ВГИК в годы войны (1941 — 1945)

К истории ВГИКа. Книга 2. (1935 — 1945).

ВГИК в годы войны (1941 — 1945)

18.12.2020

Источник:  К истории ВГИКа. Книга 2. (1935 — 1945). Документы. Пресса. Воспоминания. Исследования — М., ВГИК, 2004. — 368 стр. с илл.  /стр. 270-272 / . На фото декан операторского факультета ВГИКа Александр Карлович Крук. 1940 год. Фото из семейного архива Евгении Головня.

Начиная с первых дней войны против немецко-фашистских захватчиков, коллектив ВГИКа вместе со всеми вузами страны включился в оборонную работу на тех её участках, куда посылала партия и правительство.

Студенты и педагоги Института работали в органах местной противоздушной обороны Москвы. По заданиям партийных организаций актив Института помогал эвакуировали женщин и детей из Москвы в восточные районы СССР.

Многие студенты ушли добровольцами в ряды Красной Армии. Другие ушли на оборонные предприятия. В июле 1941 года. когда угроза вражеского нашествия приблизилась к центральным областям Союза, значительная часть студентов и студенток ВГИКа уехали на Западный фронт. На тыловые работы: рыть противотанковые рвы, строить блиндажи и доты, ремонтировать дороги.

Большая группа педагогов. Сотрудников и учащихся Института ушли в народное ополчение. Среди ушедших в ополчение были директор Института Д. Файнштейн[1], деканы факультетов: операторского — А. Крук[2], сценарного — А. Морозовский[3], художественного — Я. Фельдман[4], режиссёрского — И. Долинский[5]; завкафедрой истории кино — профессор Н. Иезуитов[6], доценты Л. Оболенский[7А. Грызлов[8], С. Скворцов[9], аспирант Каджазнуни[10], лаборант М. Иорданский[11] и другие.

В октябре 1941 года, когда враг стал угрожать непосредственно столице родины — Москве, решением Правительства ВГИК, так же, как и большинство других московских вузов. Были эвакуированы на восток. В качестве временного место пребывания Института была определена столица Казахской ССР – Алма-Ата. Алма-Ата была выбрана потому, что туда же эвакуировались две крупнейших киностудии СССР — «Мосфильм» и «Ленфильм». Поскольку преподавателями основных дисциплин являются ведущие творческие работники киностудий, поскольку эвакуация ВГИКа в любой другой город лишила бы Институт его основных педагогических кадров.

В Ала-Ате ВГИК пережил особые трудности. Они оказались единственным высшим учебным заведением, которому пришлось разворачивать работуна новом месте, опираясь только на свои собственные силы, без братской помощи местных аналогичных учебных заведений.  Институту был вселен в недостроенное здание — неоштукатуренное, без стекол, освещения, водопровода, отопительной системы. И студентам пришлось штукатурить стены, стеклить окна, проводить водопровод и отопление, заготавливать дрова. Институт оказался без своих лабораторий, съемочных павильонов, просмотровых зало, фильмотеки.

И, тем не менее Институт жил и работал. Читались лекции, велись практические занятия. Производились очередные выпуски дипломников и очередные наборы на первые курсы.

В Алма-Ате реализовались мероприятия, намеченные совместным приказом Комитетов по делам высшей школы и по делам кинематографии. Введены были творческие мастерские на режиссёрском, актерском и операторском факультетах; установлен испытательный семинар для поступающих в Институт и т.д.

В годы эвакуации (1941 — 1943 гг.) ВГИК окончили 18 режиссеров, 20 операторов, 34 художника, 15 сценаристов. Организованная в 1943 году выставка дипломных работ студентов художественного факультета оказалось крупным художественным событием в жизни столицы Казахстана.

Ряд студентов участвовала в постановках картин на разных студиях Союза. Студентка факультета Мазаева[12] исполняла основную женскую роль в картине Ю.Райзмана[13] «Небо Москвы»[14]. Студентка того же факультета Водяницкая снималась в заглавной роли Зои Космодемьянской в фильме Арнштама[15] «Зоя»[16]. Студент художественного факультета Мильчин[17] работал в качестве главного художника по картине «Нашествие»[18А.Ромма и т.д.

Часть студентов – дипломников операторского факультета снимали свои дипломные работы на фронте. Многие из этих сьемок были приняты «Союзкинохроникой» и включены в киножурналы, прошедшие на всесоюзный экран.  Студенты дипломники В. Сущинский, А. и Е. Алексеевы, И. Гутман, А. Листвин, Ю. Монголовский, В. Муромцев за свою работу на фронте награждены военным командованием боевыми орденами и медалями Советского Союза. Студенты Сущинский, Высоцкий, Номофилов, Муромцев пали смертью храбрых во время съемок на фронте.

В летние и осенние месяцы 1942-1943 гг. студенты, не занятые на кинопроизводстве, работали в колхозах и совхозах Казахстана: пололи свеклу, убирали зерновые культуры рыли картофель. Часть студентов выезжала в отдельные районы республики в качестве агитаторов и участников концертных бригад.

Коммунисты-педагоги работали в алма-атинском горокоме и райкомах партии в качестве лекторов и пропагандистов. Комсомольцы Института участвовали в скоростной стройке местных алма-атинских гидростанций, имеющих большое оборонительное значение.

Так прошли два учебных года — 1941 — 1942 и 1942 — 1943.

За три года героическая Красная Армия, измотав и обескровив фашистские армии, погнал их прочь — к западным границам СССР.  Угроза Москве была снята окончательно и бесповоротно. Летом 1943 года по решению Правительства была начата реэвакуация московских вузов. Осенью 1943 года очередь дошла и до ВГИКа. С огромной радостью и воодушевлением студенты и педагоги Института возвратились домой.

15 октября Институт начал свой новый 1942-1944 учебный год у себя — в Москве.

С возвращением в Москву Институт быстро залечивает свои раны и в течение 1943-1945 годов в основном восстанавливает работу до довоенного уровня.

В Институт вернулись почти все педагоги, по разным причинам, оторвавшимся от него в период эвакуации. В том числе, профессоры Л. Кулешов[20], Ф. Бородский[21], Е. Голдовский[22], С. Юткевич[23] и другие.

Возобновили работу учебно-вспомогательные учреждения: кино- и фото съёмочные павильоны; кабинеты марксизма-ленинизма, киноведения, операторский; лаборатории – сенситометрическая, специальных видов съемки, светотехники; фильмотека, библиотека и т.д, законсервированные на время эвакуации или работавшие в Алма-Ате в сильно сокращённом объеме.

С возвращением в Москву восстанавливается довоенный уровень требований к поступающим и Институт. В алма-атинский период жизни ВГИКа эти требования были снижены. Приезд в Алма-Ату желающих поступить в Институт из европейской части Союза был весьма затруднен, а возможности отбора кандидатов в ближайших к Алма-Ате районах был, разумеется, во много раз меньше, чем в Москве.

С возвращением в Москву удалось не только восстановить довоенный уровень общеобразовательных и профессиональных требований при приёме, но и добиться некоторых дополнительных успехов.

До войны в Институту поступали девушки и юноши, только окончившие среднею школу. Их знание жизни было ограничено семьей и школой. В 1944 — 45 годах значительная часть принятых в Институт пришла с гораздо более широким жизненным опытом. Пришли участники Отечественной войны, люди, помогавшие фронту работой на промышленных предприятиях и в колхозах и т.д. Практика участия в борьбе советского народа многое, дало будущим «инженерам человеческих душ».

В 1943 году организовался экономический факультет для подготовки экономистов фильмопроизводства и фильмопродвижения. В течении 1943 — 1945 годов этот факультет по количеству обучающихся на нем студентов стал крупнейшим в Институте.

В 1944 году возобновился набор в аспирантуру. В этом же 1944 году Комитетом по делам кинематографии издается новый приказ о работе ВГИКа, предусматривающий ряд улучшений в работе Института.

Для окончивших сценарный факультет установлена годичная стажировка на киностудиях за счёт последних.

На старших курсах сценарного и операторского факультетов введены семинары по документальному фильму.

Предусмотрена реорганизация учебно-производственной базы ВГИКа в учебную киностудию.

В 1945 году В Институте образовалась отдельная учебная группа для подготовки киноведов.

В конце того же года в составе ВГИКа утверждается Научно-исследовательский кабинет для разработки актуальных вопросов теории и истории кино и кинопроизводства.

В связи с увеличением контингента учащихся и расширением объема работы при Институте создается ряд новых кафедр: истории литературы, истории искусства, музыки и пения, иностранных языков, воспитания движения актера, декоративного оформления кинофильма и комбинированных съемок, экономики кино. Кафедра марксизма-ленинизма разделяется на две кафедры — основ марксизма-ленинизма и политэкономии. Из кафедры военной подготовки и физкультуры выделяется самостоятельная кафедра физкультуры.

Таким образом, уже в первом послевоенном году ВГИК в ряде отношений расширил свою работу по сравнению с довоенным объёмом.

 ____________________________________
1. Давид Владимирович Файнштейн (1901, Очаков — 1941, Смоленская область) — российский кинематографист, педагог, директор ВГИКа с 1940 по 1941 годы.Народное ополчениеПогиб на фронте, в окружении под Вязьмой.

2. Александр Карлович Крук — декан операторского ф-та ВГИКа. Погиб на фронте, в окружении под Вязьмой (- Прим. ред. #МузейЦСДФ).

3. Сведений нет.

4. Яков Маркович Фельдман (1898—1983) — российский художник. Художник кино, работал с киностудиями Росфильм, Востокфильм, Союздетфильм, Моснаучфильм и другими.  956 — Много шума из ничего - художник-постановщик.

5. Иосиф Львович Долинский (2 июня 1900, Радунь — 31 мая 1983) — российский киновед и преподаватель. Основатель Ростовского кинотехникума.

6. Николай Михайлович Иезуитов (1899, Александров — 1941, ?) — советский историк кино и кинокритик. Известен как один из основоположников советского киноведения. После начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение. Погиб на фронте в 1941 году. / Юренев Р. Памяти Н. М. Иезуитова (1899—1941) // Вопросы киноискусства. М., 1958./

7. Леонид Леонидович Оболенский (21 января 1902 года, Арзамас, Нижегородская губерния — 19 ноября 1991 года, Миасс, Челябинская область) — советский и российский киноактёр, режиссёр немого кино, звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист. Народный артист РСФСР (1991). Ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен. Был заключенным концлагеря в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формировали из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский дал согласие стать «хильфсвиллиге» («доброволец-помощник») и был зачислен в электротехническую бригаду ветеринарной роты, получил более свободный режим передвижения и денежное довольствие.Ему удалось бежать из плена. Больного, его приютили в монастыре под Бендерами, там он и скрывался около года до освобождения Молдавии. В монастыре «мирским» находиться не положено, и ему пришлось постричься в монахи под именем Лаврентий. После войны он был арестован и осуждён в 1945 году по так называемой Особенной части УК УССР по статье за «контрреволюционные действия» (соответствует Особенной части УК РСФСР 1927 года). В 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения, вёл журналистские программы.

8. Сведений нет.

9. Сведений нет.

10. Сведений нет.

11. Михаил Вячеславович Иорданский (1901 — 1990) — советский композитор, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1975).  

12. Мазаева Нина Яковлевна. Родилась 27 декабря 1921 года в селе Легостаево (ныне - Новосибирской области). Заслуженная артистка РСФСР (26.01.1979). В настоящее время живет в Санкт-Петербургском доме ветеранов сцены.

13. Юлий Яковлевич Райзман (2 (15) декабря 1903, Москва — 11 декабря 1994, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист и педагог. Народный артист СССР (1964). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1943, 1946 — дважды, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986)

14. «Небо Москвы» — советский художественный фильм режиссёра Юлия Райзмана, снятый по одноимённой пьесе Георгия Мдивани. Премьера состоялась 1 июня 1944 года.

15. Водяницкая Алина Владимировна. Родилась 26 августа 1918 года в Харькове.

16. Лео Оскарович Арнштам (1905—1979) — советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (1969). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1947)

17. «Зоя» — художественный фильм режиссёра Лео Арнштама, снятый в 1944 году на киностудии «Союздетфильм» (восстановлен в 1967 году на к/ст.им. Горького).

18. Мильчин Лев Исаакович (18 августа 1920, Минск — 28 июня 1987, Москва) — советский режиссёр и художник-постановщик мультипликационного кино, педагог. Заслуженный художник РСФСР (1978). / Википедия/ В период Великой Отечественной войны был в ополчении Похоронен в Москве, на Митинском кладбище (уч. 126).

19. По мотивам одноименной пьесы Л. Леонова.Премьера 22 февраля 1945

20. Кулешов Лев Владимирович (1899—1970) — советский актёр немого кино, кинорежиссёр и сценарист, теоретик кино. Народный артист РСФСР. Член ВКП(б) с 1945 года. Последние годы жизни Лев Кулешов и Александра Хохлова провели вместе в небольшой квартире в доме на Ленинском проспекте Москвы. Умер Лев Кулешов в Москве 29 марта 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 

21. Богородский Фёдор Семёнович (1895—1959) — советский живописец, большинство известных картин которого посвящено революционным матросам. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Член РСДРП (б) с 1917 года.16 ноября 1941 года по решению правительства в числе 100 художников был эвакуирован из Москвы. Осенью 1944 года был командирован в 5-ю воздушную армию. Ф. С. Богородский умер 3 ноября 1959 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4). / Википедия/

22. Голдовский Евсей Михайлович (1903—1971) — советский учёный, один из крупнейших отечественных изобретателей в области кинотехники[1]. Один из основателей ВГИКа[2]. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Разработчик и изобретатель в области кинотехники. Доктор технических наук, профессор. Автор книг. После его смерти Международная кинотехническая ассоциация учредила премию его имени за самое значительное достижение года в области кинотехники Е. М. Голдовский умер 27 ноября 1971 года в Москве. 

23. Юткевич Сергей Иосифович (15 [28] декабря 1904, Санкт-Петербург — 23 апреля 1985, Москва) — советский режиссёр театра и кино, художник, педагог, теоретик кино. Народный артист СССР (1962). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Сталинских (1941, 1947) и Государственных премий СССР (1967, 1983). С. И. Юткевич умер 23 апреля 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).