Опубликовано в журнале «ИСКУССТВО КИНО» № 8 за 1965 год. На фото (слева направо): Леонид Кристи и Владимир Осьминин.
Какой-нибудь одной причиной объяснить все горести сегодняшнего документального кино нельзя. Разные обстоятельства влияют на создавшееся положение.
К сожалению, на документальное кино ещё смотрят как на разновидность хроникального фильма, который должен перечислять события, явления, протокольно о них рассказывать. В этих картинах нет мышления образами, это, в лучшем случае, честная информация.
Такой взгляд настолько укоренился, что настало время пересмотреть многое, начиная с планирования.
Развернув утвержденные планы производства документальных фильмов, вы увидите, что планируются, как правило, тема и материал: химическая промышленность, фильм о строительстве домов, о сельском хозяйстве, о воспитании детей, то есть берутся темы вообще, а не проблемы, которые волнуют современников. Хорошо если находится талантливый человек, который самостоятельно подходит к запланированной теме и создает оригинальное произведение. Но, как правило, на его пути встает масса препятствий, потому что от него ждут лишь картины информационного характера.
Нелепо, конечно, отрицать успехи нашего документального кино: есть и удачные картины и талантливые люди, но, как это ни горестно говорить, талантливые произведения у нас появляются в порядке исключения из правил, в нарушение всех предпосылок для создания фильма.
К сожалению, те, кто создают талантливые вещи, чаще всего попадают в положение героя фильма «Предcедатель», который только благодаря своему темпераменту, благодаря своей неукротимости, нечеловеческой выдержке, напору и страстности осуществлял свои замыслы.
Я считаю, что прежде всего надо создать единую систему фототелекиноинформации. Это должна быть организация совершенно самостоятельная, не связанная с производством документальных фильмов. Такое решение было бы и материально целесообразно, потому что сейчас расходуются огромные средства на кинохронику и телевидение, часто дублирующие друг друга.
Затем, я считаю, что должна быть введена новая система создания короткометражных фильмов разных форм. Всю творческую жизнь студии следует строить так, как в лучших студиях игровых фильмов. Большую часть времени надо отдать обдумыванию произведения, подготовке к съёмкам, сбору и изучению материала — и только после этого приступить к съёмке и окончательной отделке картины.
Если это будет осуществлено, мы во многом выиграем: у нас появятся абсолютно продуманные вещи, и картины будут делаться в два-три раза ниже по стоимости, а не качеству, как это получается сейчас.
Кинематография вообще, а документальное кино в частности — не благотворительное дело, не случайное занятие.
Кинодокументалисты должны быть художниками, то есть людьми огромной увлеченности, готовыми пожертвовать всем во имя любимого искусства. У нас же восторжествовало иждивенческое отношение к своей профессии.
Люди раз и навсегда зачисляются в штат и считают себя навечно застрахованными в случае постоянных неудач.
К сожалению, дирекция заинтересована главным образом в двух вещах: с одной стороны, выполнить план, а с другой — загрузить всех, кому нужно платить зарплату.
Трудоустройство — вот главный вопрос, который беспокоит дирекцию и художественных руководителей объединений. Например, некто Х полтора месяца ходит без работы, а у нас в плане съёмки фильма о «Лебедином озере». И приходится делать этот фильм Х. И никого не интересует, что Х отродясь не ходит на балет, что Х балета не любит, что он любит, допустим, игру в пинг-понг и может сделать великолепную картину о настольном теннисе, а картина о «Лебедином озере»[1] ему противопоказана. Но всех почему-то беспокоит, что он сейчас свободен, не загружен, а на студии «висит» записанная в плане картина о балете. Значит, пусть делает он.
Я думаю, творческие работники должны чувствовать, что они каждую картину делают в первый и последний раз одновременно. Тогда появятся азарт, увлеченность, огромная ответственность. А сейчас, когда есть великолепная лонжа в виде штатного расписания, где они зачислены до смерти, — они ничем не рискуют. Конечно, лучше первая категория, чем третья, но в общем — прожить можно при любой. Так вот, это положение надо уничтожить. Нужно создать атмосферу творческого соревнования. Это соревнование в искусстве крайне необходимо.
Я должен стараться сделать картину интереснее, чем мои товарищи. Для этого, конечно, необходимо создать другую организационную форму кинопроизводства.
Я, например, считаю, что нужно все творческие профессии перевести на договорную систему и людей приглашать на определенную картину. Штатными на студии должны быть только организаторы производства. Вот появилась тема. Не важно, кто её «принес» (это может быть любой человек). Она нас заинтересовала, и тогда начинаются поиски людей, которые наилучшим образом могут её реализовать. Если в нашем близком кругу московских документалистов нет таких людей, мы можем пригласить С. Герасимова, С. Образцова, молодого режиссёра, который работает на Хабаровской студии телевидения, мы можем пригласить студента из ВГИКа, который показал себя одаренным человеком. Тогда, я глубоко убежден, будет осуществлено самое важное благодеяние для документального кино — будут закрыты двери для всех, кто не может талантливо делать картины, и открыты двери для всех, кто может их делать, какой бы профессией он ни владел.
При такой системе и сценарный отдел приобретает иной характер.
Он должен быть по-настоящему мозгом нашей студии, состоять из очень сильных людей и не столько штатных контролеров, сколько организаторов творческого процесса, талантливых и образованных советников режиссёра, людей, способных обогатить замысел авторов.
При организации предполагаемой системы производства необходимо учесть одно обстоятельство: для избежания малейшей необъективности вопросами привлечения творческих работников и заключения договоров должен заниматься не один человек или узкий круг людей, а высокоавторитетный художественный совет.
____________________________
1. В 1957 году на ЦСДФ вышла полнометражная картина «Лебединое озеро» (авторы сценария А. Мессерер, З. Тулубьева; режиссер З. Тулубьева). Авторы фильма рассказывают историю создания балета, а также о различных сценических постановках с участием выдающихся исполнительниц партии Одетты-Одилли. В фильм вошли фрагменты балета в постановке выдающихся балетмейстеров — Мариуса Петипа и Льва Иванова. Партию Одетты-Одилли исполняет прима-балерина Большого театра СССР Майя Михайловна Плисецкая. Награды: Золотая медаль (первая премия) на Кинофестивале документальных фильмов об искусстве в Карачи (Пакистан) и Первая премия на Кинофестивале классического, народного и современного танца в Бразилии (по группе классического балета); обе премии 1958 года.