В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ № 2

Запись беседы И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, А.А. Жданова с Б. Щумяцким во время просмотра кинофильмов «Жить хочу» и «Гармонь» 9–10 июня 1934 г.

02.11.2020

Опубликовано: Архив Александра Н. Яковлева. Фото:."Рабочий момент съемок фильма "Гармонь". 1934 год". Крайний слева (в очках): режиссер И. Савченко. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ / ГЦМК КП-16031/1.

На протяжении почти десяти лет, вплоть до своего ареста в январе 1938 г., ответственным за кремлевские кинопросмотры был Борис Захарович Шумяцкий, начальник Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР.

Моя беглая запись беседы И.В. и др. тов. На просмотре кинокартин с 21 час. 40 мин. 9.VI по 1 час. 10.VI-1934 г.

Вначале просмотрели звуковой журнал № 14.

Затем начали просмотр фильма тов. Литвинова «Жить хочу»1.

И.В. [Сталин] во все время просмотра, особенно со 2-й части, хвалил картину.

Когда закончил ее показ, И.В. стал указывать «вот как надо показывать страну и уметь сочетать этот материал в общем в скромном, можно даже сказать в слабом, сюжете с интересной трактовкой, и так сильно разыграно, что картина оставляет весьма сильное впечатление. Показ природы, обычаев, людей и их характеров даны в фильме мастерски и со вкусом».

Кл. Ефр. [Ворошилов] также очень хвалил картину, заявлял «замечательная картина». Первый раз вижу в таком плане, которую смотришь с таким волнением.

Лаз. Моис. [Каганович] и др. присутствующие отнеслись к картине таким же образом, причем Л.М. указал, что в этой картине дан такой показ обычаев и природы, на необходимость которого не раз указывало работникам кино Оргбюро ЦК.

И.В. Важно ведь суметь эти указания перенести на постановку. Но на этот раз кинематографистам это хорошо удалось. Важно и то, что политические линии картины давались заостренно, трактуются правильно.

Жданов. Да, приятная картина.

Затем стали смотреть фильму тов. Савченко «Гармонь»2.

Вначале (первая часть) смотрели хорошо. Бросали шутки по адресу девах и чужака-парня.

И.В. особенно понравился Тимошка. И.В. вспоминал даже, в каких картинах он видел этого актера («Конвейер смерти»3), причем указал, что во всех картинах он играет хорошо и вообще является весьма располагающим актером, очевидно, работающим над собой.

Основная песня и прием плавающего хоровода в первой части И.В. очень понравились.

По адресу девушки, возлюбленной Тимошки, И.В. заметил, что она не выглядит деревенской, а наоборот, немного пейзанской, но играет недурно.

Зато со второго ролика и до конца И.В. стал выражать неудовольствие рядом4 сцен. Особенно резко критиковал переигрывание путем внешней «весельчинки» и длиннот.

Кроме того, отметил ошибочность показа всех уборочных работ только вручную.

Л.М. Создается впечатление, что в колхозе на все 100 % господствует ручной труд, что на полях нет даже лобогрейки.

И.В. в конце фильмы сделал ряд резких замечаний насчет фальши, растянутости и отсутствия в картине кинематографического действия, во имя которого народ и ходит в кино.

Критиковал повторение использованного уже в начале этой картины приема плавающих фигур (хоровод).

Журил меня: вы говорили, что это динамическая, бодрая, веселая картина. А тут что ни сцена, то растянутость, надуманный психологизм.

Л.М. Фальшью звучит в фильме о колхозе такой психологизм. Не знают ваши люди колхозов, новой деревни. Не ощущают требований простоты. А ходульности — пруд пруди...

Б. Ш[умяцкий]. Я указал, что считаю, да и на зрителях уже проверено, что фильма вызывает приятные ощущения бодрости, радости и улыбки, а это редкие гости в работе наших киномастеров. В качестве первого опыта музыкальная оперетта «Гармонь» более чем важна. Одновременно снимается с ней и скоро мы пошлем вам другой наш опыт — джаза. Ведь нам и примера не с кого брать, ибо даже в театре нет еще ни одной настоящей советской музыкальной оперетты, комедии, буффонады.

И.В. Вот вы и начинаете равняться на худшие образцы. Нет примера? Далее на иронии говорит: 17 лет работает советское кино, а все нет примера.

Б.Ш. За эти годы работа шла в направлении иных жанров. До самого последнего времени вообще было невозможно ставить в кино оперетту.

И.В. Вы же хозяин. Кто вам мог мешать?

Б.Ш. Многие и многое мешали. Вы себе не представляете, как раньше всего кинематографисты, еще год-полтора тому назад, когда мы начали ставить первую музыкальную вещь — джаз «Веселые ребята»5, отнеслись к постановщикам оперетт и эксцентриад. Встретили их скрытым бойкотом, остракизмом, затюкали людей. Да и не одни кинематографисты. Только недавно мы переломили этот пуританизм.

И.В. А вы крепче бейте по нему. Тогда и примеров будет больше.

Кл. Еф. Но картина, несмотря на ненужный психологизм и растянутость, в общем неплохая, не вредная. И идея есть: идея та, что не зазнавайся, не забывай, что комсомольский актив требует не одних речей и лекций, но и веселья, песни, гармошки. Думаю, что зритель — молодежь будет ее смотреть.

И.В. А смотрел ли ее у вас комсомол?

Б.Ш. Комсомол как организация — нет, отдельные товарищи — да. Я уверен, что зритель — молодежь будет смотреть и хорошо примет эту картину, ибо и по направленности и по оформлению она будет вызывать не хмурость, а более радостные эмоции, заставив посмеяться, запомнить ее мелодии.

И.В. (в шутливом тоне). Он нас агитирует. Все равно второй раз смотреть ее не пойдем.

Жданов. Какой тут второй раз, когда в первый едва доглядели. Картина отчаянно примитивна, и отсюда всякая фальшь сильно выглядывает.

Л.М. Эх, били мы, били на ЦК кинематографистов. Видно, недостаточно.

Б.Ш. Нет. Видно одного битья недостаточно. На нем одном таких новых и труднейших жанров не подымешь.

Л.М. Значит, жалуетесь, что не помогают в этом.

Б.Ш. Да. Не все и не всегда помогают, и раньше всего четко не сказано во всеуслышание про важность жанров комических и эксцентрических фильм.

Б. Шумяцкий6

___________________________________
1. Фильм «Жить хочу» (СССР, 1934) – режиссер Александр Литвинов.
2. Фильм «Гармонь» (СССР, 1934) – режиссер Игорь Савченко; сценаристы: Александр Жаров и Игорь Савченко; операторы Евгений Шнейдер и Юлий Фогельман; композитор Сергей Потоцкий; в ролях: Вера Федорова, Игорь Савченко, Петр Савин и др. Производство: «Межрабпомфильм»..
3. Фильм «Конвейер смерти» (СССР, 1933) – режиссер Иван Пырьев; сценаристы Виктор Гусев, Михаил Ромм, Иван Пырьев; оператор Михаил Гиндин; композиторы Николай Крюков и Сергей Ряузов; текст песен С. Кирсанова; в ролях: Вероника Полонская, Ада Войцик, Тамара Макарова и др. Производство студии «Союзфильм».
4.. Далее зачеркнуто слово «фальшивых»..
5. Фильм «Веселые ребята» (СССР, 1934) – режиссер Григорий Александров; сценаристы: Владимир Масс, Николай Эрдман, Григорий Александров; оператор Владимир Нильсен; композитор Исаак Дунаевский; текст песен Василия Лебедева-Кумача; в ролях: Леонид Утесов, Любовь Орлова, Мария Стрелкова и др.  Производство: «Москинокомбинат».
6. Подпись – автограф Б.З. Шумяцкого синим карандашом.