В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ №9

Запись беседы И.В. Сталина, В.М. Молотова, А.А. Жданова с Б. Шумяцким во время просмотра фильмов «Гроза», «Чапаев» 8–9 ноября 1934 г.

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ №9

09.11.2020

Опубликовано: Архив Александра Н. Яковлева. Фото: " Фильм: Гроза. 1934 год". На фото (слева направо): персонаж Кабаниха (В. Массалитова), персонаж Наташа (И. Зарубина). Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ / ГЦМК КП-3943/7

09.11.1934

Моя краткая запись беседы во время просмотра И.В. и др. фильмов в ночь с 8 на 9 ноября 1934 года (с 23 ч. 40 мин. по 03 ч. 51 мин.)

Ночью 8.XI, только что вернувшись с просмотра [из] редакции «Правды» (смотрели «Веселых ребят»), мне звонит т. Двинский из секретариата т. Сталина и сообщает, что И.В. [Сталин] с другими товарищами хочет в 23 ч. вновь смотреть картины, в том числе одну какую-либо классическую и снова «Чапаева» и новую хронику.

Двинский спрашивал, сможем ли это показать.

Б. Ш[умяцкий] ответил, что, хотя механики работали круглые сутки, попытается организовать.

После этого начались розыски механиков. Разыскав их, мы были на месте с фильмами в 11 ч. 20 мин.

Через несколько минут пришли Иосиф Виссар., Вяч. Мих. [Молотов], Андрей Александр. [Жданов], Пол. Сем. [Жемчужина] и др.

Б.Ш. сообщил, что из классических вещей он решил показать «Грозу», тем более что Иос. Вис. до сих пор еще не видел эту картину. К тому же показом этой картины, заявил Б.Ш., он намерен указать, как в наших театрах иной раз затирают актеров. Алле Тарасовой, которая даже, по словам не любящего кино Станиславского, создала в фильме «образ, равному которого он не видел на сцене театров», сейчас не дают в МХАТе эту роль. Мотивы — ревность к кино.

И.В. смотрел «Грозу», все время бросал иронические реплики по адресу «безвольных людей», особенно Бориса. Он называл его «тряпкой». Все, мол, охает да охает. Таких только «в Сибирь», «в контору» разные дядюшки и гнали.

О Кудряше заявил: этот хорош. Знает, что хочет и ловко использует всякую возможность, чтобы по своему вылезти и выползти в люди.

О Варьке говорил — эта не пропадет.

О А. Тарасовой говорил, что играет прекрасно. И странно, что актрису, создавшую такой образ, МХАТ не занимает в новой теа[тральной] постановке «Грозы». Надо поговорить с руководителями театра.

И.В. далее заявил, что ему кто-то говорил о фильме «Гроза», что она насквозь мрачная картина. Такое определение неверно. Не картина мрачная, а то темное царство, которое она весьма ярко оттеняет. Фильм интересен и в другом отношении. Он воспроизводит эпоху и особенно нравы и облик людей, которых сейчас уже нет. Режиссер это делает с большим вкусом и мастерством. Однако хотелось бы ему указать — это чреcчур медленный разворот действия.

Б.Ш. рассказал о режиссере В. Петрове, о том, что он сейчас готовится ставить «Петра 1-го»1.

И.В. бросил замечание, что тема весьма интересная, но трудная. Если над ней столь же добросовестно поработать, как над «Грозой», и ускорить ритм, то можно получить весьма большое произведение.

Б.Ш. показал, как французы рекламируют «Грозу».

И.В. восторгался роскошью и изяществом рекламного проспекта и указал, что и мы должны начать так популяризовать наши киноленты. Уж не так много бумаги на это уйдет. Особенно надо это делать выпуском более легких вещей — художественно исполненных открыток. Это сильно привяжет к кино актеров. У нас их мало популяризуют.

В.М. согласился с этим и указал, что надо пробовать и у нас вводить культурный показ мастеров кино.

Б.Ш. согласился с этими замечаниями и просил В.М. помочь их реализации, особенно когда начнутся разговоры, что «нет бумаги», или начнут давать на это чуть ли не оберточную.

Затем начали просмотр «Чапаева».

И.В. все время «вел» картину объяснениями. Видно было, что он принял и любит каждый ее образ.

Когда, например, появился актер Чирков в сцене двух мужиков, то И.В. заявил: вот смотрите, что значит актер на месте. Здесь он бесподобен, а тот же актер в роли воспитателя колонии ОГПУ в «Песне о счастье»2 выглядел чуть ли не болваном.

Б.Ш. ответил, что правильный выбор амплуа, конечно, влияет на успех роли. Но что не меньшее влияние оказывает и умение режиссера работать с актером.

Когда лента закончилась, И.В., В. Мих. и Андрей Алекс. сошлись на одном мнении, что картина бесподобна и что смотреть ее — огромное удовольствие.

Андр. Ал. Я впервые вижу ее в целом виде. Но должен присоединиться, что ни один фильм меня так не волновал, как этот.

Б.Ш. напомнил И.В., В.М. и А.А., что все это надо учесть при решении вопроса о юбилее кино.

А.А. сообщил, что он ставит этот вопрос на ОБ и уже поручил культпропу его подработать.

 

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 828. Л. 62–62 об.

_____________________________
1 Фильм «Петр Первый» (1-я серия) (СССР, 1937) – режиссер Владимир Петров; сценаристы Алексей Толстой и Владимир Петров; операторы Вячеслав Горданов и Владимир Яковлев; композитор Владимир Щербачев; в ролях: Николай Симонов, Николай Черкасов, Михаил Жаров, Алла Тарасова, Михаил Тарханов и др. Производство: «Ленфильм».
2 Фильм «Песня о счастье» (СССР, 1934) – режиссер Марк Донской; художественный руководитель Сергей Юткевич; сценарист Георгий Холмский; оператор Николай Ушаков; композитор Григорий Лобачев; в ролях: М. Викторов, Янина Жеймо, Борис Тенин, Борис Чирков и др. Производство: «Востокфильм».