Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 676 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Ленинград. 1942 год". Автор фото: Александр Бродский. Источник: МАММ / МДФ.
Братуха Александр Анастасьевич (1904–1986).
Оператор, режиссер, администратор кино. Родился в Севастополе. Русский. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1921–1925 работал учеником штурмана на пароходе, мотористом военной школы летчиков, машинистом электростанции. В 1925–1936 – оператор ВУФКУ, «Союзкино» и других киностудий. В 1936–1941 – режиссер и оператор Ленинградской кинофабрики научно-учебных и технических фильмов (с 1938 года – Ленинградской киностудии научно-учебных и технических фильмов). Снимал инструктивно-учебные военные фильмы («Управление современным самолетом», «Предполетная подготовка самолета», «Умей защищать дома от зажигательных бомб», «Умей пользоваться оружием врага» и др.).
В 1941–1944 – оператор Ленинградской объединенной киностудии научно-технических и хроникально-документальных фильмов. Снимал сюжеты для СКЖ. Принимал участие в съемках фильма «Подвиг Ленинграда».
В служебной характеристике 1942 г. его съемки были расценены местным ленинградским начальством так:
«Братуха Александрович Анастасьевич тарифицирован по Главтехфильму вторым режиссером 1-й категории, одновременно работал кинооператором. В кинематографии работает с 1926 г. Во фронтовой киносъемочной группе с ноября 1942 г.
С 1 ноября 1942 по 31 декабря 1943 года он снял 51 сюжет; из них 12 с оценкой "хорошо", 22 с оценкой "удовлетворительно".
К лучшим сюжетам можно отнести "Патриоты", "Фронтовой заказ", "На Неве", "Шестой городок", "Наступление", "Танкист Першин", "Подъем гвардейского флага", "У истока Невы", "Подготовка танков", "Награда", "Огонь по врагу", "Девушки танкисты".
Братуха вполне отвечает особенностям работы в хронике. В своих последних работах показал творческий рост. За фронтовые съемки 1944 г. был премирован Кинокомитетом.
Просим установить тарификацию кинооператора 2-й категории хроники.
Зам. директора киностудии Голод.
Нач. отдела кадров Тихомирова».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 9.)
В 1944–1947 – директор «Лентехфильма» /«Леннаучфильм». В 1947–1952 – представитель «Совэкспортфильма» в Румынии. В 1952–1953 – режиссер Ленинградской студии кинохроники, с 1953 – режиссер «Леннаучфильма».
«Весь этот материал снят любовно, со вкусом и хорошим репортерским чутьем…»
Заключение Главкинохроники на сюжет Братухи1 «Индивидуальные огороды»
Июнь-декабрь 1942 г.
Ленинградская студия кинохроники
Оператор — Братуха
Сюжет — «Индивидуальные огороды»
Сильная сторона работы состоит в том, что огороды показаны не изолированно, но тесно связаны с фоном Ленинграда. Это настоящий, яркий, мастерский репортаж.
Хорошо сняты следующие основные кадры:
Широкие панорамы города, идущие на огороды по улицам города ленинградцы; огороды разбитые в парке; работа людей. За работой показаны характерные фигуры ленинградцев.
Весь этот материал снят любовно, со вкусом и хорошим репортерским чутьем. Качество фотографии на высоком уровне: изображение ровное, оно объединено общим мягким колоритом ленинградского весеннего дня.
Сюжет включен в «СКЖ». Работа оператора заслуживает высокой оценки.
Зам.начальника Главкинохроники Кацман
Редактор
РГАЛИ. Ф. 2451. Оп.1. Д.86. Л.26. Подлинник. Машинопись.
Источник: "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 185).