18.12.2020

Алексей Голубев

Главный редактор интернет-проекта #МузейЦСДФ.

Опубликовано: facebook 18.12.2020.

В конце ноября Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом Кино-Театр.Ру представила заключительную серию документального проекта «Как снимали войну». Данный проект, размещённый на  YouTube, состоит из 20 коротких (продолжительностью 5-7 мину) фильмов. На сайте гильдии — пояснение: все эти  фильмы следует рассматривать как эпизоды будущей полнометражной картины, посвящённой фронтовым кинооператорам.                                             

В настоящее время данная тема весьма популярна в российском обществе. Так, в сентябре этого года после множества мытарств был наконец-то открыт памятник фронтовым кинооператорам. Был открыт неприлично поздно — через 75 лет после окончания войны, когда все бывшие «солдаты с камерой» ушли в мир иной. Как говорится, лучше поздно, чем никогда…

Я пришёл работать на ЦСДФ в 1981 году и хорошо помню фронтовых кинооператоров, которые на тот момент продолжали трудиться на студии. Особенно запомнились Владислав Микоша, Павел Касаткин и Георгий Епифанов. И хотя они были людьми далеко не молодыми, назвать их ветеранами язык как-то не поворачивался. Они были невероятно активны, брались за любые, даже самые сложные съемки. Некоторые из «фронтовиков» к тому времени уже стали успешными кинорежиссерами — взять, к примеру, Илью Гутмана, Павла Русанова или Александра Воронцова. По традиции фронтовые операторы собирались на ЦСДФ в День Победы — 9 мая. В этот праздничный день на  студию приходили: Анатолий Рубанович, Алексей Лебедев, Борис Соколов, Семён Школьников, Соломон Гольбрих, Борис Шер, Николай Лыткин, Леон Аристакесов, Алексей Сёмин, Сергей Киселев, Анатолий Крылов, Соломон Коган и другие.

О войне с нами, молодыми, они почти не говорили. Почему? Я думаю, что для людей того поколения война была просто частью жизни. А для кинооператоров — еще и частью их творческой биографии, временем, когда в непростых условиях надо было ответственно и профессионально выполнять свою работу. Они не чувствовали себя героями. Возможно, именно по этой причине, многие из фронтовых кинооператоров не оставили каких-либо воспоминаний о войне. А мы их особо и не расспрашивали, считая, что при случае всегда найдем необходимую информацию. А когда такой случай настал, оказалось, что её крайне мало. Да, к тому времени были опубликованы воспоминания Владислава Микоши, Романа Кармена, Марка Трояновского, Николая Лыткина и некоторых других операторов, снимавших боевые действия в годы Великой Отечественной войны. Но этого, как показывает время, недостаточно для того, чтобы воссоздать подробную картину деятельности фронтовых кинооператоров. Тем более, что в этих воспоминаниях, изданных в советский период, по понятным причинам отсутствовали многие важные события и детали. Горькая правда заключается в том, что тогда никто из представителей нашего поколения не догадался взять диктофон и по возможности, день за днём, записывать воспоминания фронтовых кинооператоров — этих людей уже тогда можно было отнести к категории «уходящих объектов». Конечно, такая работа могла растянуться на несколько лет, но её результаты закрыли бы многие «белые пятна» в истории военной кинохроники. Тем более, что уже начиналась "перестройка" и ветераны могли поведать то, о чём в прежние годы говорить было запрещено. Последующие 90-е годы были отмечены падением интереса к советскому периоду и Великой Отечественной войне в частности. Но именно в эти "лихие" годы мы потеряли многих фронтовых кинооператоров, вместе с которыми ушла целая эпоха документального кино. Увы, время неумолимо!

Большой интерес к данной теме возник только в ХХI веке. Мотивы существуют разные. Кто-то искренне считает, что эта тема плохо раскрыта и хочет отдать дань памяти фронтовым кинооператорам, кто-то действует по чисто конъюнктурным и даже коммерческим соображениям, так как Великая Отечественная война вновь стала одной из связующих скреп официальной идеологии, а потому всё, что связано с ней, позволяет относительно быстро найти источники финансирования. Сегодня регулярно появляются публикации в прессе, создаются телевизионные сюжеты и документальные фильмы, посвященные фронтовым кинооператорам. Среди них есть безусловные удачи, например, фильм Владимира Сидоренко «Экспозиция войны» (студия «Киноконтекст», 2018). Естественно, что в основе всех этих произведений — исторические факты, события и человеческие судьбы и, слава Богу, что ещё есть люди, которые занимаются исследовательской деятельностью в этом направлении. На сегодняшний день наиболее серьезными источниками информации по данной тематике являются книги Валерия Фомина и Александра Дерябина — собранные в них материалы активно используются при создании различных печатных публикаций и аудиовизуальных произведений.  

Теперь вернемся к проекту «Как снимали войну». Не сомневаюсь, что молодой зритель, который мало знает о войне и фронтовых кинооператорах в частности, найдет здесь немало новой и полезной для себя информации. Он узнает, какая кинотехника использовалась во время съемок боевых действий, как в ходе войны менялась концепция официальной кинопропаганды, как боролись с постановочными съёмками, ну и конечно, познакомится с биографиями некоторых фронтовых кинооператоров. Такого рода базовую задачу сериал бесспорно выполняет. Тем более, что короткий формат фильмов (эпизодов) позволяет подать информацию достаточно лаконично и доходчиво.

У сериала есть единая графическая заставка, музыкальная тема, однако стилистическое единство сериала разрушается из-за отсутствия «голоса проекта». Дело в том, что режиссеры сами читают закадровый комментарий к своим фильмам, и этим «разноголосьем» сериал вызывает непроизвольную ассоциацию с подборкой студенческих курсовых работ на заданную тему.

Кроме того, удивляет анонимность проекта — в финальной части фильмов нет титров с указанием создателей. Возможно, авторы считают, что новый (клиповый) подход к документальной публицистике и специфика её демонстрации в интернете не подразумевают наличие информации об авторах (хотя сегодня даже в музыкальных клипах указываются их создатели).

Лично у меня возникло устойчивое ощущение, что на проекте не было полноценной команды с привычным разделением труда, и режиссеры были не только авторами закадровых тестов и дикторами — в процессе работы они сами искали необходимые материалы, что отнимало у них время, столь необходимое для глубокого раскрытия темы.  Они сами определяли содержание фильмов, как говорится, в рабочем порядке — по принципу, что «накопал» к нужному времени, то и будет в центре повествования. Так, обстоятельные размышления Владимира Баскакова (опубликованные еще в начале 1990-х годов) о фильме Михаила Слуцкого «День войны» определили появление отдельной серии, целиком посвященной этой киноленте. А вот подробно и честно рассказать о Романе Кармене — личности талантливой и неоднозначной — сил почему-то не хватило. В основном он упоминается только в связи со съёмками на Нюрнбергском процессе. Что же касается самих фронтовых кинооператоров, то им полностью посвящены только семь фильмов из двадцати. Полагаю, справедливо было бы посвятить им не менее 12-14 фильмов (эпизодов)  — тем более, что за кадром остались такие значимые фигуры, как Михаил Ошурков, Владимир Ешурин, Соломон Коган, Алексей Лебедев, Кутуб-Заде, Ефим Учитель, Малик Каюмов — при желании список этот можно продолжить.

И главное. В одном из интервью руководитель проекта Алексей Ханютин утверждал, что одна из задач сериала — вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, тем более, что в распоряжении творческой группы были монтажные листы  фронтовых киносъемок (электронное приложение к книге В. Фомина «Плачьте, но снимайте», вышедшей в 2018 году).

Однако реально такого рода задача была решена лишь в одном фильме (9-м эпизоде) — здесь авторам удалось определить, что кадры кинохроники, запечатлевшие переход Красной Армии через Севаш, которые Андрей Тарковский использовал в фильме «Зеркало», снял оператор киногруппы 4-го Украинского Георгий Хнкоян.

Других серьёзных открытий в сериале не наблюдается и это понятно: возвращение авторства тем или иным кадрам требует серьезной исследовательской работы. Как я понимаю, у создателей сериала «Как снимали войну» для такого рода работы не было ни времени, ни специалистов, ни организационных или технических возможностей. А потому изначально заявленная авторами высота оказалась им не по силам.

Здесь хотелось бы отметить, что отечественной военной кинохронике часто присуща не только анонимность (точно не установлено, кто именно снял те или иные кадры), но и  раздокументирование. Последнее подразумевает «отвязывание» кинохроники от реального места и времени. Например, бой был снят в одном месте, однако этими кадрами иллюстрируются  военные действия, которые случились в другом месте несколько месяцев спустя. Такого рода тенденция возникла достаточно давно. Отдельные примеры «раздокументирования» кинохроники можно найти даже в лучших советских документальных фильмах о войне. Об этом кинорежиссер Джемма Фирсова с тревогой говорила ещё в 70-е годы прошлого века. В настоящее время эта тенденция превратилась в настоящую болезнь. Яркий пример тому документальный сериал «Вечная Отечественная» (режиссер-постановщик Андрей Осипов), созданный по заказу Министерства обороны РФ к 75-летию Победы (но это уже другая история). Уверен, только серьезная и кропотливая работа с монтажными листами фронтовых кинооператоров поможет вернуть многим кадрам военной кинохроники не только авторство, но и точное время, и место запечатленного события. Но, подчёркиваю, осуществить такого рода работу сможет только серьёзная группа исследователей.

После выхода последней серии создатель проекта президент Гильдии неигрового кино Алексей Ханютин сказал (опубликовано на сайте гильдии): «Завершая этот проект, мы решили поименно представить тех, кого мы показали мельком, что называется, общим списком. Назвать имена этих настоящих героев». Не знаю до конца, что он имел в виду. Однако, к великому сожалению, в конце сериала — в заключительной 20-й серии (эпизоде)  фронтовые кинооператоры поименно не перечислены. И это обидно. Например, Роман Кармен в финале последнего фильма сериала «Неизвестная война» (1978 год) даёт перечень всех известных на тот момент операторов, снимавших войну — 254 человека.  За прошедшие годы установлены новые имена и количество фронтовых операторов, по утверждению, самих авторов сериала «Как снимали войну», может достигать 300 человек.

Есть в сериале и фактические неточности, о которых можно и нужно поговорить позже. Одновременно я, конечно, понимаю, как трудно делать документальное во время пандемии с её бесконечными ограничениям, невозможностью работы в архивах и пр.  По-видимому авторы были ограничены не только пандемией, но и сроками. О том, что они спешили, можно судить по последнему фильму сериала (Эпизод #20 "Цена кадра"; реж. А. Ханютин). Перепутаны не только фамилия Павла Лампрехта, но и дата гибели Николая Быкова. В эпизоде говорится, что Быков погиб 18 апреля, через несколько дней после гибели своего друга Владимира Сущинского, который погиб 22 февраля (!). Действительно, есть путаница в датах гибели Николая Быкова. 18 апреля — эта дата указана в книге В.И. Фомина; в справочнике А. Дерябина указана другая дата гибели — 23 февраля.

Тем не менее, известна точная дата гибели Н. Быкова — это 18 марта 1945 года, которую подтверждает внук кинооператора Алексей Эрнестович Быков. Если мы внимательно посмотрим кадры похорон Быкова, то увидим, что они происходили ранней весной, когда в Европе началось цветение, а не в конце февраля.

Несмотря на все эти пожелания и замечания, необходимо признать, что авторы проделали серьёзную работу и впервые затронули ряд серьёзных тем — например, подробно рассказали о техническом арсенале наших военных кинохроникёров и трансформации образа врага в документальном кино тех лет. Надеюсь, что в новых проектах они больше внимания уделят конкретным людям, которые, рискуя жизнью, день за днём создавали кинолетопись  Великой Отечественной войны.

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36; режиссер Алексей Ханютин), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26; режиссер Артур Анаян) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Алексей Ханютин) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен. Создателям интернет-проекта удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян

Эпизод #10 (хронометраж 05:00; режиссер Алексей Ханютин) посвящён истории создания архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовому кинооператору». В эпизод вошли кадры установки памятника, а также торжественная церемония открытия, которая состоялось 04 сентября 2020 года на Яблоневой аллее в подмосковном Красногорске, недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), где хранятся киноматериалы Второй мировой войны, снятые фронтовыми кинооператорами.

Эпизод #11 (хронометраж 09:00; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает историю создания советского документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин), получившего в марте 1943 года премию «Оскар».

Эпизод #12 (хронометраж 06:48; режиссер Никита Сутырин) основан на фрагментах интервью (полностью интервью не сохранилось) фронтового кинооператора Семёна Школьникова, которое он дал студентам ВГИКа во время военного парада в День Победы — 9 мая 2003 года.

Эпизод #13 (хронометраж 07:08; режиссер Артур Анаян) рассказывает об организации съемочного процесса во время войны.

Эпизод #14 (хронометраж 08:44; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает зрителю о том, как в начале Великой Отечественной войны работала советская пропаганда, создавался образ солдата вражеской армии в кинохронике.

Эпизод #15 (хронометраж 08:59; режиссер Алексей Ханютин) продолжает рассказывать зрителю о том, как происходила трансформация образа вражеской армии посредством не только советской, но и немецкой трофейной кинохроники.

Эпизод #16 (хронометраж 07:28; режиссер Артур Анаян) рассказывает о том, как операторы пытались пересмотреть привычные методы работы, обусловленные спецификой съемок в боевых условиях, как на Центральной студии кинохроники совершенствовали аппаратуру, изготавливали приспособления для крепления кинокамер на самолёты и танки. Особе внимание уделено использованию телеоптики, а также разработке и применению киноавтоматов со встроенными узкопленочными камерами, которыми снимали специально обученные сержанты-операторы.

Эпизод #17 (хронометраж 07:37; режиссер Георгий Молодцов) основан на материалах российских архивов, которые помогли восстановить хронику ранее малоизвестных широкому зрителю событий Нюрнбергского процесса.

Эпизод #18 (хронометраж 07:02; режиссер Елена Демидова) рассказывает о самых ярких, порой драматичных эпизодах биографии Марка Трояновского в период 1941-1945 годов и основан на архивных документах, а также его дневниковых записях и письмах.

Эпизод #19 (хронометраж 09:51; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о советском полнометражном документальном фильме «День войны» (режиссер Михаил Слуцкий; автор сценарного плана Алексей Каплер).