Источник: ГЦМК № 18397/230 (—Ф. 56; —Оп.1; — Ед. хр. 63/17). Стилистика оригинала сохранена. Документ впервые был опубликован в книге В.И. Фомина "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг.: Док. и свидетельства". — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010; с 309-310 . Фото из серии «1-я гвардейская мотострелковая бригада». 1943 год. Автор фото: Аркадий Шайхет. Источник фото: МАММ / МДФ. Благодарим Ирину Никитину (компьютерный набор текста) за помощь в подготовке материала.
«Предлагаемая ниже публикация представляет собой практическое руководство, составленное Ю.Б. Каравкиным для начальников и кинооператоров фронтовых киногрупп. Шёл третий год войны, и у автора уже была возможность спокойно и обстоятельно проанализировать отснятую к тому моменту фронтовую кинохронику, сделать соответствующие выводы и подготовить конкретные рекомендации. По сути, данный документ формулирует основные требования к фронтовым киногруппам с учетом перехода Красной Армии от обороны к решительным наступательным действиям. Все эти требования изложены автором по-военному чётко и понятно и не требуют каких-либо дополнительных комментариев. И это при том, что Ю.Б. Каравкин был человеком сугубо гражданским, хотя и работал в то время в отделе фронтовых киногрупп Главкинохроники.
Особо хочется остановиться на рекомендации снимать наступательные боевые действия с востока на запад. Данный подход станет более понятным, если акцентировать внимание на печатных информационных материалах того времени — они часто содержали карты, на которых было видно, как Красная Армия постепенно продвигалась на Запад. Сознательно или подсознательно советский человек воспринимал направление этого движения как направление к Победе. Это был важный психологический момент. Кстати в гитлеровской кинохронике 1941 года (в той части, где было представлено стремительное и победоносное наступление германских войск) преобладает обратное движение — с запада на восток. Вспомним лозунг «Drang nach Osten» (натиск на восток) — так ещё в средние века было сформулировано стремление германских завоевателей подчинить себе славянские земли. Однако в 1943 году стало понятно, что этим планам не суждено сбыться».
Начавшееся нынешним летом безостановочное наступательное движение Красной Армии должно было, естественно, изменить содержание кино-репортажа с фронтов. В дни и месяца затишья кино-группы снимали главным образом тематические сюжеты, теперь же задача операторов почти всех фронтов стала предельно определённой – отражать боевые наступательные действия, их подготовку, их ход и результаты.
Опыт последних месяцев показывает, что операторы преимущественно снимали результаты наступления, то-есть освобождённые города, отдельные населённые пункты, причём в отдельных случаях съёмки здесь велись через несколько дней после вступления Красной Армии. Слишком редко фиксировали операторы подготовку к военным операциям, ещё реже – непосредственные батальонные моменты.
В этом – огромный недостаток деятельности фронтовых киногрупп в период летне-осеннего наступления наших войск. В результате этого кино-хроника не может воссоздать во всей полноте картины успешного движения вперёд Красной Армии, зритель не получает документального показа героического наступления, ведущего к разгрому врага.
Работа кино-групп должна быть немедленно улучшена самым решительным образом. Надо безотлагательно добиться того, чтоб на Студию непрерывными потоками шёл животрепещущий, актуальный, полноценный хроникальный материал с фронтов отечественной войны.
Чтоб изменить качество свой работы, руководители групп и все операторы должны понять в чём заключались и заключаются вплоть до сегодняшнего дня её недостатки. Вот чего не хватает в работе кино-хроникёров и в репортаже с фронтов:
Манёвренность
Снимать армию наступления надо, обладая гибкой манёвренностью коллектива кино-группы. Такой манёвренности, соответствующей манёвренности армии, нет ещё у кино-операторов. Этот момент организационного порядка в чрезвычайно сильной степени отражается на содержании репортажа. Оператор должен отрешиться от настроений позиционного периода войны, от стояния на месте, от медлительности. Война сейчас это – непрерывное движение вперёд, и надо привыкнуть к тому, что такой она будет до того момента, пока не завершится нашей победой. Итак, первая задача – непрерывно двигаться вместе с передовыми частями армии. Нельзя отставать от войск, ведущих авангардные бои с противником, нельзя запаздывать со съёмками наиболее важных моментов наступательных операций. Такое запаздывание привело к тому, что группой Западного фронта не были отсняты бои за Смоленск, а группами украинских фронтов – сорваны съёмки боевого форсирования Днепра.
Охват операции в целом
Большие успехи армии – занятие крупных пунктов, форсирование рек и т.д. – являются результатом комбинированных операций различных родов войск, иногда – результатами взаимодействия ударов с суши и с воды. Эти особенности должны быть выразительно запечатлены на плёнке. Хорошо охватила операцию в целом кино-группа Брянского фронта, показав бои на Орловском плацдарме и затем взятие Брянска.
Удачное отражение нашли комбинированные действия наземных и морских сил у операторов, снимавших взятие Новороссийска. А взятие донбасских городов, например, не иллюстрируется репортажем о взаимодействии пехоты, артиллерии, авиации. Нет показа разнообразия военных усилий в съёмках, посвящённых городам Полтава, Кременчуг и другим.
Происходит такая неполноценность в репортаже из-за неправильной расстановки операторов. Это в свою очередь имеет причиной плохую осведомлённость руководителя кино-группы об особенностях военной ситуации на данном участке фронта, плохую связь с военным штабом. Операторы готовятся в съёмкам и проводят их в случайных пунктах, один не знает о работе другого, в результате все снимают либо только автоматчиков, либо только артиллеристов.
В каждой операции есть свой узловой центр. Победа в этом центре знаменует удачное решение всей военной задачи. Иногда надо сосредоточить для съёмок событий в этом узле всех операторов группы (так надо было поступить при боях за Смоленск).
Подлинная правда войны
Снова и снова – репортаж должен быть по-настоящему документальным. Съёмка бойца, находящегося в блиндаже на передовом крае, должна именно там производиться. Только тогда лицо воина, его поведение, вся атмосфера происходящего будут говорить о правде войны.
Просто портретный план бойца в окопе – в действительный момент боя – больше волнует, наполнен большим внутренним напряжением войны, чем сложный сюжет, заснятый вдали от поля сражений. Такими правдивыми кадрами отличается репортаж с Волховского фронта о боях в районе Мги.
Показ правды войны это – показ не только героики боевых действий, но и показ тяжестей, суровости испытаний, смерти воинов, погибающих за Родину. Репортаж, рассказывающий о гибели фронтовика, это тоже репортаж, увековечивающий героику войны. Так заснял под Харьковым т. Орлянкий смерть майора Рудика, так т. Панов был под Духовщикой свидетелем того, как автоматчик Уваров участвовал в бою, убит в этом бою и похоронен товарищами. Можно утверждать, что эти операторы не только первыми дали материал такой потрясающей силы, но и оставили в плёнке вечный памятник павшим героям.
Предварительное изучение предстоящих мест съёмок
Кино-операторы обязаны изучать историю городов и районов, лежащих впереди на пути Красной Армии. Оператор должен знать, чем знаменит город, за который идут сейчас бои, каковы его достопримечательности, памятники, культурные учреждения и ценности.
Только такая подготовка поможет хроникёру с первых же моментов снимать в освобождённом городе самое интересное, самое своеобразное. Без такого предварительного изучения вне поля зрения кино-оператора останутся чрезвычайно важные объекты, а съёмки зафиксируют случайные места в городе, первые попавшиеся дома, не связанные ни с его давней историей, ни с гражданской войной, ни с годами социалистического строительства.
В сущности, мы коснулись сейчас вопроса о повышении культурного уровня кино-операторов. С перед Главкинохроникой стоит неотложная задача – помогать операторам в изучении предстоящих мест съёмок. Но сами кино-корреспонденты должны этим сейчас заняться, так же, как занимаются этим корреспонденты газет.
Разумеется, первоочередным делом оператора в освобождённом городе является съёмка горячих следов боевых событий. Но вместе с тем обязателен и показ его культурных богатств – что они сейчас собой представляют, что уцелело, что разрушено.
Направление движения Красной Армии
Это относится к очень важному зрительному моменту, который стал особенно значительным сейчас, при непрерывном наступлении Красной Армии.
Мы наступаем на врага с востока на запад, то-есть справа налево. Так и надо стараться изобразить действия наших войск. Это придаёт репортажу наглядность. Операторы же, снимая сюжет о бое за определённый пункт, дают планы с военной техникой и бойцами и вправо и влево. Такой разнобой в направлении затрудняет монтаж, обрекает ряд планов на отбраковку, разбивает цельность впечатления о направлении удара Красной Армии.
Не всегда, конечно, можно сохранить принцип съёмок справа налево. Поэтому мы не можем считать его обязательным, но он – чрезвычайно желателен.
Крупный план
В последнее время зритель особенно требует крупных планов в репортаже с фронтов. Зритель хочет видеть как можно ближе и подробнее людей, участвующих в победных боях, военную технику родной Красной Армии, места сражения. Документальная сила хроники во много раз увеличивается благодаря крупному плану.
Между тем, фронтовой репортаж изобилует главным образом общими и средними планами.
Конечно, крупные планы, в особенности – портретные, налагают на оператора больше ответственности за содержание кадра, требуют больше наблюдательности, а подчас и больше смелости, но съёмку крупных планов необходимо ввести в правило.
Многие недостатки в работе операторов объясняются непониманием свой роли в истории Великой Отечественной войны, а следовательно, в истории нашей страны и всего мира.
Деятельность операторов оставляет для грядущих лет, для всего будущего – бессмертные документы этой величайшей войны. Только кино-хроника даст нашим потомкам возможность увидеть подлинное лицо войны, героический эпос борьбы свободолюбивых народов против фашистских варваров. В сущности, роль кинооператора с точки зрения исторической совершенно неизмерима. Трудно представить себе деятельность более почётную, чем труд фронтового кино-оператора. Этим объясняется и огромный интерес народа к плодам этого труда – кинорепортажу с фронтов, и внимание, которое оказывает к работе кино-хроникёров, к их успехам советское правительство.
Кино-операторы должны понять всё значение своего профессионального долга в дни войны. Они обязаны оправдать каждой своей съёмкой роль мастеров, делающих бессмертными живые картины грандиознейшей эпопеи человечества.
Ю. Каравкин
1943 г.