04.04.2021

И. А. Головнев

Иван Андреевич Головнев — канд. ист. наук, ст. науч. сотр., Музей антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; e-mail: golovnev.ivan@gmail.com

Опубликовано в журнале «Вестник архивиста» № 3 за 2020 год.  Фото: Пароход «Колыма». 1915 год (кадр из фильма «За Полярным кругом». Учетный № РГАКФД: 13126).

На рубеже 1920–1930-х гг. советская кинопромышленность активно выпускала на широкий экран просветительские фильмы о жизни отдаленных регионов страны, открывая зрительской аудитории возможность совершать виртуальные кинопутешествия по многоукладному и полинациональному Союзу ССР. Целью статьи является введение в научный оборот архивного этнографического фильма «За Полярным кругом» Владимира Ерофеева (1927) – монтажного киноконструкта «экзотического» Крайнего Севера. Для решения поставленной цели автор анализирует общественно-политический и культурно-идеологический контекст создания этого классического кинофильма. Автор приходит к выводу, что концепция документального кино В. А. Ерофеева в корне отличалась от принципов, утверждавшихся в творчеств е его современников-документалистов, в частности Дзиги Вертова (поэтический конструктивизм), М. К. Калатозова (революционный романтизм), Н. А. Лебедева (идеологическая публицистика). Метод, последовательно использовавшийся В. А. Ерофеевым при создании документальных фильмов, представлял собой последовательное изучение исходных материалов и их максимально документальную ретрансляцию в кино и в этой связи может быть назван «антропологической кинохроникой».

В силу специфики немого кино фильм «За Полярным кругом» представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. Киноповествование выстроено как последовательность эпизодов, повествующих о географии и этнографии на самобытной северо-восточной окраине страны. В ходе исследования становится очевидно, что данный фильм представляет собой пример максимально документального / хроникального произведения, что выделяет его из общего числа агитационных кинофильмов советского периода. В качестве источниковой базы исследования привлекаются малоизвестные архивные кино- и фотоисточники, а также данные советской периодической печати и выдержки из теоретического наследия режиссера Владимира Ерофеева. Метод, открытый Владимиром Ерофеевым в процессе работы над фильмом «За Полярным кругом», заключается в соединении исследовательского и творческого подходов, благодаря чему в фильме удалось передать не только информацию о событиях, но и их образно-эмоциональный контекст, столь важное «ощущение» Севера. На примере фильма «За полярным кругом» проводится историко-антропологический анализ образов Крайнего Севера в советском документальном кино.

Не случайно кинокартина «За Полярным кругом», преодолев рамки сугубо просветительского повествования, стала выдающимся явлением в киноискусстве и значительным опытом визуальной антропологии в советский период, а также многослойным историческим источником, не потерявшим свою актуальность для современного научного изучения.

Освоение Арктики имеет свою историю, полную драматических и героических эпизодов, в частности, за открытие Северного морского пути из Европы в Азию в разное время конкурировали Англия и Голландия, Швеция и Россия.

После смены политического режима в 1917 г. новая советская власть активизировала деятельность в направлении все сторонней колонизации Арктики: создание регулярного транспортного сообщения между регионами Дальнего Востока и европейской части России, комплексные научные исследования, налаживание взаимодействий с коренным населением региона. «Владение» Арктикой необходимо было регулярноподтверждать и в информационном поле – не случайно в фондах Российского государственного архива кинофотодокументов сохранилась целая серия советских кинофильмов о Севере середины 1920-х – начала 1930-х гг.: «Наш великий Север» (1925), «Самоеды» (1927), «За тюленями в полярные льды» (1927), «По Северу» (1928), «К берегам и островам Баренцева моря» (1929), «Камчатка» (1929), «По Камчатке и Сахалину» (1929), «Малоземельная тундра» (1930), «Таймырская экспедиция» (1930), «Быт народов Севера» (1930), «К белому пятну Арктики» (1930), «Путь на Север» (1932), «Далеко на Севере» (1932), «Восточная Лапландия» (1933), «Два океана» (1933). Большинство из этих фильмов носили просветительский характер, включали сюжеты географического и этнографического содержания и потому представляют существенный интерес для современной науки. Однако, за редкими исключениями (работы Е. В. Александрова, Д. В. Арзютова, А. В. Головнева, И. А. Головнева), архивные кинодокументы советской эпохи не становились объектом полноценного изучения в отечественной антропологии[1]. В статье, призванной отчасти восполнить данный пробел, на примере фильма «За Полярным кругом» (1927) проводится историко-антропологический анализ образов Крайнего Севера в советском документальном кино.

Предыстория создания фильма уходит в дореволюционный период. В 1910 г. на кинофабрике акционерного общества «Ханжонков и Ко» был организован отдел научного кино, по планам которого производились съемки географических и этнографических материалов. Сотрудники отдела, как правило, согласовывали свою деятельность с графиком экспедиций научных и производственных организаций. Так, в 1914 г. в арктический рейс парохода «Колыма» был отправлен один из руководителей отдела Ф. К. Бремер.

Федор Карлович Бремер (1877–1923) был одним из ближайших сподвижников А. А. Ханжонкова, а с образованием в структуре кинопредприятия научного отдела – стал руководителем его производственной лаборатории. В 1914 г. Ф. К. Бремер был командирован в масштабную киноэкспедицию для съемок на Дальнем Востоке и Крайнем Севере страны. На начальном этапе экспедиции он работал в Приморье, где производил съемки природно-географических объектов края при консультационном участии известного исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева[2]. А в конце июня 1914 г. отправился на Северо-Восток на пароходе «Колыма» под командованием капитана П. Г. Миловзорова. Рейс был организован с исследовательскими и экономическими целями, на борту находилось 40 человек команды и 5 пассажиров.

На обратном пути, 25 августа 1914 г., пароход получил пробоину от столкновения со льдами и был вынужден зимовать у мыса Северного в Ледовитом океане и вернулся во Владивосток лишь летом 1915 г. Подводя итоги того года, А. А. Ханжонков написал:

«Крупным событием в нашем акционерном обществе было возвращение директора научной лаборатории фабрики Ф. К. Бремера, посланного еще перед войной в дальнюю экспедицию на пароходе “Колыма” в Северный Ледовитый океан. Бремер привез с собой около 10 000 метров заснятого негатива. У Бремера было, помимо массы снимков самого путешествия среди льдов на пароходе, много ценных для нашего научного отдела снимков из жизни чукчей»[3].

Из-за экстремальных условий экспедиции далеко не все материалы, привезенные Ф. К. Бремером, были пригодны для использования – множество негативов оказались бракованными. Из уцелевших пленок было смонтировано несколько короткометражных зарисовок, в том числе десятиминутный очерк «Жизнь Севера». В условиях начавшейся войны кинопроизводителям было уже не до научного кино – его производство и прокат оказались нерентабельными, и в 1916 г. А. А. Ханжонков вынужден был закрыть отдел производства научных фильмов на кинофабрике.

Новое обращение к материалам, снятым Ф. К. Бремером, произошло в 1927 г. Усилиями В. А. Ерофеева при участии В. Д. Поповой-Ханжонковой был смонтирован полнометражный фильм «За Полярным кругом»[4], подробно рассказывающий о походе парохода «Колыма» и содержащий многочисленные этнографические материалы – о чукчах-оленеводах и морзверобоях Северо-Востока России.

Методология создания фильма. Как известно, сам В. А. Ерофеев начинал свою профессиональную карьеру как журналист и кинокритик: был корреспондентом Российского телеграфного агентства, редактором «Киногазеты», заведующим фотокиноотделом Советского торгпредства в Берлине, где целенаправленно занимался изучением киноиндустрии Германии[5]. Тогда его внимание особенно привлекло набирающее популярность направление научно-популярных, этнографических и географических фильмов, создаваемых в экспедициях. В своей книге «Киноиндустрия Германии» В. А. Ерофеев по этому поводу написал:

«Экспедиции непрерывно отправляются в разные мало знакомые в Германии (преимущественно экзотические) страны. Пионером производства этих фильм в Германии был Гагенбек (владелец знаменитого Зоологического сада в Гамбурге). Он не преследовал вначале коммерческих целей, взяв киноаппарат в очередную экспедицию за дикими зверями. Совершенно неожиданно для него прокат выпущенной им фильмы окупил не только расходы по съемке, но и всю стоимость экспедиции. После этого началась экспедиционная “эпидемия”, которая не окончилась до самого последнего времени»[6].

Известным деятелем направления экспедиционного фильма в Германии в этот период был журналист и кинематографист Колин Росс. В. А. Ерофеев был лично знаком с К. Россом, неоднократно слушал его доклады, заинтересованно анализировал фильмы. В одном из номеров «Киногазеты» того периода вышла тематическая статья В. А. Ерофеева, в которой, в частности, сообщалось:

«Пример Колина Росса, изъездившего и исходившего весь земной шар с киноаппаратом в руках, достоин подражания. Совершенно непонятно, почему у нас до сих пор никто не сделал первого шага, не начал такого рода киностранствий? Наш “киноглаз” упорно не решается взглянуть за окошко Тверской, в широкие, неисследованные просторы СССР…»[7].

Творческий опыт К. Росса стал поворотным импульсом в дальнейшей кинематографической деятельности В. А. Ерофеева – основанием для решения стать режиссером и создавать экспедиционные фильмы.

Опытный киновед и критик, В. А. Ерофеев осознавал, что для работы в режиссерской профессии ему необходимо пройти квалифицированную производственную школу. Потому для создания монтажного фильма «За Полярным кругом» он привлек опытную монтажницу – В. Д. Ханжонкову (Попову).

Примечательно, что именно В. Д. Ханжонкова – жена кинопромышленника А. А. Ханжонкова, стоявшего у истоков организации киноработы Ф. К. Бремера на Севере, – стала наставницей В. А. Ерофеева в разработке технического монтажного плана. В то же время художественная концепция фильма очевидно принадлежит В. А. Ерофееву – в этой дебютной киноработе он апробировал свои теоретические принципы на практике.

Свидетельства отстаивания позиций чистого «документализма» находятся в высказываниях и публикациях В. А. Ерофеева изучаемого периода. В контексте экспериментальных поисков нового киноязыка и развернувшейся тематической дискуссии по этому поводу в советской киносреде В. А. Ерофеев делал акцент на задачах документального кино как средства по созданию кинолетописи истории страны. В частности, при разборе очередной «Киноправды» Дзиги Вертова он делал следующие замечания:

«Гораздо интереснее киноправды сделанный без всяких экивоков “Госкинокалендарь”. Это зачаток чрезвычайно нужной Советским Республикам экранной газеты»[8].

Анализируя результаты различных монтажных опытов, он пришел к выводу, что любое кинопроизведение, в том числе и документальное, является авторской конструкцией: «Каждый титр, фиксирующий отдельный факт… является тенденциозным, т. к. уже в самом выборе этого факта (а не другого) для съемки, и в точке зрения объектива проявляется отношение оператора (и руководителя режиссера) к этому факту»[9]. В этой связи В. А. Ерофеев призывал коллег-документалистов «добиваться не снижения документа до инсценировки, а поднятия техники съемки этого документа и поисков новых форм монтажа документальной фильмы»[10]. Именно в съемке и ретрансляции комплексных явлений реальности, обладающих специфической силой воздействия на зрителей, В. А. Ерофеев видел сильную сторону документального кино: «Я полагаю, что хроника должна заниматься фиксацией явлений подлинной действительности, не только фактов, но и явлений»[11]. Не случайно выполненная Ф. К. Бремером хроникальная съемка жизни чукчей, никогда не видевших киноаппарат, созданная в максимально естественных условиях Крайнего Севера методом наблюдения, заинтересовала В. А. Ерофеева своей документальной непосредственностью и вдохновила на создание монтажного фильма.

Кадр из фильма «За Полярным кругом». Учетный № РГАКФД: 13126.

Первый этнографический сюжет фильма «За Полярным кругом» посвящен морским зверобоям – чукчам, жившим на Мысе Дежнева, – в его кадрах: устройство стойбища на побережье, сцены морской охоты на кита, портретные планы дежневских чукчей. Во второй части фильма, рассказывавшей о продвижении парохода «Колыма» вдоль берега Ледовитого океана, вновь существенное место было отведено сюжетам этнографического характера: на этот раз чукчи посещают пароход и внимание кинематографистов обращено на поведенческие манеры и антропологические типы визитеров. Следующий блок материалов демонстрировал картины из жизни чукчей-оленеводов, готовившихся к сезонной перекочевке со своими стадами вглубь Чукотского полуострова. В третьей части фильма, параллельно повествованию о вынужденной зимовке парохода «Колыма» во льдах, показывались блоки кинонаблюдений о быте жителей района – рыбалке, охоте, средствах передвижения. В четвертой части представлен подробный кинорассказ об установке новых яранг на стойбище, сезонном обновлении охотничьего инвентаря и охоте на нерпу. В пятой части фильма внимание кинематографистов переключалось на быт чукчей-оленеводов, вновь вышедших на побережье: выпас оленей, забой животных, обработка мяса и шкур. Своеобразной кульминацией эпизода является праздник молодого оленя, символизирующий встречу весны. А финал фильма, повествующий о возвращении парохода «Колыма» из ледового плена, символично завершается кадрами, показывающими семью чукчей на борту парохода, – сценой прощания сдружившихся действующих лиц фильма – чукчей и участников экспедиции.

Из разрозненных съемок Ф. К. Бремера В. А. Ерофеев построил вполне целостную кинокартину, позволяющую зрителю совершить увлекательное кинопутешествие, познать быт народностей края и почувствовать особую «атмосферу» Севера. При этом В. А. Ерофеев полностью отказался от идеологической нагрузки в подаче материала – этнографические сюжеты в его повествовании носят сугубо информационный характер. Эта черта выделяет данную работу из потока советских этнофильмов изучаемого периода, выполненных по единой сценарной матрице, когда показ традиционного существования различных народностей выполнял роль конструкции образов «темного прошлого», а финалом непременно являлась демонстрация прогрессивных изменений в их жизни при социализме[12]. Дистанцируясь от имевших популярность в кинематографе того периода экспериментов с формой, В. А. Ерофеев переносил внимание на содержание самих хроникальных кинокадров, на их внутреннюю документальную драматургию. Ерофеевская концепция документального кино в корне отличалась от принципов, утверждавшихся в творчестве его современников-документалистов – в частности, Дзиги Вертова (поэтический конструктивизм), М. К. Калатозова (революционный романтизм), Н. А. Лебедева (идеологическая публицистика). Метод, последовательно использовавшийся В. А. Ерофеевым при создании документальных фильмов, представлял собой последовательное изучение исходных материалов и их максимально документальную ретрансляцию в кино  и в этой связи может быть назван «антропологической кинохроникой».

Так работа над фильмом «За Полярным кругом» стала определяющим стартом для начинающего кинорежиссера.

В 1927 г. В. А. Ерофеев отправился в первую самостоятельную киноэкспедицию – на труднодоступный Памир, и в дальнейшей режиссерской деятельности В. А. Ерофеева также последовали масштабные кинопоходы – в Афганистан и Среднюю Азию. И в данных киноработах отразилась характерная «хроникальность» творческого почерка В. А. Ерофеева, сформировавшаяся в период создания фильма «За Полярным кругом».

Как показало время, с одной стороны, этот фильм явился вкладом в науку, став одним из первых кинодокументов по этнографии чукчей. С другой стороны, он сыграл значительную роль в развитии советской документалистики, заслуженно заняв свое место в ряду титульных образцов мировой киноклассики. А творческая методология В. А. Ерофеева «антропологическая кинохроника» – является вполне актуальной и для применения в текущей визуально-антропологической практике: как для анализа архивных исторических кинолент, так и для создания современных антропологических фильмов. 

______________________________
Примечания

1. Александров, Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии // Сибирские исторические исследования. – 2017 – № 3 – С. 11–28; Арзютов, Д. В. Этнограф с кинокамерой в руках: Прокофьевы и начало визуальной антропологии самодийцев // Антропологический форум. – 2016 – № 29 – С. 187–219; Головнев, А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. – 2011 – № 1 – С. 83–91; Головнев, И. А. Архивное этнографическое кино как исторический источник // Вестник архивиста. – 2018 - № 3 – С. 692–703.
2. Тарасова, А. И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. – М.: Наука, 1985 – С. 235
3. Ханжонков, А. А. Первые годы русской кинематографии. – М.: Искусство, 1937 – С. 94–95.
4. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Учетный № 13126
5. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. – М.: Искусство, 1987 – C. 64
6. Ерофеев, В. А. Киноиндустрия Германии. – М.: Кинопечать, 1926 – С. 75
7. Жизнь в кино: ветераны о себе и о своих товарищах. – М.: Искусство, 1986 – С. 139
8. Жизнь в кино: ветераны о себе и о своих товарищах. – М.: Искусство, 1986 – С. 136
9. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. – М.: Искусство, 1987 – C. 75
10. Там же.
11. Владимир Алексеевич Ерофеев (1898–1940): Материалы к 100- летию со дня рождения. – М.: Музей кино, 1998 – C. 30
12. Головнев, И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова). – М.: ИЭА РАН, 2018 – 226 с. 

Список литературы

1. Александров, Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии // Сибирские исторические исследования. – 2017 – № 3 – С. 11–28.

2. Арзютов, Д. В. Этнограф с кинокамерой в руках: Прокофьевы и начало визуальной антропологии самодийцев // Антропологический форум. – 2016 – № 29 – С. 187–219.

3. Владимир Алексеевич Ерофеев (1898–1940): Материалы к 100-летию со дня рождения. – М.: Музей кино, 1998 – 40 c.

4. Головнев, А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. – 2011 – № 1 – С. 83–91.

5. Головнев, И. А. Архивное этнографическое кино как исторический источник // Вестник архивиста. – 2018 – № 3 С. 693–703.

6. Головнев, И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова). – М.: ИЭА РАН, 2018 – 226 с.

7. Ерофеев, В. А. Киноиндустрия Германии. – М.: Кинопечать, 1926 – 132 с.

8. Жизнь в кино: ветераны о себе и о своих товарищах. – М.: Искусство, 1986 – 333 с.

9. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. – М.: Искусство, 1987 – 352 c.

10. Тарасова, А. И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. – М.: Наука, 1985 – 344 c. Ханжонков, А. А. Первые годы русской кинематографии. – М.: Искусство, 1937 – 176 с.