В кадре и за кадром

Рецензия на документальные фильмы Восточно-Сибирской студии кинохроники.

В кадре и за кадром

22.02.2021


Автор:
В. Преловская

Опубликовано в 1975 году в газете «Восточно-Сибирская правда». Фото: "Оператор Евгений Марфель с монтажниками АМУ-2. 1974-1975 гг.".

В Иркутске даже в кинотеатре «Хроника» редко можно увидеть документальный фильм, созданный на Восточно-Сибирской студии кинохроники. А уж посмотреть целую программу этой студии — тем более. Иркутяне больше знакомы с её продукцией по киножурналам, — демонстрирующимся перед фильмами. Но и эти эпизодические встрёчи выстроить в общую картину творческой жизни студии вряд ли возможно. Поэтому-то ежегодные отчетные конференции иркутских кинематографистов собирают широкую аудиторию  творческих работников разных направлений — писателей, художников, сценаристов, журналистов, телевизионщиков, партийных и советских работников, гостей с соседних студий кинохроники. В этот раз она была особенно представительной.

Для сибиряка многочасовое кинопутешествие по родным краям — истинное удовольствие. Регион нашей студии равен одной трети Союза — Красноярский край, Тува, Бурятия, Якутия, Чита, Иркутская область. Главная тема работ прошедшего года — БАМ. Это естественно  — магистраль проходит по четырем из шести областей региона, она стала основой = совместных о работ иркутских и хабаровских кинематографистов. «Первые дни Таюрь» П. Петрова, спецвыпуски  «У горячего ключа» В. Абузярова и В. Мезенцева и «На главном перевале» Е. Марфеля и Т. Чирковой, короткие, но обязательные уже сюжеты каждого нового киножурнала — пусты небольшая, но уже  добротная летопись стройки. П. Петров в своё время первым забивший кинёматографические колышки в Братске, потом в Усть-Илиме, в фильмё с дотошностью хорошего репортера фиксирует будничные заботы первых бамовцев, приехавших в Сибирь с ХVII съезда комсомола. Лента, не претендующая на публицистические обобщения, трогает безыскусностью изображения событий — от неё веет веселой удалью и молодостью, пришедшей в необжитые места Сибири.

Две другие ленты — коллективные портреты строитёлей.  В них еще увлеченность авторов сибирской экзотикой превалирует в отборе киноматериала.  Но здесь уже попытка и для самих себя  и для зрителя ответить на вопрос: кто же они, первопроходцы? Обе ленты рассказывают о жизни и дёлах двух бригад на строительстве БАМа. Режиссер В. Абузяров и оператор В. Мезенцев снимают своих героев, посланцев Грузии и Украины, крупными, высвеченными из темноты, планами. Мы слушаем незатейливые нежнотревожные письма матерей, сестер, подруг, неторопливо рассматриваем красивые  суровые лица. И этот контраст текста и видеоряда создает особый, звучный колорит картины. Автор–оператор Е. Марфель и режиссер Т. Чиркова, мастер лирической миниатюры (высокую оценку получили ее работы «Прикосновение», «Не самый трудный рейс»), снимают московских — метростроев, расположивших свой бивуак у подножия Байкальского хребта, через который пройдет большой тоннель трассы на светлом  фоне первых снегов, разлапистых елей чистой нетронутости тайги.

Оператор Восточно-Сибирской студии кинохроники Евгений Марфель.

От ленты исходит вера в нужность всяких дел стройки: от первой рубленной избенки до многокилометровых тоннелей.

Почерк режиссер хорошо рассматривается уже в  коротких одночастевках. Пожалуй, из всего, что представлено на обсуждение конференции, в работах этих наиболее ярка позиция авторов — желание вторгнуться в материал изнутри.

К этим кинолентам по тематике — стойка, горячая точка на кадре — примыкает очередной для студии фильм об Усть-Илиме —  «Усть-Илим. Вчера, сегодня, завтра» (режиссер К. Долидис, оператор А. Сидлер). Мы уже видим в фильмах о Братске, да и прежних об Усть-Илиме, величественный панорамы платин, силуэты кранов, махины турбин. Были и короткие интервью с героями строек, был драматизм горячих пусковых дней. Фильм вряд ли откроет для сибиряков новое в самой теме строительства ГЭС, хотя снят высокопрофессионально, и, конечно, займет подобающее ему место в кинолетописи стройки. Дело не в этом.

Фильмы эти и киносюжеты о новых стройках, о вторжении человека в заповедные кладовые сибирской земли, посмотренные вот так, все враз, наводят на размышления иного рода. Что в первую очередь видит оператор. в объективе кинокамеры, какими категориями мыслит в кадре режиссер?’ Поставленные в ряд, ставшие невольным дополнением друг друга, частями большого фильма об освоении Сибири, ленты эти подавляют неукротимой мощью техники, ломающей, корежущей,  сокрушающей всё на  своем пути. Падающие вековые сосны, обрушивающиеся скалы, покоряющиеся реки, горы грунта, перемещенные на новые места, — кадры эти кочуют из одной ленты в другую. В каждой они занимают большую часть экранного времени,

Это они по воле авторов — олицетворение силы и могущества человека. Разные операторы, разные режиссеры, но всеми ими как будто руководит одна мысль -— грандиозность строек оправдывает  любые масштабы разрушений. И вот сам человек, сидящий за рычагом машин, отходит на второй план, он снят менее интересно, менее  темпераментно и изобретательно.

По-видимому, кинодокументалисты, которым на создание фильмов отпущены недели, а подчас и месяцы, заняты больше поисками необычной натуры, технической экзотики, чем характера человека, идут на поводу у события, а не образа жизни коллектива. Эта тенденция просматривается и в лучших «человеческих» кинолентах, о которых уже говорилось.

Кинодокументалист — глаза зрителя. Отсюда —особая важность авторской позиции, точность режиссерского видения. Вот поставлены в один ряд сценки из эстрадного выступления московских сатириков и героические будни сибирских строек, кадры хоккейного матча перемежаются пошловатым разговором двух бюрократов из того же эстрадного выступления, пустые, необязательные слова приглашения в Сибирь на медвежатину в устах москвича, впервые приехавшего сюда, — и мастерски смонтированный предновогодний журнал превращается в неумную шутку. А рядом работа того же режиссера В. Хоменко, фильм-плакат «Возраст зрелости» к 40-летию Красноярского края (оператор Д. Смекаев), звучащий как торжественная симфония.

Или, по-сибирски, добротно сделанный ими же как будто на одном дыхании фильм о безнарядных механизированных звеньях , пропахший потом трудной весны, запахами земли и хлеба. Вот так почти неуловимое, «чуть-чуть», смещение точки зрения — и экран окрашивается в контрастные цвета.

Документалисту  «метит» и желание уйти от выбора позиции, объективизм. Сколько о Сибири, о Байкале снято видовых фильмов. И новый «Окно в Сибирь», как будто смонтированный из старых плёнок, не волнует, ничего не добавляет к нашему знанию о нови и старине нашего края. Как будто есть все — мастерство оператора, удачно выбранные точки съемок, уникальные по цвету и рисунку кадры, но нет внутренней одухотворенности, нет драматургии мысли. По тем же причинам красочной иллюстрацией к сообщению о том, что в пятой — Всероссийской спартакиаде участвовало пять. миллионов человек, смотрится фильм «Сибирские старты». Чего не скажешь о фильме «Задача» (оператор Н. Савинов, режиссер Л. Сурин) о Верхне-Вилюйской физико-математической школе. Неторопкий, обстоятельный рассказ об учителе и его учениках — кусок из жизни, как будто подсмотренный скрытой камерой.

Писать историю кинокадром — задача не из легких.

Об ответственности киножурналиста перед зрителем, о. роли его в решении задач девятой пятилетки, пропаганды советского образа жизни шел большой, важный разговор на. отчетной конференции. О задачах документального кино, об удачах и просчётах в работе иркутских кинодокументалистов говорил и. заместитель председателя Госкино РСФСР Г. И. Нифонтов.

Восточно-Сибирская студия кинохроники набирает хороший творческий темп. Об этом свидетельствует уже тот факт, что впервые за несколько последних лет план прошлого года был выполнен по всем показателям, многие работы получили высокие оценки на различных фестивалях, вышли на всесоюзный экран.