Операторы и работники фронтовых киногрупп. Вакар Борис Васильевич (1919–1943)


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Вакар Борис Васильевич (1919–1943)

12.09.2021

В. И. Фомин

Автор:
В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 681 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовые кинооператоры И. Гольдштейн и Б. Вакар (ссправа)". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Вакар Борис Васильевич (1919–1943). 

Оператор-документалист. Русский. Член ВЛКСМ. До войны работал на «Укркинохронике». Кинохроникер Юго-Западного, Воронежского, Сталинградского фронтов, снимал в партизанских отрядах. Участвовал в съемках фильмов «Сталинград», «Битва за нашу Советскую Украину», спецвыпусков кинохроники и сюже­тов в киножурналах.

Уникальность этого молодого оператора была в том, что у него был самый высокий процент подлинно боевых сюжетов по отношению ко всему отснятому материалу.

«За полугодие (с 25/IV по 15/Х), – свидетельствует его служеб­ная характеристика 1942 г., – снял 18 сюжетов; в том числе 8 боевых.

6 сюжетов вошло в СКЖ, 3 сюжета использованы как материал для фильма "День войны", 5 сюжетов включены в Летопись, 3 – в Фильмотеку, 1 сюжет забракован по тех­ническим причинам.

Общий метраж его съемок за этот период 1670 метров, из них 363 м – технический брак.

Принадлежит к числу молодых операторов, окрепших и значительно выросших в ходе войны. Показывает пример быстрого творческого роста на протяжении последнего полу­годия. Работает смело, активно. Обладает хорошей репортерской хваткой.

Умело сочетает методы документальной и организованной съемки. За время пребы­вания на Юго-Западном фронте один из лучших его сюжетов "Бронебойщик Найдин" – СКЖ № 43.

Остро, по-репортерски снят сюжет "Смерть летчика", вошедший в фильм "День войны". На Сталинградском фронте также снял ряд интересных сюжетов. Наиболее законченный из них "Бой за Клецкое" (СКЖ № 67)».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 18.)

В другом документе той поры отмечался своеобразный универсализм, готовность и уме­ние молодого оператора вести боевые съемки в любых родах войск:

«Проявил себя опера­тивным, смелым работником, самостоятельно проводит съемки боевых сюжетов в танковых частях, пехоте, авиации, кавалерии, беспрерывно находится в частях, действующих на передо­вой линии. Сейчас дает отличные съемки боевых действий под Сталинградом».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 3.)

Обе характеристики были написаны еще до главных боев Сталинградской битвы, и самые лучшие съемки у Вакара были еще впереди. Быстро выдвинувшись в число веду­щих мастеров подлинно боевого кинорепортажа, Борис не задирал нос, не пиарил свои успехи, дружил со всеми и сам был всеобщим любимцем.

Однако война рано забрала его. Вакар погиб в бою в сентябре 1943 года, участвуя в Карпатском рейде С.А. Ковпака при выходе партизанского отряда из окружения.

Из воспоминаний Алексея Палажченко:

«Вакару первому из фронтовых операторов удалось заснять в подробностях уничтожение вражеских танков расчетом противотанко­вого ружья. Удачно схвачены грозно ползущие на бойцов гитлеровские танки.

Первым заснял он раненого советского бойца, отказавшегося покинуть поле боя и продолжавшего сражаться с фашистами до последней капли крови. Им были засняты редкостные кадры, в которых отчетливо видны действия советских снайперов. Смелость, отвагу, находчивость проявлял Вакар и в партизанском соединении. Группу, с которой выходил из окружения темной сентябрьской ночью Вакар, возглавлял начальник шта­ба партизанского соединения Г. Базыма. Неся в руках документы и жестяные коробки с пленкой, партизаны осторожно пробирались полевой дорогой. Далеко позади остались Карпаты. Еще несколько переходов и начнется партизанское Полесье. Казалось бы, уже ничто не предвещало беды. И вдруг в упор по партизанам ударили пулеметы и автоматы гитлеровцев. Первой же очередью прошило минера Давидовича и кинооператора Вакара, тяжелораненый в голову, упал Базыма.

– Пленку... Пленку спасайте! В Москву доставьте! – только и успел крикнуть Вакар».

(ГЦМК)

Лауреат Сталинской премии I степени – за съемки, вошедшие в фильм «Сталинград».

Награжден орденом Красного Знамени.