Опубликовано: "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Составитель: Фомин В. И.; 2010; с. 668-675). Фото: "Баррикады на Московском проспекте. Ленинград, январь 1942 года". Фото И.В. Хмельницкого.
«ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ВЕДУЩИЕ ЛЮДИ, «ЗОЛОТОЙ ФОНД», ВЕЛИ СЕБЯ НЕДОСТОЙНО...»
Из выступления директора Ленинградской студии кинохроники М. И. Халипова[1] на совещании начальников фронтовых киногрупп.
12-13 мая 1942 года
«<...> К началу войны было создано девять групп: на ближайших подступах к Ленинграду, вторая в Мурманске и Петрозаводске, третья в Таллине, специально для обслуживания флота.<...>
Насколько вы знаете, события разворачивались очень быстро и фронт быстро подходил к Ленинграду, так что очень скоро Ленинград сам оказался фронтом. И те товарищи, которые успели войти в город, там и остались. Овсянников и Масленников прервали по существу всякую связь со студией и до сих пор мы ни связи с ними не имеем, ни материалов от них не имели.
Первое время материал в непроявленном виде отправляли в Москву. Это имело свои отрицательные стороны, т.к. только от первой партии посланного в Москву материала мы получили лаванды и имели возможность дать в Ленинградском журнале репортаж. В дальнейшем поступления лаванд прекратились и журналы выходили без боевых действий нашей армии. В дальнейшем мы перестали отправлять материал, потому что связи не было. Политуправление официально заявило, что материалы они не могут отправлять и Политуправление РККА разрешило нам проявлять материал в Ленинграде.<...>
Тот состав операторов, который имелся, постепенно начал редеть. Погибли — Печул, Сумкин, молодой, подававший блестящие надежды ассистент Эдельсон. Часть товарищей начала болеть — Блажков, Трофимов, Шулятина ранили.
И когда мы пришли к месяцам суровой блокады, в Ленинграде было собственно два оператора — Фомин и Страдин. Два оператора — Симонов и Страдин – были выпущены за кольцо, в армии, которые вели боевые действия , т.к. армия внутри блокады была в обороне и особенного снимать было нечего.
Были тенденции снимать задворки армии в обороне, но это мы запретили. Тут встал вопрос об экономии пленки, которой в Ленинграде было очень мало, из Москвы не поступала, да и мы этого особенно и не добивались.
Т.о., армия обслуживалась Славиным (он вторично сейчас ранен и один раз кроме того был опасно болен) и Симонов оставался единственным оператором на той стороне. Но он не давал хороших материалов, а в самом городе осталось два оператора. Оператор Учитель работал по авиации и в январе месяце его прикрепили к городу и мы решили особое внимание обратить на Ленинград.<…>
Как вели себя люди в этот тяжелый период?
Должен отметить. что так называемые ведущие люди, «золотой фонд», вели себя недостойно. Я не говорю о людях, которые нашли для себя наилучшим дезертировать, хотя тов. Кацман пытался доказать, что это не является дезертирством. М.б. по-русски это будет звучать легче — «беглецы» Например, Паллей.
Я не беру период по болезни и после болезни. Тов. Богоров с наступлением зимы и осени вел себя неважно. В феврале он пришел и сказал, что вел себя недостойно, признал это, что он просит определить его в армию.
(тов. Кацман : В чем это сказалось? Что значит «недостойно»? )
Он трусил, боялся выстрелов, изо всех сил отлынивал от работы. У нас была дистрофия, это болезнь истощения. Но у некоторых была дистрофия моральная. Вот и у него. Беляев ни одного сюжета не снял. Шулятин сначала плохо работал, потом стал лучше. Хорошо работали Трофимов, Учитель, Блажков, Фомин. Правильный упрек, что не было фронта в сьемках, но к концу зимы они вынесли всю тяжесть зимы. Молодые операторы-ассистенты Изаксон, Дементьев, Лейбович сделали в самое тяжелое время больше, чем операторы .<...>
Была еще одна женщина — Захарова. Она много работала, несмотря на то, что была в интересном положении, когда вообще имела право уехать. Но она не говорила об этом и хорошо работала.
Основной недостаток нашей работы и моей лично то, что мы поддерживали недостаточную связь с Москвой, и этот очень ценный материал, который сняли в Ленинграде повторяю не для СКЖ, а для летописи истории — мы накапливали этот материал, а не присылали в Москву.
Мне казалось, что нет необходимости в срочном направлении его в Москву. В феврале месяце возникла мысль о создании фильма. Эта мысль была поддержана ленинградскими и фронтовыми организациями, и с их ведома и согласия, с их распоряжения стали накапливать материал уже для фильма о Ленинграде.<...> Ленинградская студия в прошлом году выпустила 60 журналов и пять специальных выпусков. Производство журналов прекратилось в начале декабря в связи с тем, что не было ни света, ни воды. В Москву мы направили 16 тыс. метров материала, а также мы привезли с собой 30 тыс. метров, снято 50 тыс. метров материала».
РГАЛИ. Ф.2456. Оп. 1. Д. 772. Л. 92-93.
_____________________________
1. Приказом по Комитету по делам кинематографии при СНК СССР (Кинокомитет) № 75-м от 30 апреля 1942 года (подписан Председателем Кинокомитета И.Г. Большаковым) состоялось объединение двух ленинградских киностудий: Лентехфильма и Ленинградской студии кинохроники; и.о. директора Объединенной киностудии был назначен зам. директора Лентехфильма И.В. Хмельницкий; директор Ленинградской студии кинохроники М.И. Халипов и директор Лентехфильма А.И. Матусов были освобождены от занимаемых должностей и направлены в распоряжение Кинокомитета.