Операторы и работники фронтовых киногрупп. Воронцов Александр Ефимович


14.08.2021

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 685-686 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Артиллеристы играют в волейбол. г. Бреслау, Германия (ныне г. Вроцлав, Польша). Весна 1945 года". Автор фото: Анатолий Егоров. Источник фото: МАММ / МДФ.

Воронцов Александр Ефимович (1919–1991)

Кинооператор, кинорежиссер. Родился в г. Мстиславль Моги­левской губернии. Русский. Социальное происхождение – из слу­жащих. Беспартийный. В 1942 с отличием окончил операторский факультет ВГИКа. В 1939–1941 – ассистент оператора киностудии «Мосфильм». С 1943 – оператор Центральной студии кинохрони­ки в составе киногруппы 1-го Белорусского фронта, а с февраля 1944 г. – 1-го Украинского фронта. Снимал для СКЖ, фильмов «Крылья народа», «От Вислы до Одера», «Освенцим», «Австрия» и др.

К его работе и поведению во фронтовой хронике были серьезные претензии. Начальство упрекало его в излишнем самомнении, зазнайстве и некритическом отношении к своей работе, что не могло способствовать творческому ро­сту.

«С августа по ноябрь асс. оператора Воронцов работал в Карпатах вместе с асс. опер. Бровиным.

Съемка войны в горах сопряжена с большими трудностями, особенно в период осен­ней распутицы и бездорожья. Работать необходимо было пешком, неся аппаратуру на себе. В этих условиях Воронцов снял несколько сюжетов, получивших неплохой отзыв редакции.

Большого творческого роста нельзя отметить у асс. оператора Воронцова благодаря его некритическому отношению к своей работе. Излишнее самомнение, полнейшее от­сутствие скромности, зазнайство – этими качествами Воронцов обладает в полной мере. Наблюдаются случаи недисциплинированности. За невыполнение приказания нач. кино­группы ему в декабре 1944 г. приказом по Центральной студии кинохроники был объяв­лен выговор.

За время наступления войск 1-го Украинского фронта январь – февраль 1945 г. Ворон­цов пока не дал интересного боевого материала.

Начальник киногруппы 1-го Украинского фронта майор Ошурков».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 32.)

Тем не менее, в итоговой характеристике былые прегрешения были подзабыты:

«Ра­бота молодого ассистента была впервые отмечена в связи со съемками взятия Тарнополя [Тернополя]. В предыдущей характеристике мы указывали на то, что именно в Тарнополе Воронцов проявил большую выдержку, смелость и понимание своего профессионального долга. Это дало основание уже в октябре 1944 г. перевести его в ассистенты оператора 1-й категории. Работа тов. Воронцова в последний год войны показывает, что тарнопольские съемки не были простой случайностью, но давали действительное основание для хоро­шей аттестации молодого ассистента.

С июля 1944 г. по май 1945 г. им снято большое количество сюжетов и материалов: "Трагедия двух городов", "Форсирование Западного Буга", "Город Сакаль", "Бои в Польше", "Город Сандомир", "Летчики-истребители", "Тяжелая артиллерия", "В Карпатах", "Дети и война", "Защитники Москвы", "Военный совет", "Патриотическая семья", "Пехота в бою", "На переднем крае", "Танки в бою и на марше", "Взятие гор. Кельце" и др.

Значительная часть материала была использована во второй серии фильма "Украина", фронтовом выпуске "В Верхней Силезии", в фильме "Александр Покрышкин", спецвыпуске "Освенцим", а также принята для фильма "Освобождение Чехословакии" и "Победа". Луч­шие съемки тов. Воронцова – "Освенцим", "Авиация", "Бои в Бреславле" – премированы.

Завершающий год войны был годом серьезных творческих успехов т. Воронцова. Его стиль – это стиль живого, смелого, быстро действующего и остро думающего корреспондента хроники. Сейчас он работает уже вполне самостоятельно, серьезно работает над повышением своей квалификации и расширением запаса знаний. Дисциплинарных взысканий не имеет».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 295. Л. 19.)

После войны – на ЦСДФ.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Ни днем, ни ночью не утихают бои в Карпатах...»

«В КАРПАТАХ»

24 октября 1944 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист

Операторы: Воронцов, Бровин  

Ни днем, ни ночью не утихают бои в Карпатах. Бездорожье, часто выпадающие до­жди мешают продвижению наших войск. Преодолевая трудности, наши части отбивают контратаки, перемалывая живую силу и технику противника.

Нами сняты отдельные эпизоды, показывающие своеобразие военных действий в ус­ловиях Карпат.

Бойцы знают, что «кто вышел в горах, тот хозяин на поле боя».

Там, где подчас не ступала нога человека, теперь идут тягачи, машины, «катюши». Там, где не может прийти на помощь техника, люди принимают все бремя войны на себя. Вот расчет, желая использовать господствующую высоту, тянет свое орудие вверх, чтобы через несколько минут открыть огонь по врагу.

Несмотря на частые туманы и плохую видимость, бои не утихают. Используя невоз­можность просматривания местности, на передовую подвозят боеприпасы, питание. Для этой цели используются вьючные животные. С поля боя эвакуируются тяжелораненые бойцы.

На ряде кадров даны стреляющая артиллерия и минометы на фоне Карпатских гор и лесных массивов.

Кроме того, снят ряд пейзажных планов Карпат. Материал снят как подготовительный.

Всего снято 280 метров.

Воронцов, Бровин.

Подлинник. Машинопись.

«Нами снят город Замосць...» [1]

«В ПОЛЬШЕ»

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 1015

Операторы: Воронцов, Павлов А.

Снято 445 метров, пленка СЧС-2, эм. № 5112, 4 коробки

Нами снят город Замосць в первые часы его освобождения, город был взят нашими под­разделениями с ходу, небольшой гарнизон противника бежал из города, не успев причинить городу каких-либо серьезных разрушений, кроме 2-3-х небольших очагов пожара.

Население города вышло на улицы встречать свою освободительницу Красную Армию. С балконов и окон домов свешиваются польские флаги, повешенные, кстати говоря, одним из наших генералов, он их привез с собой. Горожане обступили наших бойцов и офицеров, расспрашивая их о всех новостях. Сняты улицы города, городская площадь с ратушей и тол­пами народа, проходящая по городу наша артиллерия. Снята бывшая царская пороховница (арсенал), каменное круглое здание, к которому направляются толпы людей. Там, во дворе и в камерах, немцы замучили и расстреляли более 10 000 поляков и евреев. Снят горожа­нин города Замосць Ямпольский, чудом спасшийся из этого лагеря пыток. Он рассказывает своим согражданам о мучениях, перенесенных им в этом застенке.

Остальной материал снят на подступах к Висле.

По лесам и дорогам, объезжая взорванные немцами мосты, движется наша славная пехота и боевая техника. Только что построили временную переправу через речушку.

Проходят тяжелые понтоны Вислы. Отступающий противник оставляет команды под­жигателей, они сжигают польские деревушки, от которых остаются только печные трубы и груды пепла. В селении Госьцерадув на Висле остался только один костел.

Немцы ушли на западный берег Вислы, широкой и многоводной реки, за которой они думали отсидеться. Но наша артиллерия и гвардейские минометы бьют на их позиции, под их огневой завесой наши понтонеры подготовляют переправу.

Просим особенно тщательно проявить 55 м залпа гвардейских минометов.

Подлинник. Машинопись.

_______________________
1. Город Замосць был освобожден Красной Армией 25 июля 1944 г.

«Однажды, участвуя в поиске разведчиков за "языком", он переоделся девочкой...»

«ЮНЫЙ КАВАЛЕР ОРДЕНА СЛАВЫ»

3 ноября 1944 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист №№ 1598, 1602

Операторы: Бровин, Воронцов

В тяжелые дни немецкого наступления на Сталинград осенью 1942 г. три юных мо­сковских патриота убежали из дома и тайком пробирались на фронт. Недалеко от линии фронта два мальчика, не выдержав трудностей, вернулись обратно. Третий, двенадцати­летний мальчик Володя Бажанов, все же ухитрился пристать к одной из частей Воронеж­ского фронта и был, по его просьбе, определен в разведчики. С этого дня началась его боевая солдатская жизнь. Много сел, городов и рек прошагал за два года войны Володя Бажанов. Бойцы полюбили этого смелого веселого паренька; сочиненные им стихи и пес­ни с удовольствием слушались в свободную минутку его взрослыми друзьями. Не раз в тяжелые моменты боя Володя проявлял свое мужество и отвагу.

Командование высоко оценило его боевые достоинства – он был награжден медалью «За отвагу».

От Воронежа до Карпат – таков боевой путь молодого солдата.

Однажды, участвуя в поиске разведчиков за «языком», он переоделся девочкой и недалеко от переднего края немецкой обороны натолкнулся на заблудившегося фрица и привел его к нашей засаде. Командование полка, используя показания пленного, [нрзб.] атаковал занятый немцами населенный пункт и освободил его. За успешное выполнение боевого задания Володя Бажанов был награжден орденом <…>.

В сюжете сняты следующие эпизоды:

Карпаты. Пробираясь по лесу, группа разведчиков идет на выполнение задания за «языком». Среди них мы видим юного разведчика Володю Бажанова. В руках он несет платье девочки, которое должно служить ему маскировкой при встрече с немцами. На коротком привале командир разведки дает последние указания Володе. Разведчики идут в засаду, а Володя идет за «языком». Через некоторое время Володя приводит к засаде заблудившегося фрица. Короткая схватка и немец пленен. Разведчики ведут «языка».

Вечером утомленные бойцы, собравшись у костра, с удовольствием слушают песни Володи. Утром предстоит бой.

В следующем эпизоде показан бой за населенный пункт. Среди участников этого боя мы ви­дим Володю, под огнем противника подтаскивающего патроны к своему другу – пулеметчику, бывалому солдату Виктору Сергеевичу Чернобаю. (Чернобай снят стреляющим из пулемета.)

После боя в занятой деревне командир полка полковник Проценко вручил ордена Славы отличившимся воинам. Среди них мы видим, как получают награды Володя Бажа­нов и Чернобай (с перевязанной рукой).

Солдаты, награжденные орденами, в дружеской беседе с ком. полка благодарили за награждение и поклялись еще сильнее бить фрицев. (Эпизод снят за столом.) Среди при­сутствующих, ранее нам знакомых, мы видим полковника [нрзб.] (на груди слева – 4 ордена, справа – 1) – начальника политотдела корпуса.

Володя Бажанов – старший сержант.

Чернобай В.С. – рядовой, бывший участник войны в Карпатах.

Всего снято – 330 метров.

Операторы Бровин, Воронцов.

Незаверенная копия. Машинопись.

На монтажном листе сделана отметка «Летопись».

«БРЕСЛАУ ПОСЛЕ КАПИТУЛЯЦИИ»

Монтажный лист № 836

Оператор: Воронцов

Снято 700 м. Пленка «Суперпан»

После 2-х с половиной месячной осады гарнизон города Бреслау был вынужден капи­тулировать. В посылаемом материале съемки Бреслау после капитуляции.

Бесконечные колонны пленных немцев, двигающиеся с полным снаряжением по со­вершенно разрушенным улицам города. Командование разрешило им взять все свои личные вещи, подводы, машины. Разрушенный город – результат блестящей работы на­шей авиации и артиллерии. Гражданские немцы, радующиеся окончанию ада. Проходы наших тяжелых самоходных орудий по разрушенным улицам. Офицерское кладбище в городе Бреслау. Группа бойцов пришла навестить могилу своего командира роты. Мо­гила оператора Быкова, центральный пересыльный лагерь Буркваище, отсюда тысячи заключенных пересылались в другие лагеря, которыми заполнена была вся Европа. Реги­страция оставшихся заключенных. Радость освобождения, танцы в лагере, русские дети. Песни французов. Детали быта.

Встреча генерала Захарова с командиром немецкого гарнизона города генералом от инфантерии Нигофом. Проходы их в сопровождении штаба Нигофа и советских офицеров. Крупные планы.

Празднование Дня победы в Н-ской части (полковник Лев) и Н-ской части (полковник Ерошенко). В Н-ской части выступает старшина Козловский, первый вышедший на Одер в городе Бреслау (празднование происходит на поле). В Н-ской части выступает полков­ник Бочаров и капитан Матюшкин, участник чапаевских боев. Празднование проходит на зеленой полянке. Празднование Дня Победы в Н-ской части. Генералитет армии на трибу­не (данные у Филиппова). Выступление (читает приказ). Проходы войск перед трибуной. Крупные планы командования.

Воронцов.

«Пехота делала марши по 50–60 километров в сутки...»

«НАСТУПЛЕНИЕ ВОЙСК 1-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА»

8 февраля 1945 г.

Монтажный лист

Оператор: Воронцов

200 метров. Пленка СЧС-2

Мощная артподготовка, длившаяся более 2-х часов, подняла на воздух землю, укре­пленную противником. Первая и вторая линии обороны были пройдены пехотой без еди­ного выстрела – не было в кого стрелять, и только на третьей линии уцелели разбитые остатки полков и батальонов, слабо отбивавшихся от лавины наших войск.

Дальнейшее наступление было столь стремительным, что немецкие тылы еле-еле успевали отходить, неся колоссальные потери.

Пехота делала марши по 50-60 километров в сутки, чтобы не дать противнику ото­рваться и закрепиться на многочисленных промежуточных рубежах.

Разбитые машины, боевая техника, сотни трупов устилали дорогу отступающих немцев. Мощные колонны свежих армий, вооруженных новой техникой, новыми видами оружия двигались беспрерывным потоком, заполняя все дороги, ведущие на запад.

Перешагнув границу «генерал-губернаторства» (как называли немцы оставшуюся территорию Польши), наши войска вступили на землю, заселенную немецкими колони­стами из Прибалтики, Украины, Белоруссии.

Все города и деревни пусты.

По приказу Гитлера население должно уходить вглубь Германии – за Одер. Все иму­щество оставлено в полном порядке. Конюшни, хлева, свинарники заполнены скотом, за которым три года ухаживали наши девушки и женщины, угнанные в рабство.

Фронт на всем своем протяжении вышел на Одер и с ходу создал на его западном берегу несколько плацдармов, которые затем в результате прорыва были расширены и сейчас служат прочным трамплином для дальнейшего наступления войск фронта в глубину фашистского логова.

Снято:

Продвижение наших войск – артиллерии, пехоты, танков.

Отдых пехоты после длинного марша в лесу.

Разбитая техника противника, дороги, заставленные сгоревшими автомашинами, ар­тиллерийские позиции с разбитыми орудиями и прислугой.

Горящие и сгоревшие немецкие танки.

Колонна пленных немцев, двигающихся на запад, и колонна немецких быков, отправ­ляющихся в тыл – на восток.

Горящие польские города и деревни.

Встреча советских танков в маленьком польском местечке.

В занятой танками деревне прочесывание дворов и сараев автоматчиками, взятие в плен немцев. В сгоревшем сарае трое немцев заживо сожгли себя.

Наши войска в городе Шильдберг.

Весь материал снят в одной дивизии.

Сам Волкович снят и послан ранее в материале совместно с Арабовым (пехота в бою).

Основные съемки были произведены во время движения с полком Бабенко, также снятом ранее.

Оператор Воронцов А.

Подлинник. Машинопись.


Материалы по теме