На экранах кинотеатров столицы и Московской области демонстрируется новый цветной документальный фильм «День Воздушного Флота СССР», посвящённый авиационному празднику в Тушине 25 июля 1948 года («День Воздушного Флота СССР». Производство Центральной студии документальных фильмов, 1948 год. Режиссёры лауреаты Сталинской премии В. Бойков, Л. Кристи, главные операторы лауреаты Сталинской премии Б. Макасеев, М. Ошурков, А. Щекутьев. Картину снимали 30 кинооператоров. Текст Е. Кригера. Консультант – генерал-майор авиации А. Кутасин).
…Гаснет свет в зале, и на экране возникает картина утренней Москвы. Несмотря на ранний час, на улицах столицы большое оживление. По её просторным магистралям движутся вереницы автомашин. Маршрут сегодня у всех один – Тушино! В автомобилях – прославленные конструкторы Микоян, Яковлев, Герой Советского Союза Байдуков, едущий на праздник вместе с семьёй великого лётчика нашего времени В.П. Чкалова. Кажется, в это утро вся Москва направляется в Тушино – туда, где на гигантском воздушном поле продемонстрируют своё мастерство сталинские соколы, лётчики великой авиационной державы.
С огромным волнением смотрятся кадры, показывающие знаменательный момент. К зданию Центрального аэроклуба подъезжают автомобили, из которых выходят товарищ Сталин, руководители партии и правительства.
Идут последние приготовления. Стоящий на командном пункте заместитель главного руководителя авиационного парада гвардии генерал-майор авиации В.И. Сталин смотрит на часы. Вскоре сотни самолётов поднимутся в воздух.
Флаг празднества поднят. Уже получены первые донесения о вылете машин. Девяносто шесть самолётов плывут в небе, начертав своим строем слова: «Слава Сталину» – всенародный привет великому вождю и учителю, создателю советской авиации.
Праздник открывают лётчики Добровольного общества содействия авиации. Машины ведут научный работник доцент Форстен, водитель троллейбуса Огнивцев. Самолёты, которыми управляют спортсмены-девушки, делают фигуры высшего пилотажа. Все эти люди, сидящие за штурвалами, отлично совмещают свою основную работу с занятиями в аэроклубах.
Над головами сотен тысяч зрителей авиационные новинки – вертолёты, планеры, самолёты новейшей конструкции. Их сменяют боевые машины. Военные лётчики демонстрируют высокое мастерство, вызывающее восторг у зрителей. Не успели стихнуть аплодисменты, как в воздухе появляется реактивный истребитель конструкции Яковлева. Слышен только свист воздуха, рассекаемого самолётом. Другой реактивный самолёт, который сконструировали тт. Микоян и Гуревич, напоминает выпущенную в воздух стрелу. Самолёт выполняет фигуры высшего пилотажа – одну сложнее другой.
А в это время объектив киноаппарата зафиксировал, как с одного из подмосковных аэродромов вылетает пятёрка реактивных самолётов под командованием генерал-лейтенанта Савицкого. Вот она уже над аэродромом. Машины мгновенно перемещаются с одного яруса неба на другой, сохраняя между собой всю ту же дистанцию. Они как бы управляются одной собранной воедино волей. Надолго запомнят зрители эти замечательные кадры, снятые операторами Е. Лозовским, М. Ошурковым и В. Фроленко. Глядя на экран, зритель как бы сам летит на одной из этих чудесных машин. Это достигнуто благодаря высокому мастерству операторов. До сих пор столь большие скорости самолётов ещё не фиксировались на плёнке.
Отлично сняты панорамы пролёта скоростных машин, сцены воздушного боя, разыгранного над аэродромом.
Хорошо показано в картине и заключительное отделение праздника: одиночные, групповые прыжки парашютистов и десант.
К аэродрому подходит отряд многоместных пассажирских самолётов-экспрессов «Ил-12». За полётом машин следит авиаконструктор Ильюшин. В годы войны он создавал боевые машины – штурмовики, которые враги называли «чёрной смертью». Теперь воздушные корабли, построенные по его замыслу, совершают рейсы на воздушных трассах страны.
Съёмки многих кадров, включённых в фильм, производились с воздуха. Это дало возможность ввести зрителей в суть событий, сделать их как бы участниками происходящего. Радует и то обстоятельство, что операторы, стремясь многограннее показать праздник, нашли для этого новые изобразительные средства. Примером может служить очень удачная панорама, снятая оператором, находившимся на хвосте одного из десантных самолётов.
Фильм «День Воздушного Флота СССР» – значительное явление советской документальной кинематографии. Его ценность в абсолютной достоверности. Операторы не пошли по пути лёгких кинематографических эффектов, а вдумчиво, с большим мастерством сняли то, что происходило в Тушине. Выигрывает картина ещё и потому, что она цветная.
Новый фильм о многом говорит зрителям, укрепляет в них горячее чувство любви к социалистической Родине. Его пронизывает мысль о том, что сталинская авиация, покрывшая себя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны, ныне бурно развивается, неуклонно движется вперёд.
Бойков Владимир Николаевич (12 июня 1907, с. Троицкое (ныне Московская обл.) — 15 апреля 1978) — кинорежиссер. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1948). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1948, 1949, 1950) за фильмы «День воздушного флота СССР» (1947, 1948, 1949) и Государственной премии СССР (1969).за фильмы: «Служу Советскому Союзу» (1967) и «Народа верные сыны» (1967). Беспартийный.