4. Враг обстреливает гор. Шталлупёнен. Горят здания.
  5. Противотанковые ружья на огневой позиции.

Операторы Беров, Довнер.

Незаверенная копия. Машинопись.
___________________________
1. Название монтажного листа отсутствует.

«СЕРЖАНТЫ-ОПЕРАТОРЫ»

3-й Белорусский фронт

Монтажный лист № 835

Оператор: М. Беров

По указанию тов. Медведкина мною сняты сержанты-операторы[1].

Снято в кадрах:

1) Емельянов (по порядку в кассете) имеет на счету 5 «языков».

2) Свинухов, кавалер 3-х орденов Славы, участник свыше 150 операций по захвату «языков».

3) Балашев.

4) Юлдашев.

  1. Рабочие моменты:

Емельянов, Василенко (снимают у дома).

Фокин, Емельянов (перебегают).

Фокин (лежа снимает с бруствера окопа).

  1. В свободное время сержанты совершенствуются в области фотографии.

Снят момент съемки сержантами девушек.

Оператор М. Беров.

Подлинник. Автограф. Без даты.

_____________________________
1. Речь идет о сержантах, опытных и умелых воинах-разведчиках, специально отобран­ных Александром Медведкиным для переквалификации во фронтовые операторы. По специально разработанным программам их ударно, в течение двух месяцев, обучали опе­раторскому делу. Прошедшие такую подготовку снимали специальной аппаратурой бои за освобождение Восточной Пруссии.

ЗАДАНИЯ ОПЕРАТОРАМ КИНОГРУППЫ 3-го БЕЛОРУССКОГО ФРОН­ТА ПО СЪЕМКАМ ШТУРМА КЁНИГСБЕРГА

5 февраля 1945 г.

Рельеф, карта – Дульцев.

Беженцы-немцы на дорогах – БеровКрылов.

Беженцы в городе – ПридорогинЛозовский.

Боевые действия на подступах – все.

Сообщение сержанта-оператора – ЛыткинСоболев.

Крепостная артиллерия Кёнигсберга – ГолубовКрылов.

Форты и укрепления Кёнигсберга – ГолубовКрылов.

Выход к морю – все.

Дорога Кёнигсберг – Бранденбург – ДульцевПридорогин.

Побережье, море – ДульцевПридорогин.

Следы боев за выход к морю – ДульцевПридорогин.

Тишина перед штурмом. Пехотинцы, только что вышедшие из боя, спят на земле – Лыткин.

Повар раздает пищу – Голубов.

Солдат пришивает пуговицу – Голубов.

Бытовые детали на тему – люди устали после боя, но впереди штурм – все.

Эпизод с авиаразведчиком – ПисанкоВенц.

Штаб перед штурмом. Операт. отдел – ДульцевПридорогин.

Штурм – все.

Артподготовка – все.

Экспериментальные пушки – Дульцев.

Боевая работа авиации – ПисанкоВенц.

Танки идут в атаку – ЛозовскийДовнер.

Танковый бой – Лозовский, Довнер.

Наши части врываются на окраину – все.

Уличные бои – все.

Работа пехоты и автоматчиков – все.

Работа артиллеристов – все.

Саперы – все.

Здание правительства – Придорогин.

Дом гауляйтера Восточной Пруссии – Коха (Шлоссштрассе) – Лыткин.

Гестапо – ул. Генерал Лицман Штрассе – Лыткин.

Тюрьма – Параден плац – Беров.

Зоопарк (р-н Северного вокзала) – Довнер.

Дом Биржи – Придорогин.

Вагоностроительный завод – Крылов.

Машиностроительные и военные заводы Южн. р. Прегель – Дульцев, Лыткин.

Сев. – Довнер, Крылов.

Жел. дор. узел – Придорогин.

Дом внутри – Дульцев.

Генералы и полковники – все по особому списку.

Кёнигсберг с самолета – Писанко.

Кёнигсберг с высокой точки – Придорогин.

Панорама Кёнигсберга с танка – Лозовский.

Начальник киногруппы 3-го Белорусского фронта А. Медведкин.

(ГЦМК. Ф. 1.)

Подлинник. Машинопись.

«В Пруссию с тульским самоваром»

3-й Белорусский фронт

Монтажный лист

Оператор: М. Беров

Снято на СЧС-2, эм. № 84, 90 метров

Группа повозочных ветеранов Отечественной войны на привале у залива Фриш Гаф (коса Фрише Нерунг) в Восточной Пруссии. Они пьют чай с медом из тульского самовара. В упряжке одной из стоящих повозок пара верблюдов. Вместе со своими хозяевами они прошли весь славный путь войны, от Сталинграда до берегов Балтики. В тяжелые дни бездорожья, когда с трудом пробивались «студебеккеры», верблюды сослужили воинам большую службу, доставляя продовольствие и боеприпасы.

В кадрах снято:

Море (панорама), на берегу повозки, лошади и верблюды. Недалеко от них при­мостились повозчики, они пьют чай с медом. Лошади и верблюды тоже подкрепля­ются.

Первым снят гв. старш. сержант Поликарпов Алексей Карпович (рассказывает), на фронте с 1941 г. (участник гражданской войны). Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». За чаем (пьет из блюдца) воспоминает о битвах под Сталинградом. Рассказывает случай погони «мессершмитта» за верблюдом. Верблюд бегал и добежал до канавы, свалился в нее и спас себя от «мессера». Рядом с ним тоже заслуженный фронтовик – гв. рядовой Кононов Григорий Сергеевич. Награжден орде­ном Красной Звезды и медалью «За отвагу» (панорама вправо).

Сидит гв. рядовой Гриценко Захар Иванович, на фронте с 1942 (нагр. медалью «За от­вагу»).

Крупно снят (молодой, с трубкой) гв. старшина, вместе с ними из одного полка (слу­чайно попал к ним в гости), командир стрелкового взвода – Герой Советского Союза (за Кёнигсберг) – Мельников Семен Алексеевич.

Подлинник. Автограф. Дата не указана.


Материалы по теме