Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 668 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой).
Беров Моисей Залманович (1909–2003).
Оператор документального кино. Родился в г. Вележ Витебской губернии (ныне – райцентр Смоленской области). Еврей. Член ВКП(б) с 1943 г. Окончил художественный техникум в Витебске, а затем операторский факультет ВГИКа (в 1934, по другим источникам в 1935). До войны работал на студии «Белгоскино». В годы Великой Отечественной войны – фронтовой оператор.
Снимал сюжеты для СКЖ в составе киногруппы Западного, а затем 3-го Белорусского фронтов. Принимал участие в создании фильмов «Разгром немецких войск под Москвой», «Сражение за Витебск», «Минск наш», «В Восточной Пруссии», «Кёнигсберг».
«Беров владеет техникой своего дела и [может] снимать боевые сюжеты, – отмечала служебная характеристика 1942 г. – Работает неровно, не всегда дает верную оценку теме или объекту съемки. Этот недостаток оператора сказался в работе над сюжетом "Весенний эрзац-джаз". Оператор сильно переоценил тему и допустил перерасход пленки (546 м).
За последнее полугодие оператор дал сравнительно большое количество боевых сюжетов и кадров обстановки передовых линий, действия войск и результаты боев в ряде случаев были показаны удачно (сюжеты "Бой за переправу", СКЖ № 61; "Погорелое городище", СКЖ № 64–65).
К сюжетам, наиболее интересным в изобразительном отношении, относятся "Ночной бой за деревню" (СКЖ № 59). Здесь Беров проявил большое умение и вкус в съемке кадров ночной операции».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 75.)
Мало кто из фронтовых операторов прошел четырехлетний марафон военных путей-дорог ровно или только по восходящей. Вот и у Берова к концу войны начальство отметило спад активности:
«Особыми боевыми качествами не обладает. В последнее время работает без инициативы и не активно. Получил выговор в приказе по группе за самовольный выезд с фронта в Каунас. Качество материала дает весьма посредственное».
После войны вернулся на Минскую студию кинохроники.
Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «Партизану Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Кёнигсберга».
«Одним из первых освобожден в Белоруссии районный центр Кричев...»[1]
21 октября 1943 г.
Материал для Белорусской Кинолетописи
Монтажный лист № 1335
Опер.: Беров
1) Кричев – Могилевской обл. БССР.
2) дер. Глушнево Кричевского р-на.
Когда-то богатая красивая дер. Глушнево Кричевского района, расположенная на берегу [реки] Сож, превращена немцами в пепелище. Из ранее имевшихся в деревне 76 домов осталось 16, остальные дома с постройками, скирдами хлеба варварски сожжены.
Снято:
Наталья Астаповна Белянкова держит мешок, сын выгребает зерно. Две дочери [нрзб.] стоят в яме, пересыпают зерно в мешок. На пепелище своего дома готовит пищу на костре Сергеенко Ганна Григорьевна (недалеко сидит старик у костра).
Одним из первых освобожден в Белоруссии районный центр Кричев. Перед отступлением немцы варварски взорвали и сожгли город. Взорвана жел. станция, взорван (занимающий 2-е место по Союзу) Кричевский цементный завод, сожжен город.
Снято:
Снято командование 10-й армии (слева – направо):
Подлинник. Автограф.
__________________________
1. Название сюжета в самом монтажном листе отсутствует.
«Убито свыше 2000 человек...»
«РОСЛАВЛЬ»
Монтажный лист № 1259
Оператор: Беров
Снято: город Р.
Немцы, отступая под напором наших частей, варварски уничтожают села и города. Перед отходом из Рославля они сожгли и взорвали город. В кадрах снято:
Снята: выступающая жительница гор. Рославля тов. Глумилина (жена прокурора Рославля, которого немцы повесили). Выступил также житель Шибанов, два раза сидевший в тюрьме у немцев.
Население, впервые за 2 года услышав русскую речь, плакало от радости.
Снято: лагерь наших воен. пленных.
Яма с трупами наших бойцов и гражданского населения. Убито свыше 2000 человек. Около ямы стоят пред. Екимовичского РИК т. Ковалев Арсентий Терентьевич (пишет) и секр. Екимов. РК КП(б) т. Мухин Федор Михайлович.
<…>.
Подлинник. Автограф. По всей вероятности, монтажный лист сохранился не полностью. Написан карандашом. Без даты.
Город Рославль Смоленской области был взят войсками 10-й армии в ходе яростного трехдневного штурма 27 сентября 1943 г. Красный флаг над старинным русским городом, несмотря на пятикратное ранение, водрузил капитан Чухлатов.
«Заключение Главкинохроники по материалу "Витебское направление"
18 марта 1944 г.
Политуправление Западного фронта
Начальнику киногруппы т. Медведкину
Общее впечатление от материала хорошее. Он достаточно разнообразен, колоритен и, главное, в нем есть то, что можно назвать боевой атмосферой.
В работе операторов чувствуется стремление возможно ближе подойти к фронтовым событиям, отразить быт фронта, дать отдельные репортажные штрихи, характеристики, детали.
Запоминаются такие кадры как гибель двух штурмовиков у оператора Крылова. У него же удачны отдельные планы первых пленных, приведенных на наблюдательный пункт. Хорошо сняты на общем плане "катюши". Фронтовая дорога и разбитая техника немцев оставляет живое впечатление только что происшедших событий.
Попытки Лозовского, Берова и Цеслюка дать маленькие законченные сюжеты о командирах, возвращающихся после ранения в свои части ("Комбат Лещенко" и "Капитан Лоленко"), принципиально правильны. Они укладываются в рамку конкретных боевых событий. У Лозовского хорошо показано мощное движение танков по шоссе Орша – Витебск. Если бы Довнер полнее и ярче снял пехоту и разведчиков – картина получилась бы очень убедительная. Лучше сняты им пулеметчики на огневой позиции.
Особенно ценны репортерские наблюдения Берова и Цеслюка после боя. Спящие на снегу бойцы, перекурка, еда – все это очень настоящее, простое. Также просто, без нажима сняты им моменты проходов наших раненых и проходы войск к передовой в пургу.
Вообще, весь материал операторов имеет тенденцию показать события не декоративно, а вглубь, правдиво передать суровую обстановку войны. Это можно сделать, только уходя от второго эшелона поближе к линии огня.
В свете опасений, высказанных нами в письме-рецензии на вашу сценарную заявку, особенно хочется отметить этот момент, т.к. он во многом снимает эти опасения.
Нач. фронтовых групп Главкинохроники
Редактор
Шпиковский».
(ГЦМК. Ф. 1.)
«Сохранивший красное знамя»
«ПОДВИГ ДМИТРИЯ ТЯПИНА»
Сюжет для СКЖ
Монтажный лист № 1336
Опер.: Беров
Прилагаю подробный газетный материал, объясняющий все событие.
В кадрах снято:
В кругу односельчан Дмитрий Николаевич Тяпин (белорус) передает знамя представителю Красной Армии.
Беров.
Подлинник. Автограф. Без даты.
На документе имеется отметка цензора: 21/Х–43 г.
«Гражданские немцы эвакуированы из фронтовой полосы...»[1]
7 октября 1944 г.
Монтажный лист № 1589
Опер. М. Беров, Ю. Довнер
Пленка «Панхром», тип 6, эм. № 74
Германская пропаганда рисовала им всякие ужасы о русских, они вначале русских боялись и ожидали всяких жестокостей. Теперь они убедились, что советские войска не воюют с мирным населением и никого не обижают. Женщины с маленькими детьми высказывают благодарность, что русские солдаты проявляют заботу об их детях.
В кадрах снято:
Операторы Беров, Довнер.
Незаверенная копия. Машинопись.
___________________________
1. Название монтажного листа отсутствует.
«СЕРЖАНТЫ-ОПЕРАТОРЫ»
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист № 835
Оператор: М. Беров
По указанию тов. Медведкина мною сняты сержанты-операторы[1].
Снято в кадрах:
1) Емельянов (по порядку в кассете) имеет на счету 5 «языков».
2) Свинухов, кавалер 3-х орденов Славы, участник свыше 150 операций по захвату «языков».
3) Балашев.
4) Юлдашев.
Емельянов, Василенко (снимают у дома).
Фокин, Емельянов (перебегают).
Фокин (лежа снимает с бруствера окопа).
Снят момент съемки сержантами девушек.
Оператор М. Беров.
Подлинник. Автограф. Без даты.
_____________________________
1. Речь идет о сержантах, опытных и умелых воинах-разведчиках, специально отобранных Александром Медведкиным для переквалификации во фронтовые операторы. По специально разработанным программам их ударно, в течение двух месяцев, обучали операторскому делу. Прошедшие такую подготовку снимали специальной аппаратурой бои за освобождение Восточной Пруссии.
ЗАДАНИЯ ОПЕРАТОРАМ КИНОГРУППЫ 3-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА ПО СЪЕМКАМ ШТУРМА КЁНИГСБЕРГА
5 февраля 1945 г.
Рельеф, карта – Дульцев.
Беженцы-немцы на дорогах – Беров, Крылов.
Беженцы в городе – Придорогин, Лозовский.
Боевые действия на подступах – все.
Сообщение сержанта-оператора – Лыткин, Соболев.
Крепостная артиллерия Кёнигсберга – Голубов, Крылов.
Форты и укрепления Кёнигсберга – Голубов, Крылов.
Выход к морю – все.
Дорога Кёнигсберг – Бранденбург – Дульцев, Придорогин.
Побережье, море – Дульцев, Придорогин.
Следы боев за выход к морю – Дульцев, Придорогин.
Тишина перед штурмом. Пехотинцы, только что вышедшие из боя, спят на земле – Лыткин.
Повар раздает пищу – Голубов.
Солдат пришивает пуговицу – Голубов.
Бытовые детали на тему – люди устали после боя, но впереди штурм – все.
Эпизод с авиаразведчиком – Писанко, Венц.
Штаб перед штурмом. Операт. отдел – Дульцев, Придорогин.
Штурм – все.
Артподготовка – все.
Экспериментальные пушки – Дульцев.
Боевая работа авиации – Писанко, Венц.
Танки идут в атаку – Лозовский, Довнер.
Танковый бой – Лозовский, Довнер.
Наши части врываются на окраину – все.
Уличные бои – все.
Работа пехоты и автоматчиков – все.
Работа артиллеристов – все.
Саперы – все.
Здание правительства – Придорогин.
Дом гауляйтера Восточной Пруссии – Коха (Шлоссштрассе) – Лыткин.
Гестапо – ул. Генерал Лицман Штрассе – Лыткин.
Тюрьма – Параден плац – Беров.
Зоопарк (р-н Северного вокзала) – Довнер.
Дом Биржи – Придорогин.
Вагоностроительный завод – Крылов.
Машиностроительные и военные заводы Южн. р. Прегель – Дульцев, Лыткин.
Сев. – Довнер, Крылов.
Жел. дор. узел – Придорогин.
Дом внутри – Дульцев.
Генералы и полковники – все по особому списку.
Кёнигсберг с самолета – Писанко.
Кёнигсберг с высокой точки – Придорогин.
Панорама Кёнигсберга с танка – Лозовский.
Начальник киногруппы 3-го Белорусского фронта А. Медведкин.
(ГЦМК. Ф. 1.)
Подлинник. Машинопись.
«В Пруссию с тульским самоваром»
3-й Белорусский фронт
Монтажный лист
Оператор: М. Беров
Снято на СЧС-2, эм. № 84, 90 метров
Группа повозочных ветеранов Отечественной войны на привале у залива Фриш Гаф (коса Фрише Нерунг) в Восточной Пруссии. Они пьют чай с медом из тульского самовара. В упряжке одной из стоящих повозок пара верблюдов. Вместе со своими хозяевами они прошли весь славный путь войны, от Сталинграда до берегов Балтики. В тяжелые дни бездорожья, когда с трудом пробивались «студебеккеры», верблюды сослужили воинам большую службу, доставляя продовольствие и боеприпасы.
В кадрах снято:
Море (панорама), на берегу повозки, лошади и верблюды. Недалеко от них примостились повозчики, они пьют чай с медом. Лошади и верблюды тоже подкрепляются.
Первым снят гв. старш. сержант Поликарпов Алексей Карпович (рассказывает), на фронте с 1941 г. (участник гражданской войны). Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». За чаем (пьет из блюдца) воспоминает о битвах под Сталинградом. Рассказывает случай погони «мессершмитта» за верблюдом. Верблюд бегал и добежал до канавы, свалился в нее и спас себя от «мессера». Рядом с ним тоже заслуженный фронтовик – гв. рядовой Кононов Григорий Сергеевич. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу» (панорама вправо).
Сидит гв. рядовой Гриценко Захар Иванович, на фронте с 1942 (нагр. медалью «За отвагу»).
Крупно снят (молодой, с трубкой) гв. старшина, вместе с ними из одного полка (случайно попал к ним в гости), командир стрелкового взвода – Герой Советского Союза (за Кёнигсберг) – Мельников Семен Алексеевич.
Подлинник. Автограф. Дата не указана.