10.11.2020


Автор:
С. Гарин

Опубликовано в газете "Красная звезда", 1948 год. Фото: Авиационный праздник в Тушино. Парашютисты  Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 23275924).

В 1948 году на экраны вышел цветной документальный фильм «День воздушного флота СССР» об авиационном празднике 1948 года в Москве. Режиссёры – лауреаты Сталинской премии В. Бойков, Л. Кристи. Гл. операторы – лауреаты Сталинской премии Б. Макасеев, М. Ошурков, А. Щекутьев. Фильм снимали 30 кинооператоров. Текст Е. Кригера. Производство Центральной студии документальных фильмов.

В кинолетопись наших дней этот фильм войдёт, как одна из ярких страниц. По силе эмоционального воздействия, по своим художественным достоинствам, творческому  размаху и техническому мастерству он является одним из лучших кинопроизведений последних лет.

Было бы не совсем точно утверждать, что, находясь в кинозале, зритель чувствует себя среди сотен тысяч москвичей, наблюдавших авиационный праздник в Тушино. Авторы картины, использовав все средства кино, добились даже большего – они помогли советским людям увидеть то, чего нельзя было увидеть с трибун Тушинского аэродрома. 30 объективов, проникнувших в кабины сверхскоростных реактивных самолётов, совершающих фигуры высшего пилотажа, 30 объективов, фиксирующих выражение лиц сидящих за штурвалами пилотов, позволили показать воздушный парад так полно и так глубоко, как это только доступно кинематографу.

И вот снова мы видим раннюю праздничную Москву, в небе которой сегодня возникнет незабываемое зрелище. Перед нами коллективный кинопортрет москвичей и гостей столицы, устремившихся к Тушинскому аэродрому – все дороги Москвы сегодня ведут к нему. Нет, это не только «хроникальный» приём, обычный в таких случаях. Несколькими запоминающимися штрихами авторы сумели передать и радостное волнение, и гордость народа – творца первоклассной авиационной техники. Не безликие людские потоки устремились к месту празднества – на экране люди, создавшие лучшие в мире самолёты, управляющие ими, – граждане великой авиационной державы.

На протяжении всей картины, какие бы моменты праздника ни воспроизводились в ней, показ непревзойдённой советской техники неразрывно связан с показом людей, создавших и освоивших её. Это – отличительная  черта фильма и, пожалуй, самая большая заслуга его авторского коллектива.

С волнением и гордостью следят с земли за полётом своих машин прославленные советские конструкторы – Яковлев, Микоян и Гуревич, Лавочкин. И в тот же момент зритель «проникает» в кабины самолётов и видит тех, кому страна доверила эти чудесные машины. Спокойствием и уверенностью дышат лица сталинских соколов, ведущих стремительные машины. Синхронно воспроизведены слова команды перед показом фигур высшего пилотажа. Кинообъективы привели зрителя к «рабочему месту» водителей воздушных кораблей и помогли ему увидеть глазами лётчиков праздничную Москву с высоты голубой арены.

Зритель с любовью наблюдает за каждым движением создателя великой авиационной державы и чувствует, что к этой трибуне – к Сталину – устремлены взгляды не только присутствующих на празднике, но и всех, кто сидит сейчас за штурвалами самолётов, или, выйдя на крылья, готовится к прыжку с парашютом. Это большая заслуга всех авторов фильма, сумевших подметить самое главное, сокровенное, передать дух празднества и высокие чувства его участников.

Мастера советского кино отлично справились с поставленной перед ними задачей. Когда смотришь на блестяще снятые сложнейшие фигуры высшего пилотажа, невольно напрашивается сравнение: вместе с лётчиками советские операторы демонстрируют своё отточенное мастерство.

Высокой похвалы заслуживает искусство режиссёров. Авторам такого событийного фильма, очевидно, нелегко было из потока разрозненных эпизодов, снятых большим отрядом операторов, отобрать самое главное и создать стройный рассказ с ясной сюжетной канвой. И эту задачу режиссёры решили превосходно: каждая деталь «работает» на фильм, с художественной силой и документальной точностью воспроизводящий на экране в течение одного часа многочасовую демонстрацию могущества нашей авиации.

Глубоко патриотичный по своему содержанию, фильм ещё выше подымает чувство советского патриотизма, когда несколькими короткими монтажными фразами публицистически обобщает только что виденное – смотрите, вот что защищает сталинская авиация – эти прекрасные поля, этот золотой разлив хлебов, эти сверкающие белизной вечных льдов горы, эти густые леса и сады…

Использовав богатые возможности цветного кино и звукозаписи, авторский коллектив создал волнующее, высокохудожественное произведение. Дикторский текст, написанный Е. Кригером и прочитанный Ю. Левитаном, строг и лаконичен и в отличие от многих других текстов не отвлекает внимание от изобразительного материала, а органически сливается с ним. Эта строгость и, может быть, даже нарочитая сухость текста как бы ещё раз подчёркивают, что происходящее на экране не нуждается в многословном пояснении – настолько оно ярко и убедительно.