Память. Кино, спорт, любовь

Журнал «ФИС» от 30 декабря 2020 года.

Память. Кино, спорт, любовь

03.01.2021

Богатырев Евгений Григорьевич (род. 03 марта 1945 года в Москве) — главный редактор журнала «Физкультура и спорт». С 1978 занимается спортивной темой в кино. Автор более 60 документальных и художественных фильмов о спорте. Автор более десяти книг о выдающихся советских и российских спортсменах. Лауреат многих международных фестивалей и конкурсов спортивного кино. Награжден Почетным Знаком "За заслуги в развитии олимпийского движения в России" (2005).

Опубликовано в журнале «ФИС» 30 декабря 2020 года. Материал предоставлен автором. Фото: "На съемках фильма «Три капитана». 1967 год". На фото (слева направо): режиссер Владимир Коновалов, хоккеист «Спартака» Вячеслав Старшинов, оператор Георгий Епифанов. Фото из архива Г. Епифанова.

В 2020-м мы потеряли немало друзей нашего журнала. Среди горьких потерь и уход из жизни мэтра спортивного кино Владимира Федоровича Коновалова, одного из создателей уникальной кинолетописи отечественного спорта. Приняв эстафету, у своего великого учителя Романа Кармена Владимир Коновалов, кинорежиссер, сценарист, продюсер стал одним из лидеров советской и российской кинодокументалистики. А сердце его принадлежало спорту, о чем Коновалов признался в своей книге «Кино, спорт, любовь», вышедшей в свет два года назад. В его фильмографии более ста документальных фильмов о тех, кому рукоплескали стадионы, о спортивных кумирах разных поколений. Список фильмов Коновалова начинается с киноленты «В воротах – Яшин», датированной 1965 г., и заканчивается фильмом из цикла «Подвиг военный, подвиг спортивный» (им же придуманным) «Игорь Миклашевский», снятом в 2018 г., о боксере, тренере, разведчике, который был заброшен в тыл к немцам с заданием убить Гитлера.

«Ушла легенда!», — сказала Наталья Мирошниченко, курирующая в Союзе кинематографистов России кинодокументалистику, когда узнала о смерти Коновалова. Нельзя не согласиться и с утверждением газеты «Спорт Экспресс»: «Фильмы о спорте так не снимал никто!».

Многие из кинолент Владимира Федоровича были отмечены призами самых представительных международных кинофестивалей. По ним можно изучать историю советского и российского спорта, начиная с середины шестидесятых годов прошлого века и до наших дней. Некоторые из работ заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РСФСР В. Ф. Коновалова вошли в золотой фонд отечественного документального кино о спорте. Это и фильм «Лед и фантазия» о людях, благодаря которым танцы на льду вошли в олимпийскую программу: Елене Чайковской и ее учениках Людмиле Пахомовой и Александре Горшкове, и фильм «Поединок с высотой» о Сергее Бубке, и фильм «Эдуард Стрельцов. Вижу поле», и фильм «Константин Бесков. Футбол и вся жизнь».

Об одной ленте Коновалова — «Двое на треке» хочу сказать особо. Этот документальный фильм захватывает не меньше иного художественного. Время над ним оказалось не властно. Несмотря на то, что снят он был в 1970-м году на кинопленку, смотрится так, как будто это работа из наших дней, из века компьютерной графики и других современных технологий. В центре фильма дуэль на велотреке двух великих спринтеров тех лет Омари Пхакадзе и Игоря Целовальникова. Первый из них — воплощение мощи и точности, второй не обладал такими физическими данными, зато был мастером сюрпризов, хитрованом. Их поединки на треке всегда отличались невероятным накалом борьбы, всегда украшали соревнования. И хотя Пхакадзе побеждал раз за разом, это не снижало интереса у зрителей. О замысле фильма Коновалов рассказывал в своей книге «Кино, спорт, любовь», которую я хочу процитировать:

«Я решил строить фильм как внутренний монолог проигравшего, дав на экране спортивную драму, рассказанную им самим. Предполагался не рассказ, а как бы цепь коротких и рванных эмоциональных фраз, иногда даже выкриков, ведь это должно было быть эквивалентом драматического изображения, словно все это рождается только сейчас, в момент борьбы, и документально записано на соревнованиях, как записывается дыхание, стук сердца…

Этот, придуманный мною, эмоциональный внутренний монолог озвучил артист Валерий Золотухин, и я до сих пор убежден, что это была одна из его лучших работ в кино, о которой он всегда вспоминал с интересом».

Молодые операторы Виктор Макаров и Алексей Бялик блистательно справились с замыслом режиссера, что подтверждает такой факт: первого сентября новобранцам операторского факультета ВГИКа показывают этот фильм. И так на протяжении полувека!

Владимир Федорович был прекрасно образован. Он закончил филологический факультет Уральского университета и режиссерский факультет ВГИКа. Был человеком страстным, отдававшим себя без остатка любимой работе и семье. Более 55 лет они прожили душа в душу с киноактрисой Аллой Дмитриевной Мещеряковой, ставшей в последние годы (когда он болел) его Ангелом Хранителем. Они и уши вместе с разницей в несколько дней, но остались в памяти тех, кто их знал, кто ими восхищался.

Как там у Льва Николаевича Толстого?.. «Смерти нет, есть любовь и память». Классик знал, о чем писал и говорил!