Операторы и работники фронтовых киногрупп. Кричевский Абрам Григорьевич


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Кричевский Абрам Григорьевич

15.11.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 735, 736 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Киногруппа в Праге. 1945 год". На фото (слева направо): М. Сегаль, В. Доброницкий, неустановленное лицо, А. Кричевский, И. Копалин. Фото из архива В.И. Фомина.

Кричевский Абрам Григорьевич (1912–1982).

Оператор документального кино.

С 1931 г. – на Украинской студии кинохроники. С 1936 – опера­тор Московской студии кинохроники. В 1937 окончил оператор­ский факультет ВГИКа. В 1940 г. участвовал в съемках фильма «На Дунае», лирическое название которого не должно вводить в заблуждение, ибо фильм этот повествовал о присоединении Бессарабии к Молдавской ССР.

На фронте с первых дней войны.

«Ночью 23 июня 1941 года, – вспо­минал оператор, – на второй день войны, группа кинооператоров прибыла в распоряжение Юго-Западного фронта в город Тернополь.

Всех нас спешно обмундировали, в петлицы ввинтили по "шпале", оснастили оружием и документами. Но хотя нас одели в военную форму, мы выглядели все-таки штатскими. И взгляды наши не всегда соответствовали военному времени: многим почему-то казалось, что мы, замаскированные листьями на каких-то высотках, будем спокойно снимать баталии. Все оказалось, конечно, не так...»

Учиться фронтовым съемкам Кричевскому довелось в самых «горячих точках» – в тяжкую пору отступления и разгрома Красной Армии на Украине летом 1941-го, потом в Крыму и далее в самом Сталинграде.

Он не выпускал камеру из рук, много работал и очень старался, но строгое начальство тогда более всего жаждало «результативных кадров», в которых бы находили отражение первые победы Красной Армии, прямые и точные свидетельства ее героических действий. А у Кричевского подобных кадров не наблюдалось или встречались они крайне редко. Отсюда и такие вот характеристики:

«(1942 г.) Киногруппа Западного фронта. Оператор А. Кричевский.

Работа оператора за полугодие имеет следующие количественные показатели: до июля месяца текущего года он снимал фрагменты для фильма "Черноморцы", заснял более 3 тысяч метров пленки, в т.ч. следующие: "Крейсер "Ворошилов"", "Крейсер "Молотов"", "Нарком товарищ Кузнецов", "Джаз-ансамбль" и др.

С июля текущего года т. Кричевский работает в киногруппе Западного фронта. За четыре месяца заснял 6 сюжетов; 2 использованы в СКЖ № 74, 1 сюжет принят для периферийного журнала, 1 – в Киносборник, 1 – в фильм "День войны", 1 – в Фильмотеку.

Тов. Кричевский – опытный оператор, обеспечивает, как правило, хорошую фотографию. Качествами фронтового корреспондента хроники обладает в очень малой степени.

Ряд неплохих кадров оператора вошел в фильм "Черноморцы", однако, в съемке боевых событий жизни Черноморского флота оператор участия не принимал и поэтому как хроникер себя почти ничем не проявил.

То же наблюдается и в съемках на Западном фронте. Три больших сюжета об авиации ("Ноч­ные бомбардировщики", "Авиация дальнего действия", "Штурмовики") имеют тот общий не­достаток, что при очень большом расходе пленки он не дал боевых результативных кадров (бомбежки, штурмовки). Этим он сильно затруднил возможность использования материала.

Сюжетов о действиях наземных войск оператор пока не дал. Сюжет "В 31-й армии" со­стоит в значительной степени из статичных кадров, лишенных действия, событий, колорита.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 73.)

Принимал участие в съемках кинофильмов «Черноморцы», «День войны», «Сталинград», «Победа на Юге», «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель», «Сражение за Витебск», «Вступление Красной Армии в Болгарию», «Освобожденная Чехословакия», «Берлинская конференция», «Парад Победы».

Награжден двумя орденами Красной Звезды, лауреат Сталинских премий.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ 

«ДЕСАНТ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ»

(Боевые операции крейсера «Молотов» и отряда легких сил Ч.Ф. К фильму «Черноморский флот в Отечественной войне»)

Операторы: А. Кричевский – 1050 м, А. Смолка – 905 м; всего 1955 м

Аппараты: «Аймо» и «Ходрос»

Монтажный лист

Снято:

С верхней точки: у одного из пирсов Н-ской гавани стоит красавец крейсер «Молотов». Современный корабль, построенный на одном из советских заводов.

В салоне флагмана контр-адмирала Басистого над картой Крымского полуострова склонились, беседуя: контр-адмирал Басистый, прославивший себя операциями, положившими начало освобождению Крыма, командир крейсера «Молотов» Юрий Константинович Зиновьев (полный капитан первого ранга), военком отряда легких сил Прагер, полковой комиссар. Комиссар крейсера Колобаев (с орденом Кр. Звезды), начальник шта­ба о.л.с. Жуков.

Это эпизод получения задания и разработки его.

Отряд легких сил выходит в море. Мимо аппарата проходят миноносцы, лидер, крейсер. Отряд покидает гавань. В дикий шторм корабли идут на выполнение боевого задания. Про­валиваясь на волнах, на предельных скоростях идут крейсер и миноносцы.

Сигнальщики на местах ведут переговоры с кораблями. У приборов, в машине молниеносно выполняются поступающие распоряжения с командного поста.

На капитанском мостике командир корабля и контр-адмирал.

Штурмана определяются по приборам. Трудность похода заключается в том, что надо скрытно от ведущего воздушную разведку противника пройти к местам скопления фашистских войск.

Особенно тщательно надо наблюдать за морем, ибо германские подводные лодки «дежурят» на коммуникациях. Есть и минные поля.

Появился бомбардировщик противника (Кадротека).

На крейсере объявлена тревога: по трапам, по палубам, на баке разбегаются краснофлотцы и командиры.

На поручнях «на всякий случай» развешиваются пробковые пояса. Зенитчики начали стрельбу по фашисту. Крейсер делает сложные эволюции, уходя от сброшенных бомб (Кадротека).

По корме крейсера, в стороне, ложатся бомбы, взрывы их засняты. Бомбы не принесли вреда кораблю.

Отряд уже у берегов Крыма. На фоне берега идут корабли.

Крейсер обстрелял из всех орудий его. Там немцы. Засняты стрельбы главного ка­либра. Двумя аппаратами засняты залпы башенных орудий. Заснят (со светом) эпизод в орудийной башне. Весь процесс от прицеливания до получения заряда и выстрела.

Корабли, перестраиваясь, идут дальше. Предстоят основные ночные стрельбы. Ряд кадров заснят под ночь. Контржур и т.д.

Ночью отряд подошел вплотную к берегу. Ураганный огонь открыли все башни крей­сера. Необходимо отметить, что снаряды береговой артиллерии противника засняты и эти ночные стрельбы. Их необходимо тщательно проявить.

Важность заснятого материала определяется в том, что этот поход положил начало операциям нового этапа в борьбе за освобождение Крыма.

Во время выхода в море заснят целый ряд монтажных планов. Буксирные катера выводят нас на рейд, взлетают охраняющие нас самолеты, снят с воздуха отряд, идущий боевым строем, взрываются бомбы возле сопровождающих нас эсминцев и катеров м.о. – противник с больших высот пытался нападать на нас.

Во время похода, несмотря на шторм, работала типография.

Засняты также отдельные сюжеты: концерт на корабле. Выступает балетная пара. Общий план юта, где происходит концерт. Лица краснофлотцев, смех, аплодисменты.

23 февраля, в день Красной Армии и ВМ Флота, на крейсере состоялся традиционный подъем флага. Выстроились на юте краснофлотцы, их крупные планы. Оркестр. Появле­ние командования. Торжественный марш. Лица музыкантов. Поднятие флага. И подня­тие флагов расцвечивания (.).

Материал снимался с учетом на последующий монтаж фильма.

Операторы А. Кричевский, А. Смолка.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

Без даты. В правом верхнем углу монтажного листа цензором проставлена дата 2.4.42.

С 22 июня по 1 ноября 1941 года крейсер «Молотов» базировался в Севастополе, отрабатывая организацию службы и участвуя в противовоздушной обороне Чер­номорского флота.

После захвата немцами крымских аэродромов командующий Черноморским флотом приказал вывести корабли в Поти, а позднее в Туапсе.

Вечером 20 февраля 1942 года «Молотов» под флагом командира ОЛС контр-адмирала Н.Е. Басистого в сопровождении эсминцев «Сообразительный» и «Смышлёный» вышел в назначенный район, а 21 февраля в 1:30 открыл огонь по Коктебелю и Старому Крыму, выпустив в условиях качки в течение 18 минут 60 снарядов калибром 180 мм.

Позднее прославленный крейсер не раз ходил в атаки на береговые вражеские укрепления, использовался как транспортное средство. За время обороны Сева­стополя им было доставлено в главную базу 9440 бойцов и командиров, подразде­ление «катюш», 560 орудий, 45 минометов, 16 800 винтовок, 3680 автоматов и пу­леметов, 10 вагонов авиабомб и 145 вагонов боеприпасов. Из осажденного города было вывезено более 6000 раненых бойцов, женщин и детей.

«ДЕСАНТ»

Черноморский флот

К материалу опер. А. Кричевского

13 коробок с № 12 по № 24 вкл., 750 метров, «Панхром», эм. № 146

Натура

Содержание:

Высадка диверсионного десанта с подводной лодки. И действие десанта на берегу, занятому противником.

Оператор А. Кричевский.

Подлинник. Автограф. Без даты.

«Съемка от начала до конца сугубо документальная...»

«НА ПРАВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА, ЮЖНЕЕ КИЕВА»1

23 октября 1943 г.

Монтажный лист

Оператор: А. Кричевский

На правом берегу Днепра южнее Киева съемка соответствующей сводке Информбюро за 22–23 октября. Информбюро сообщает намного скромнее. Заснятая операция имеет огромное значение в борьбе за расширение плацдарма на правом берегу Днепра за Киев.

Снято 240 м. Съемка от начала до конца сугубо документальная.

О значении начавшейся операции свидетельствует то, что на правом берегу на НП армии присутствует т. Хрущев и командующий 1-м Украинским фронтом генерал Ватутин.

На наблюдательном пункте 40-й армии присутствуют генералы Хрущев, Ватутин, Виноградов, Красовский, Рыбалко, Наниешвили, Турбин, командующий 40-й армией генерал-лейтенант Москаленко (в плаще поверх шинели).

Все они засняты наблюдающими бой на фоне Днепра.

Общие планы боя с дымом от взрывов и снарядов на фоне Днепра.

Танк, орудия, «катюши», с трудом поднимающиеся на крутой правый берег Днепра.

Общие планы бомбежки переднего края немцев, снятые через амбразуры блиндажа.

Проходы бойцов и командиров в окопах Н-ской дивизии.

Допрос т. Хрущевым первого в этом бою пленного немца.

Бегущие в атаку бойцы. Панорамы. Разрывы немецких снарядов у наших танков на бугре (телеобъектив 150).

Накапливание нашей пехоты и танков у переднего края перед броском вперед.

Наша пехота продвигается по бугру, занятому немцами (телеобъектив 150).

Эпизод: тт. Хрущев и Ватутин в окопах. Наблюдают бой, принимают доклады генералов и офицеров на фоне Днепра.

На наблюдательном пункте полка у дер. Ромаши офицеры наблюдают бой. Бойцы подымаются.
Падает самолет (этот кадр, как видно, будет засвечен, т.к. кассета не принимала не­стандартно намотанную пленку. Прошу проследить в лаборатории за этим кадром). Общие планы (всеми объективами) переднего края немцев в разрывах наших бомб и снарядов.

Горящие танки (телеобъектив 150–100).

Оператор А. Кричевский.

Район Киева.

Р.S. Пленка «Панхром», эм. № 172.

Очень скверная!!!

Подлинник, машинопись.

1. В монтажном листе представлены съемки боев на легендарном Букринском плацдарме.

«КИЕВ ГОРИТ!»

6 ноября 1943 г.

Монтажный лист

Опер.: А. Кричевский

Общие планы горящего, подожженного немцами Киева.

Крещатик, Николаевская, Короленко, Подвальная. Все эти улицы разрушены и сожжены.

Киев выглядит как Сталинград.

Крупно. Немецкие названия общеизвестных улиц.

Жители, которых в городе очень мало, возвращаются по домам. Они прятались, т.к. всех немцы угоняли из города.

Памятник Богдану Хмельницкому на фоне дыма.

Памятник Владимиру над Днепром.

Горящий Киевский университет.

Во многих дворах лежат трупы расстрелянных в последний день киевлян...

В двух дворах, на Михайловской № 17 и на Б. Подвальной, засняты расстрелянные люди, возле них родственники.

Движущиеся автомашины с орудиями на Киевских улицах.

Люди, рассказывающие о своем житье.

Вся съемка произведена с 10 ч. утра до 5 ч. вечера 6 ноября 43 г.

А. Кричевский.

Подлинник. Автограф.

«Нищий на улице молится за победу Красной Армии...»

«НА УЛИЦАХ КИЕВА»

7 ноября 1943 г.

Монтажный лист

Опер.: А. Кричевский

570 м

С каждым днем освобожденный Киев оживает.

Вот уже на улице идут первые школьники.

На всех перекрестках заняли свои места девушки-регулировщицы.

По улицам движутся танки, машины – фронт еще близко.

Киевские юноши идут в армию. Идет колонна мобилизованных парней.

Нищий на улице молится за победу Красной Армии.

У горсовета сотни объявлений – требования на работу. Киевляне столпились возле объявлений.

В Киевском Покровском монастыре монахини во главе с игуменьей Архилаей организуют госпиталь для раненых бойцов. Снято, как на фоне монастыря монахини ведут прибывшую партию раненых бойцов. Разговаривают с ними.

Жители рассказывают о том, как жили при немцах. Женщина плачет. Кр. план.

Вот со своим скарбом возвращается профессор Сараджиев с женой. Его угнали из Ки­ева, но Кр. Армия освободила и эту семью. Сараджиев при немцах ослеп от голода.

Сняты панорамы проходов его и жены с тележкой.

Общ. планы Киева с верхних точек.

Общ. планы переправы у разрушенного моста им. Евг[ении] Бош.

Общ. планы Днепра.

По улицам Киева идут войска.

(Снято 7 ноября.)

Бойцы после боя утомлены. Вот они, освободители Киева. Утомленные, они сели отдыхать прямо на мокрый тротуар у сгоревшего дома. Снято, как бойцы отдыхают, курят, спят.

Снято еще несколько кадров на улицах Киева, которые не требуют перечня в монтажном листе.

Оператор А. Кричевский.

Подлинник. Автограф

«НА ПОДСТУПАХ К КИШИНЕВУ»

12 мая 1944 г.

Киногруппа 2-го Украинского фронта

Монтажный лист

Оператор: Щекутьев, ассистент: Листвин   

  1. В районе гор. Оргеева и в самом городе расположены огневые артиллерийские точ­ки орудий разного калибра, которые ведут огонь по противнику, находящемуся в 1–3 км от города.

Снято:

1) Батарея 152 мм гаубиц ст. лейтенанта Лисина ведет огонь по противнику. Батарея расположена возле здания с окнами в венецианском стиле.

2) Батарея 76 мм пушек лейтенанта Глекина ведет огонь прямой наводкой с кладбища города.

3) 76 мм пушка (командир расчета мл. сержант Шишуков) ведет беглый огонь с раз­валин дома.

4) В р-не батальона Н-ского полка снята перебежка пехоты и стрельба из пулемета.

  1. В районе села Ташлык (близ Григориополя) снята переправа через Днестр. На паро­ме переправляются танки, машины, орудия. Переправа охраняется зенитными пулемета­ми. Съемки производились 6 мая 1944 г. Переправлялись части гвардейской армии.

Снятый материал на переправе присоедините к съемкам опер. Кричевского (пере­права).

Щекутьев.

Снято – 160 метр. Пленка СЧС-2, эм. № 1102 (125 м) и СЧС-2, эм. № 50 (35 м) 2 кор. Снято на натуре при разных условиях.

Подлинник. Машинопись. 

«ВРУЧЕНИЕ ВЕРИТЕЛЬНЫХ ГРАМОТ ПОСЛОМ СССР В ЧЕХОСЛО­ВАКИИ Т. ЗОРИНЫМ ПРЕЗИДЕНТУ БЕНЕШУ»

Монтажный лист №№ 459, 460

Операторы: А. Кричевский, В. Доброницкий  

Всего 210 м. Пленка «Супер Х», СЧС-2, эм. № 84

Во временной резиденции президента Чехословацкой республики г-на Эдуарда [Эд­варда] Бенеша в г. Кашице советский посол вручил свои верительные грамоты, которыми он аккредитован Президиумом Верховного Совета СССР чрезвычайным и полномочным послом в Чехословацкой республике.

При встрече посла был выстроен почетный караул и были исполнены гимны Совет­ского Союза и Чехословакии.

Снято:

Особняк – резиденция президента.

Встреча посла и состава посольства (почетный караул Чехословацкой военной части, командует караулом и рапортует Герой Советского Союза <…> Тесаржик.

Исполнение гимнов, обход почетного караула.

Вход в резиденцию.

Вручение верительных грамот и речь посла.

Ответная речь Эд. Бенеша.

Беседа после вручения грамот.

Отъезд из резиденции.

Состав советского посольства:

  1. Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Чехословакии т. Зорин Валериан Александрович (в форме, с грамотой, говорит речь).
  2. Советник посольства т. Демьянов Николай Яковлевич (в форме, меньше ростом, сто­ит от посла влево).
  3. 1-й секретарь посольства т. Чеботарев Георгий Евгеньевич (в форме, стоит вправо от посла).
  4. 3-й секретарь посольства т. Алябьев Григорий Иванович (в штатском).

Присутствовали:

Президент Бенеш.

  1. Премьер-министр Чехословацкой республики г-н Фирлингер.
  2. Начальник канцелярии президента г-н Смутный.
  3. Начальник военной канцелярии президента генерал [нрзб.].
  4. Начальник политической канцелярии президента г-н Дртина.

Незаверенная копия. Машинопись.

1. В.А. Зорин был назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Чехосло­вакии 22 марта 1944 г.

«ПЕРВОМАЙСКИЕ СЪЕМКИ В г. БРАТИСЛАВА»

2 мая 1945 г.

Монтажный лист №№ 649, 654, 656

Операторы: А. Кричевский, Прозоровский, Касаткин  

Май 1945 г. Братислава праздновала как «День освобождения всей Словакии от немецких захватчиков» и как день «Единого Фронта». Накануне праздника пришло изве­стие об освобождении последнего Словацкого города Жилина.

Единый Фронт – это Фронт коммунистической и демократической партий, которые объединились и которые представляют большинство и в Словацкой Народной Раде (На­родный выбор) и в Чехословацком правительстве.

День 1 Мая был здесь государственным праздником всегда, все годы существования Чехословацкой республики и даже при Тисо.

Но никогда еще этот праздник не был таким радостным и многолюдным, как в этом, 1945 г.

Рано утром демонстранты собрались на площади Свободы, откуда колонны прошли по улицам Штефаникова, <…> и др., прошли на площадь Гвездослава, где у Городского театра состоялся митинг. По пути следования манифестации на одной из площадей де­монстранты преклонили знамена у могил павших русских солдат и офицеров (воинов Красной Армии).

На праздник прибыли из г. Кошица премьер-министр Чехословацкого правительства Фирлингер, посол СССР в Чехословакии т. Зорин и др. После митинга состоялось возложе­ние венков на могилы павших бойцов и офицеров Красной Армии. Возложены венки от Чехословацкого правительства и от Словацкой Народной Рады (здесь говорят «Народна рада» и «Народный выбор»). На церемонии возложения венка присутствовал посол СССР т. Зорин.

Снято:

1) Прохождение колонн по улицам Братиславы.

Проходят: части Чехословацкого корпуса.

Колонна партизан.

Рабочие, железнодорожники.

Трамвайщики.

Речники и т.д.

Колонна бывших военнопленных, освобожденных Красной Армией. Среди них: югос­лавы, французы, греки и т.д.

Девушки и парни в национальных костюмах.

2) Митинг на площади Гвездослава у Городского театра.

Выступают: член Словацкой Народной рады, министр внутренних дел Словакии Гусак, премьер-министр Фирлингер, посол т. Зорин, командир партизанского отряда.

Город украсился по случаю праздника лозунгами, плакатами, флагами. Сняты портре­ты Бенеша, Сталина, Малиновского.

Снято возложение венков на могилы. Черный гроб на постаменте, свечи и почетный караул – все это только оформление кладбищ в связи с этим торжественным случаем.

Снималось все в довольно неустойчивую погоду при переменном освещении.

Прошу редакцию: если из материала будет взят эпизод для первомайского выпуска – прошу сделать немедленно лаванду и не резать негатив, т.к. материал будет использован и в фильме «Чехословакия».

Эпизод возложения венка на могилы можно использовать в журнале «Новости дня». Но тоже надо сделать лаванду.

Реж. Копалин.

P.S. Материал опер. Петрова, снимавшийся по моему заданию, тоже прошу лаванди­ровать и не резать негатив.

Подлинник. Автограф.

«Чехи заставляют убирать улицы немцев. Бьют их. Народ с радостью приветствует каждый удар...»

«ПРАГА»

11 мая 1945 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 845

Операторы: Могилевский, Кутуб-заде  

Вступление Красной Армии в город.

Восторженная встреча населением армии. На площади Вацлава (об. планы с верхней точки и другие). Ликующие толпы чехословаков. Крупные планы – разговаривают, благодарят, жмут руки. Боец Щапов Н. Як. из Ярославля (начал воевать под Москвой) с двумя детишками, гладит их, рассказывает, сидя на танке, какая это чудесная машина, слушает его чех Ян Фридл и другие.

Проводят группы пленных немцев – чехи угрожают им кулаками.

Освобожденный пленный француз показывает рукой (палец большой вниз) – смерть им. Трупы убитых немцев на улицах города.

Чехи заставляют убирать улицы немцев. Бьют их. Народ с радостью приветствует каж­дый удар. Это немцы. Эти – предатели и работавшие в гестапо, а также совратившиеся после капитуляции…»

У санитарной машины чех Штанцель Юзеф, пробывший 1,5 года в концлагере «Дахау», ему 20 лет, он измучен, обессилен (на носилках).

Ведут по улице предателя чеха – Свитак Ян, работавший в гестапо. Его бьют (снято поздно вечером). ( Вначале он одет в макинтош, его бьют, срывают верхнюю одежду, он остается в белой рубашке.) Ведут, угрожает народ другому предателю (в черном костюме).

Улицы города, флаги – праздник. Прибыли части чехословацкие, сформированные в Америке – 4 плана проездов.

Похороны убитого капитана в боях под Прагой (фамилия и др. сведения смотрите монтажный лист «Прага» у опер. Кричевского – совместная съемка).

По улице идут освобожденные пленные – итальянцы. Народ их приветствует, а они – народ.

Толпа, на столбе установлена металлическая голова Гитлера (по-видимому, от памят­ника), чехи палками бьют эту голову (съемка поздно вечером).

Могилевский.

Подлинник. Автограф.

Строки, подчеркнутые линией, изъяты цензурой.


Материалы по теме