Два капитана

Фронтовые дороги советских солдат и офицеров стали и фронтовыми дорогами военных кинооператоров, жизнь бойцов – их жизнью.

05.05.2020


Автор:
Юлия Эггер

Опубликовано на сайте интернет-издания «Русский мир» 05 мая 2020 года.

В Красногорском архиве кинофотодокументов много фотографий и пленок, рассказывающих о Венской наступательной операции, начавшейся в марте 1945 года. От Венгрии до Вены вместе с армией прошла съемочная группа из восьми кинооператоров.

Благодаря их работе мы видим теперь на экране бои за австрийскую столицу. Их кадры стали доказательствами зверств фашистов на Нюрнбергском процессе. Один из фронтовых летописцев — инженер-капитан, военный кинооператор Семен Стояновский — покоится в австрийской земле. Находившийся рядом с ним в момент смертельного ранения кинохроникер Иван Чикноверов (1911–2004) также был ранен.

НА БОЕВОМ ПОСТУ

В архиве семьи Чикноверовых нет военных кинопленок, но сохранилось несколько фотографий, запечатлевших город вальса, живых и мертвых.

"Служба наша была не столь романтичной, как это может показаться, и нередко сопрягалась с риском для жизни", — цитировала четверть века назад слова Ивана Александровича Чикноверова известный сценарист, литератор, журналист Людмила Варшавская.

Фронтовые дороги советских солдат и офицеров стали и фронтовыми дорогами военных кинооператоров, жизнь бойцов — их жизнью.

В документах о награждении инженер-капитана Чикноверова о его подвиге рассказывается точно так, как обычно описываются подвиги обычных солдат и офицеров: "проявил смелость и выдержку", "находился на боевом посту".

Александр Чикноверов называет отца "железным человеком", потому что он умел все: и снимать, и рисовать, и делать мебель, и вести хозяйство. Награды, документы, фотографии, рисунки, статьи из газет бережно хранятся в альбомах и коробках — все осталось так, как сложил при жизни отец. Бóльшая часть фотографий оцифрована сыном, подписаны имена и даты.

В библиотеке Александра Ивановича Чикноверова есть несколько книг, рассказывающих о боевом пути советских военных кинооператоров, в том числе его отца. Среди них издание, вышедшее в Вене пять лет назад — в год 70-летия Победы.

О большинстве документов и фотографий Александр Иванович может рассказывать часами, но все же сетует на то, что отец почти не говорил о войне и не написал ни строчки воспоминаний.

Сохранилось лишь несколько публикаций, в которых Иван Александрович Чикноверов, оператор и режиссер документального и научно-популярного кино, фронтовой оператор, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, вспоминал о фронтовых буднях. И множество фильмов, в которые вошли его кадры. Военную хронику, отснятую Иваном Чикноверовым, можно увидеть в документальных фильмах «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), в фильме о разгроме Ясско-Кишиневской группировки немецких войск «Победа на юге» (1944), «Вена» (1945), во фронтовых киновыпусках «Белград» (1944), «Вступление Красной армии в Болгарию» (1944), в нескольких сериях послевоенной киноэпопеи «Великая Отечественная».

До начала войны Иван Чикноверов учился в Ленинградском институте киноинженеров, после окончания которого прошел срочную службу. Затем начал работать на студии «Туркменфильм» и даже попробовал себя в качестве помощника художника-мультипликатора.

С первых дней войны Иван Чикноверов служил в составе киногруппы Среднеазиатского военного округа, а затем — в составе фронтовой группы кинооператоров политуправления 3-го Украинского фронта.

Он снимал освобождение Украины, бои в Молдавии, Югославии, Венгрии, горящую Братиславу, сражения на подступах к Вене и бои на улицах австрийской столицы, встречу с американскими союзниками в австрийском Линце.

Одним из значимых и самых трагических военных эпизодов, которые зафиксировал объектив кинокамеры капитана Ивана Александровича Чикноверова, стали кадры в венгерском селе Веспрем перед самым началом боев в Австрии — за месяц с небольшим до окончания войны.

"Когда мы вошли сюда, то увидели страшную картину. Здесь, в местной кузнице, немцы выжгли на телах 27 захваченных ими бойцов пятиконечные звезды, потом привязали их к танкам и разорвали на части", — вспоминал Иван Александрович. Именно эти кадры на Нюрнбергском процессе стали одним из важнейших свидетельств фашистских преступлений[1].

ВЕНА, 1945-й

Уже в 1945 году на экраны советских кинотеатров вышли документальные фильмы «Вена» и «Освобождение Австрии». В титрах нет имени Ивана Чикноверова, однако в кинокартинах есть кадры, которые были сняты им на подступах к столице и в самом городе. В числе авторов хроники указан Семен Стояновский.

Как и Иван Чикноверов, Шлема (Семен) Стояновский снимал Великую Отечественную уже в июне 1941 года.

С Иваном Чикноверовым они познакомились на 3-м Украинском фронте в июне 1944 года. Два капитана — ашхабадец Иван и киевлянин Семен — подружились. "Хороший был парень", — вспоминал Иван Чикноверов своего друга.

За съемки в Венгрии и Иван, и Семен были награждены орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени. Их имена стоят совсем рядом в одних и тех же приказах о награждении, вышедших с разницей в 15 дней: 9 и 24 апреля 1945 года.

Вот что написано в наградных бумагах о Семене Абрамовиче Стояновском:

"Лично участвуя в штурме будапештских кварталов, он под огнем противника лично заснял блокирование и захват немецкого гарнизона в доме, действия десантов автоматчиков, а также действия наших орудий, прямой наводкой расстреливавших опорные пункты врага. За время будапештской операции им заснято за время боев более 2 тысяч метров боевого репортажа".

А это — уже об Иване Александровиче Чикноверове:

"Снимая бои по взятию Секешфехервара, он вступил в этот город с передовыми отрядами наших бойцов, дав яркие съемки уличных боев и ликвидации последних очагов противника... В момент прорыва вражеских войск через Дунай инженер-капитан Чикноверов находился в наших частях на боевом посту, смело снимая удары наших войск по противнику, пытавшемуся прорваться к окруженной в Будапеште группировке".

"Отец рассказывал о последних съемках, которые они вели с другом Семеном Стояновским", — говорит Александр Чикноверов и показывает одну из немногих видеозаписей отца. На мониторе — Иван Александрович Чикноверов в день своего 90-летия, 1 мая 2001 года.

"Мы пошли на штурм дома. Он справа пошел, я — слева. Ему дали очередь [в живот], перебили кишечник. А я спасся тем, что сделал в витрину кульбит. Через два стекла вместе с аппаратом упал туда. Но все равно четыре раны я получил. Потом пришел солдат. Положили меня на плащ-палатку, потащили волоком. А первая помощь... Она прямо на улице. На открытом месте. Из козел сделали операционный стол... В общем, я выжил, а он погиб...".

"Когда его, тоже раненного, вытащили из огня, он, истекая кровью, оказывается, шептал: "Аппарат... сохраните аппарат... Не засветите пленку... Передайте в политуправление"... Нас с Сеней везли на одной машине. По дороге он все время говорил, что для него война скоро кончится. Его привезли в госпиталь и сразу же положили на операционный стол. Потом меня отправили в другой госпиталь. Спасти Семена не удалось", — рассказывал Иван Александрович Чикноверов в одном из ранних послевоенных интервью.

Двадцатисемилетний Семен умер в госпитале 22 апреля 1945 года[2], на восьмой день после ранения. Вена была уже взята. Приказ о награждении Ивана орденом Красной Звезды и Семена — орденом Отечественной войны 2-й степени вышел через два дня после смерти Стояновского — 24 апреля 1945 года.

Семена Стояновского похоронили в самом центре Вены, в Народном саду, напротив здания парламента. На фото у могилы однополчанина его друзья. Иван Чикноверов — слева от могильного камня.

В октябре 1956 года могилы из центра Вены перенесли на Центральное кладбище австрийской столицы — в самый большой австрийский некрополь, где похоронены великие австрийские композиторы, музыканты, актеры, президенты. Среди более чем 3 миллионов надгробий — около 700 братских и индивидуальных могил советских военнослужащих, в которых покоится более 3 с половиной тысяч человек.

Военная жизнь Ивана Александровича Чикноверова закончилась 15 августа 1945 года. Тем не менее он еще долгие годы был военнообязанным и по-прежнему оставался военным кинооператором.

Как минимум три страны считают его своим: Туркмения, поскольку Иван Александрович родился в Ашхабаде, Казахстан — в Алма-Ате он жил и работал большую часть жизни, там же получил почетное звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, и Россия — в Вязьму он переехал на постоянное место жительства вместе с семьей из Казахстана.

ПАМЯТИ ВОЕННЫХ КИНОХРОНИКЕРОВ

В этом году в России появятся два памятника фронтовым кинооператорам. Один — в Санкт-Петербурге, перед Государственным университетом кино и телевидения: закладной камень на месте будущего мемориала установлен там прошлым летом.

Второй памятник будет установлен в Москве. В День Победы перед фасадом Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске запланировано открытие архитектурно-скульптурной композиции "Фронтовым кинооператорам и фотокорреспондентам посвящается". Авторы мемориала — художники-монументалисты Мария Татевян, Олег Калинин, Станислав и Андрей Смольяниновы, архитектор Яна Браговская.

Один из монументов работы Марии Татевян и Олега Калинина — скульптурная композиция "Сынам России и Советского Союза, погибшим на словенской земле в годы Первой и Второй мировых войн", идеей для создания которого послужила песня Яна Френкеля на слова Расула Гамзатова "Журавли". Памятник был открыт в июле 2016 года президентом России Владимиром Путиным и президентом Словении Борутом Пахором в Любляне.

Открытие памятника российским и советским воинам, погибшим на территории Словении. Источник фото: www.kremlin.ru.

Памятник фронтовым кинооператорам в Красногорске станет единственным в мире монументом, посвященным тем, кто остался за кадром.

Военные кинооператоры редко попадали в объектив, а кадры, в которых была видна тень человека с камерой, обычно не включали в фильм. В титрах не всегда указывали имена тех, чья съемка использовалась при монтаже. Но все снятое военными кинохроникерами — это бесценный материал, рассказывающий о каждом шаге на пути к Победе.

В их кадрах снова и снова оживают те, кто не вернулся из боя. Города и села, великие сражения, мужество и самоотверженность, слезы и горе и те, кто стал их причиной, радость освобождения — множество деталей, создающих образ Великой Победы, хранится на пленках в Красногорском архиве.

За основу образа памятника в Красногорске взят реальный человек — кинооператор капитан Владимир Сущинский, изображенный за секунду до своей гибели во время съемок боев за Бреслау 22 февраля 1945 года. Момент смертельного ранения Владимира Сущинского можно увидеть в фильме «Фронтовой оператор», вышедшем в 1946 году: кадр с изображением боя останавливается и изображение пропадает.

В День Победы перед фасадом Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске откроется единственная в мире архитектурно-скульптурная композиция "Фронтовым кинооператорам и фотокорреспондентам посвящается". Авторы мемориала — художники-монументалисты Мария Татевян и Олег Калинин, архитектор — Яна Браговская.

Военных кинохроникеров было около 300. В титрах к документальному фильму «Рядом с солдатом»[3], вышедшему в 1975 году, называются 257 имен тех, кто воевал с кинокамерой в руках все 1418 дней войны. По сохранившимся монтажным листам, говорит киновед-архивист Владимир Михайлов[4], можно назвать 308 операторов и ассистентов, а также 107 административных киноработников, режиссеров, звукооператоров, входивших в состав фронтовых групп. Каждый второй фронтовой кинооператор был ранен, каждый пятый погиб, называются 257 имен тех, кто воевал с кинокамерой в руках все 1418 дней войны. По сохранившимся монтажным листам, говорит киновед-архивист Владимир Михайлов, можно назвать 308 операторов и ассистентов, а также 107 административных киноработников, режиссеров, звукооператоров, входивших в состав фронтовых групп. Каждый второй фронтовой кинооператор был ранен, каждый пятый погиб.

_________________________________
1. Речь идет о документальном полнометражном фильме «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков» (1945); кинодокументы операторов Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ) были представлены на Нюрнбергском процессе Главным обвинителем от СССР Романом Руденко. -Прим. редакции сайта #МузейЦСДФ.
2. 
Дата смерти Семёна Стояновского — 17 апреля указана в соответствии с информацией, указанной в монтажном листе оператора Г. Асланова «Похороны Стояновского» (Похороны оператора С. Стояновского в центре Вены) - из папки «Монтажные листы на сюжеты, снятые на фронтах Отечественной войны в 1945 году (оригиналы с № 501 по № 701)». Документ датирован 20 апреля 1945 года. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино). 
2. «Рядом с солдатом» (фильм о работе военных кинооператоров в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер Игорь Гелейн.
3. Владимир Петрович Михайлов (27 марта 1932, Москва — 16 февраля 2001, Москва) — киновед, архивист, историк кино, первый исследователь советской фронтовой кинохроники. Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков за книгу «Рассказы о московском кино». Награжден дипломом и памятной медалью А. А. Ханжонкова Гильдии организаторов производства СК России.